Рабочая программа русский язык 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Рабочая программа русский язык 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkij_11_klass.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Белгорода

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Локтева Н. В.


Протокол № ___ от

«____»____________ 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 4 г. Белгород

_________Медведева Л. И.


«____»___________ 2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4 г.Белгорода

_________Самойлова Т. Н.


Приказ № ___ от «___»_____________ 2012 г.

Рабочая программа

по русскому языку

Класс: 11 «Б» (базовый уровень)

Учитель Медведева Л. И.

2012 год

  1. Раздел 1. Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2012 г. (учебник:  Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2010).

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

- соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа предназначена для обучения  на дому ученицы 11 Б класса Мухиной Ольги.

          Цели реализации данной программы:                                                                                                          

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;

• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

• применение полученных знаний и умений в речевой практике.

            Период обучения в 5-11 классах охватывал практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенции.

            Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

            Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

            Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:

  1. воспитать гражданина и патриота;
  2. сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
  3. развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
  4. углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  5. совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  6. применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.

                      Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

           В учебном плане МБОУ СОШ №4 на изучение русского языка в 11 Б классе отводится 34 часа. В связи с особенностими расписания и выпадением уроков на праздничные дни календарно-тематическое планирование сокращено на 1 час и составляет 33 часа.

                      Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

  1. личностно-ориентированное обучение;
  2. ИКТ;
  3. метод проектов;
  4. исследовательские работы обучающейся;
  5. технология подготовки к ЕГЭ;
  6. игровые технологии.

            Формы промежуточного контроля в 11 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тестирование, изложение, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, лингвистический, речеведческий, комплексный анализы текста.

Общее количество контрольных работ

класс

11

Базовый (А)

Контрольное тестирование

2

Сочинение

4

           

             

Раздел 2 . Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:        

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  5. использовать основные  приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за уровнем обучения учащихся 10 - 11 классов осуществляется по трём направлениям:

  1. учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;
  2. учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка;
  3. учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Подготовка к ЕГЭ

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации

7.09.12

2

Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи

В3

14.09.13

3

Понятие о предложении. Классификация предложений.

А9

21.09.13

4

Простое предложение. Двусоставные и односоставные предложения.

28.09.13

5

Тире в простом предложении.

5.10.12

6

Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.

12.10.12

7

Рр Сочинение – рассуждение по предложенному тексту в форме, приближенной к ЕГЭ

С1

19.10.12

8

Однородные члены предложения.

А22

26.10.12

9

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

А21, В5

9.11.12

10

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

А21, В5

16.11.12

11

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

23.11.12

12

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленный членах предложения.

30.11.12

13

Тестирование в форме, приближенной к ЕГЭ

7.12.12

14

Знаки препинания при сравнительном обороте.

14.12.12

15

Рр Сочинение – рассуждение по предложенному тексту в форме, приближенной к ЕГЭ

С1

21.12.12

16

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях.

А22

28.12.12

17

Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях.

А22

18.01.13

18

Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах

25.01.13

19

Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

В6, А24

1.02.13

20

Рр Сочинение – рассуждение по предложенному тексту в форме, приближенной к ЕГЭ

8.02.13

21

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

А25

15.02.13

22

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении  с несколькими придаточными

А26

22.02.13

23

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

А23

1.03.13

24

Сложные предложения с разными видами связи

А25

15.03.13

25

Период. Знаки препинания в периоде.

22.03.13

26

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах.

5.04.13

27

Рр Сочинение – рассуждение по предложенному тексту в форме, приближенной к ЕГЭ

С 1

12.04.13

28

Употребление знаков препинания

19.04.13

29

Язык и речь. Нормы литературного языка

26.04.13

30

Стиль. Классификация функциональных стилей.

3.05.13

31

Текст. Основные признаки текста. Из истории русского языкознания

10.05.13

32

Тестирование в форме, приближенной к ЕГЭ

17.05.13

33

Итоговый урок

24.05.13

Раздел 4. Основное содержание предмета

 Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.  Классификация предложений.

Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.

 Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

   Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

   Синонимия разных типов простого предложения.

   Простые осложненное и неосложненное предложения.

   Синтаксический разбор простого предложения.

  Однородные члены предложения

  Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

  Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

  Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

  Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.

  Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

   Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

  Обособленные члены предложения

  Знаки препинания при обособленных членах предложения.

  Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.

  Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.

  Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

  Параллельные синтаксические конструкции.

  Знаки препинания при сравнительном обороте.

  Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.

   Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

   Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

   Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

   Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

   Период. Знаки препинания в периоде.

   Сложное синтаксическое целое и абзац.

   Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

   Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания.

 Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

   Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи

  Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

   Правильность речи.

   Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

   Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

  Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно- выразительные средства.

   Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

   Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Из истории русского языкознания.

   М. В. Ломоносов. А. Х. Востоков. Ф. И. Буслаев. В. И. Даль. Я. К. Грот. А. А. Шахматов. Л. В. Щерба. Д. Н. Ушаков. В. В. Виноградов. С. И. Ожегов.

Раздел 5. Формы и средства контроля

Основными формами промежуточного контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический).
  2. Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
  3. Словарный диктант.
  4. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
  5. Эссе (классическое, аргументированное).

Формы итогового контроля:

  1. Сочинение – рассуждение по предложенному тексту

Тексты для сочинения-рассуждения

           №1. (1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далёком волжском городе. (2)Он был третьегодник, я догнал Его в четвёртом классе в 43-м году. (3)Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и тёмно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. (4)Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. (5)Всё же я продолжал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат. (6)Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7)Однако я недолго гордился авторучкой. (8)Он отобрал у меня её. (9)Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. (10)И не только у меня, но и у всего класса.

(11)В школе нам каждый день выдавали завтраки – липкие булочки. (12)Староста нёс их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывёт из школьных недр это чудесное блюдо. (13)Я, как и все, заворачивал булочку в тетрадный листок и клал в сумку.

(14)Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы.

(15) – Давай, – говорил Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев.

(16) – Давай, – говорил он следующему, а рядом с Ним работали Лёка и Казак.

(17)Я приходил домой, и мы с младшей сестрёнкой ждали тётю. (18)Тётя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (19)Иногда она ничего не приносила.

(20)Однажды она сказала мне:

– Нина приносит завтраки, а ты нет. (21)Рустам приносит, и все ребята с того двора, а ты съедаешь сам.

(22)Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23)В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24)Чем питаются грачи? (25)Насекомыми, червяками, воздухом? (26)Им хорошо. (27)А может быть, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? (28)Низко над городом шли пикировщики. (29)Что будет со мной?

(30)Всю ночь тётя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.

(32)На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33)Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.

(34) – На, смелей, кусни!

(35)На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (36)Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. (38)Будь что будет. (39)Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.

(По В.П. Аксёнову)

№2. (1)...Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. (5)А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. (6)И тут у него есть две «ноги»: интеллект и совесть. (7)Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

(8)Мы живём в очень интересное время. (9)И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. (10)А те страницы, которые полностью исписаны, посвящены часто времени, в котором жизнь ничего лёгкого не представляет. (11)Она тогда требует от человека очень многого. (12)Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. (13)Каким? (14)На это ему дана совесть, и потому его можно судить. (15)Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог...» (16)Это неправда! (17)Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. (18)А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит, у нас нет совести. (19)Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. (20)А выбор есть всегда... (21)Выбор – вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?» (22)«Меня привели, а вы бы сами попробовали...»

(23)Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. (24)Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: как вы решились на такое дело? – отвечал: иначе я бы считал себя подлецом. (25)Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор – либо эти руки в цепях, либо я сам себя буду считать подлецом. (26)История показала, что высокая нравственность декабристов помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири.

(27)Итак, чему же учатся люди? (28)Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. (29)И только в этом случае можно говорить о культуре человека. (30) Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. (31)Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (32)Надо вырабатывать душу. (по Ю.М. Лотману)

№ 3. (1)Наука не только устанавливает границы возможного, но и безжалостно отделяет догадки от доказанных утверждений. (2)Если бы не это ограничительное правило, наука потонула бы в море суеверий, неминуемо погрязла бы в бесчисленном количестве шатких предположений.

