урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Истимирова Айгуля Сарлываевна

Интегрированный урок по теме "Местоимение" позволяет убедиться в богатстве местоимений в русском языке, познакомиться с дополнительными материалами по истории языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока20.62 КБ
Файл презентация к уроку100.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5 классе (русский язык и английский язык).

Проведён в рамках работы ШМО гуманитарного цикла учителем русского языка Истимировой А.С. и учителем английского языка Нусс Е.Н.

Тема: «Местоимение. Лингвистическая лаборатория».

Цели: 1.Обобщить знания по теме «Местоимение», рассматривая некоторые вопросы углубленно; заложить основу для изучения синтаксиса сложноподчинённых предложений в 9 классе; обозначить межпредметные связи.

2.задействовать на уроке весь ученический коллектив; воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку;

3.дать ученикам прикоснуться к настоящей науке, учить их свободно мыслить, работать над престижем преподаваемых предметов.

Оборудование: презентация (ЭОР, составленный педагогами ).

Ход урока:

!. Орг. Момент.

Н.Хикмет: Если я гореть не буду,

Если ты гореть не будешь,

Если мы гореть не будем,

Кто ж тогда рассеет мрак!

Как эти слова соотносятся с темой урока?

-Запишите тему урока и подумайте, какую работу (деятельность) предполагает заявленная тема? Каков смысл (лексическое значение) слова лаборатория? (Обращение к цитате из словаря С.И.Ожегова).

-А что значит прилагательное лингвистический?

2.Формулирование темы и целей урока.

-Сегодняшний урок – один из заключительных по теме «Местоимение», сегодня посмотрим на местоимение свежим взглядом, пусть такая знакомая нам часть речи откроет нам свои новые секреты.

3.Повторение изученного.

 Начнём работу с разминки.

. -Каждый ряд задаёт вопросы рядам-соперникам по теме «Местоимение», за вопрос и ответ фиксируются баллы в таблице на доске.

4.Лингвистический опыт.

Сегодня в нашей лаборатории 3 вопроса: исторический, грамматический и межъязыковой. Посмотрите на слайд.

:   нет..?        Она      получил..?

                      дал..?        Он       пошёл..?

                      доволен..?  Они   встретился..?

Цель опыта: объяснить появление начального звука н в формах косвенных падежей местоимений 3-го лица. Поставьте данные местоимения в нужную форму, обозначьте падежи и сравните падежные формы слева и справа:

          Р.п                           Р.п

Нет её – получил от неё

          Д.п                       Д.п

Дал ему – пошёл к нему

                     Т.п                                  Т.п

Доволен ими – встретился с ними

Какой вывод напрашивается?

Почему н появляется именно после предлога?

Дело в том, что некоторые древние предлоги исконно имели в своём составе согласный н, такими предлогами были вън, кън, сън. Когда эти предлоги употреблялись с формами косвенных падежей местоимений, происходило переразложение состава слов и согласный н присоединялся к местоимению. Запишем:

Вън    кън    сън

Вън   его – въ него

Кън   ему – къ нему

Сън    им – съ ним

Найдите следы этого процесса (а также древние предлоги) в следующих словах:

Внушить, снедь, внутрь.

5.Эксперимент.

Цель следующего эксперимента – научиться отличать друг от друга вопросительные и относительные местоимения и подчинительные союзы.

Задание: спишите, обозначая члены предложения, а также местоимения и союзы.

Книга лежит на столе.

Что лежит на столе?

Я знаю, что лежит на столе.

Я знаю, что на столе лежит книга.

Выводы:

1.Вопросительное местоимение является членом вопросительного предложения.

2. Относительное местоимение является членом СПП и в то же время связывает его части.

3.Союзы, в отличие от местоимений, членами предложения не являются.

6.Контрольные вопросы.

1.Обозначьте местоимения и союзы в следующих предложениях.

«Кто победил?» – спросили мы.

Он ответил, что неизвестно ещё, кто победил.

Он ответил, кто победил.

Фильм, что мы смотрели вчера, поставлен по одноимённому роману.

2. Продолжите предложение дважды, чтобы в одном случае что было относительным местоимением, а в другом – союзом.

Я думаю, что…

7. Межъязыковой опыт.

Цель: сравнить системы личных местоимений в русском и английском языках.

-Сколько форм представлено в системе склонения русских личных местоимений?

- Как это узнать?

Работа с таблицей (слайд 20).

8 местоимений*6падежей=48форм.

-Рассмотрим систему английских личных местоимений. Сколько форм представлено здесь? (21слайд).

-В английском языке личные местоимения имеют не 6, как в русском, а 2 падежа: именительный падеж и объектный падеж. Таким образом, грамматические возможности русского языка в 3 раза богаче и разнообразнее, нежели в английском.

Переведите на русский язык следующие предложения.

Do you understand me?

Please, give me your book.

What do I need to take with me?

Ты понимаешь меня?    

Пожалуйста, дай мне свою книгу.

Что мне нужно взять с собой?

-Что показывает перевод?

-Очевидно, что вместо одной и той же формы объектного английского языка русский язык в каждом случае требует особую падежную форму.

-Взгляните ещё раз на таблицу английских личных местоимений. Какую особенность заметили? Что можно сказать о местоимении 2 лица? Проиллюстрируйте это с помощью перевода.

What do you mean?

I think  you are both wrong.

Now, children, I ll tell you a funny story.

Что ты имеешь в виду?

Я думаю, вы оба неправы.

А сейчас, дети, я расскажу вам забавную историю.

-Итак, мы ещё раз убедились, что русский язык обладает широкими грамматическими возможностями благодаря богатой системе склонения.

8.Работа с пословицами.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.

Хорошо того учить, кто хочет всё знать!

Почему именно этими пословицами закончим наш урок?

Какая из пословиц относится к деятельности учителя на уроке, а какая к вашей деятельности?

9.Итог урока.

Что нового узнали вы сегодня в ходе нашей лабораторной работы?

Какие общие выводы для себя сделали?

Какой из рассмотренных вопросов заинтересовал вас больше всего?

Изменилось ли ваше отношение к языку (как к науке) после сегодняшней встречи?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе. Местоимение. Лингвистическая лаборатория.

Слайд 2

Лингвистическая лаборатория -

Слайд 3

По словарю С. И. Ожегова: «Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются опытами» Лингвистический – относящийся к лингвистике, науке о языке.

Слайд 5

Цель урока:

Слайд 6

Цель урока: узнать секреты местоимений- существительных; Повторить изученное; Подготовиться к контрольной работе.

Слайд 7

Разминка 1ряд 2 ряд вопрос ответ

Слайд 8

Лингвистические опыты Исторический Грамматический межъязыковой

Слайд 9

Первый эксперимент Цель: объяснить появление начального звука н в формах косвенного падежа местоимений 3 лица. Задание: нет..? Она получил..? дал..? Он пошёл..? доволен..? Они встретился..? Поставьте данные местоимения в нужную форму, обозначьте падежи и сравните падежные формы слева и справа.

Слайд 10

Р.п Р.п Нет её – получил от неё Д.п Д.п Дал ему – пошёл к нему Т.п Т.п Доволен ими – встретился с ними Какой вывод напрашивается?

Слайд 11

Внушить – вънушити – вън+уши ( ти ) Снедь – сънедь – сън+едь («еда»)

Слайд 12

Почему н появляется именно после предлога? Вън кън сън Вън его – въ него Кън ему – къ нему Сън им – съ ним Найдите следы этого процесса (а также древние предлоги) в следующих словах: Внушить, снедь, внутрь.

Слайд 13

Внушить – вънушити – вън +уши( ти ) Снедь – съньдь – сън + ьдь («еда») Внутрь – вънутрь – вън + утрь («утроба», «нутро»).

Слайд 14

Эксперимент № Цель: научиться отличать друг от друга вопросительные и относительные местоимения и подчинительные союзы. Обозначьте в данных предложениях члены предложения, местоимения и союзы.

Слайд 15

Книга лежит на столе. Что лежит на столе? Я знаю, что лежит на столе. Я знаю, что на столе лежит книга.

Слайд 16

Выводы: 1. 2. 3.

Слайд 17

Контрольные вопросы. Обозначьте местоимения и союзы в следующих предложениях. «Кто победил?» – спросили мы. Он ответил, что неизвестно ещё, кто победил. Он ответил, кто победил. Фильм, что мы смотрели вчкра , поставлен по одноимённому роману.

Слайд 18

Продолжите предложение дважды, чтобы в одном случае что было относительным местоимением, а в другом – союзом. Я думаю, что…

Слайд 19

Опыт Цель: сравнить системы личных местоимений в русском и английском языках. Сколько форм представлено в системе склонения русских личных местоимений? Как это узнать?

Слайд 20

Лицо Единственное число Множественное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо

Слайд 21

Система английских личных местоимений. Personal pronouns I me we us you you you you He She it Him Her it they them

Слайд 22

Эксперимент Do you understand me? Please, give me your book. What do I need to take with me?

Слайд 23

Ты понимаешь меня? Пожалуйста, дай мне свою книгу. Что мне нужно взять с собой? Что показывает перевод?

Слайд 24

What do you mean? I think you are both wrong. Now, children, I ll tell you a funny story.

Слайд 25

Что ты имеешь в виду? Я думаю, вы оба неправы. А сейчас, дети, я расскажу вам забавную историю.

Слайд 26

Итоги урока. Что нового узнали вы сегодня в ходе нашей лабораторной работы? Какие общие выводы для себя сделали? Какой из рассмотренных вопросов заинтересовал вас больше всего? Изменилось ли ваше отношение к языку (как к науке) после сегодняшней встречи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...