(3)Разумеется, это очень скучная должность – отрицать всё необычное. (4)Но зато в результате такого отбора яснее выступает не мнимое, а настоящее чудо. (5)Например, ставший сейчас широко известным «парадокс близнецов». (6)Из теории относительности следует вывод, что если один из близнецов отправится путешествовать на корабле, движущемся со скоростью, сравнимой со скоростью света, то, вернувшись, он окажется моложе своего брата, не совершавшего путешествия. (7 )И это удивительное утверждение доказано не только теоретически, но и экспериментально. (8)Сверхточные атомные часы, отправленные на самолёте, после возвращения показали меньшее время, чем такие же часы, оставленные на Земле.

(9)Предположение, что жизнь существует и в других мирах, не противоречит науке, и пришельцы из этих миров могли бы посетить Землю. (10)Но нет никаких оснований утверждать, что они действительно здесь побывали. (11)Так же как и нет, по мнению специалистов, никаких оснований считать, что летающие тарелки представляют собой что-либо иное, чем явление атмосферной оптики.

(12)Вот ещё один пример. (13)Всегда считалось, что морские фауна и флора существуют только на небольших глубинах, куда проникают солнечные лучи и где возможен фотосинтез. (14)Но недавно на дне океана на глубине нескольких километров, где нет и следа солнечных лучей, были обнаружены области повышенной температуры вулканической природы, в которых, по-видимому, в результате процессов химического синтеза появились свои флора и фауна. (15)Докладывал об этом известный океанолог. (16)О чудовище озера Лох-Несс и о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». (17)Слова «нет оснований означают, что вопрос изучался и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям.

(18)Это и есть формула научного подхода: хочется верить, но раз нет оснований, тогда надо от этой веры отказаться. (по Л. Мигдалу)

   №4. (1)Недавно прочитал в журнале статью своего коллеги. (2)Говоря о нашем обществе, о наших многочисленных проблемах, он порадовался, что нынешние россияне освободились от предрассудков, от ханжества, которое так мешало нам раньше. (3)Вот тут, мне кажется, нужно кое-что уточнить.

(4)Что понимается под предрассудками? (5)Если понимать под предрассудками суеверия, ничем не оправданные предубеждения, то, конечно, такие предрассудки достойны осуждения. (6)Но вот Пушкин пишет в письме Чаадаеву: «...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; ...как человек с предрассудками – я оскорблен...» (7)И, согласитесь, вряд ли он имеет в виду суеверия, чёрных кошек и «пережитки прошлого».

(8)Предрассудки у него – это не нечто нелепое, отжившее. (9)В данном случае Пушкин говорит о том, что «включается» перед рассудком. (10)До него. (11)Раньше него. (12)О том, что живёт в сознании человека всегда, что составляет его эмоциональную и подсознательную память, что заложено в него прошлым, что не зависит от воли. (13)И что же это за предрассудки? (14)Да всё те же понятия допустимого и недопустимого,  возможного  и  невозможного,  справедливого  и несправедливого, благородного и бесчестного.

(15)Рассудочное, оценочное осмысление происходящего наступит потом, и кто знает, какими выводами и умозаключениями оно закончится. (16)Но предрассудок уже сработал, уже настроил человека определённым образом, и нельзя не принимать его во внимание.

(17)Теперь о ханжестве. (18)В любом толковом словаре пишут, что ханжа — это «лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью». (19)Всё так, и ханжество – штука действительно неприятная, но... (20)Нам-то сегодня о ханжестве только мечтать можно! (21)Нам ещё до него добраться нужно! (22)Нам ещё дожить надо до времён, когда у нас чиновники и просто граждане смогут выговаривать нужные высокие слова, понимая их смысл.

(23)Ханжа хоть и не всегда, но должен совершать действия в соответствии с теми высокими понятиями, которые его вынуждает провозглашать общественное мнение. (24)А вот ждать благородных дел и честных решений от человека, убеждённого, что благородных помыслов и честности не существует в природе, просто бесполезно. (25)Нет, с ханжой ещё можно ужиться, а вот с откровенным и принципиальным «сверхчеловеком», человеком без предрассудков...

(26)На Западе разбогатевший человек обязательно занимается  благотворительностью. (27)Не потому, что он такой святой. (28)А потому, что пусть попробует не заняться! (29)Нет, уголовно его преследовать не будут, а вот изгоем, не допускаемым в приличное общество, обязательно сделают.

(30)Вот о чём речь. (31)Как нам ввести в нашу жизнь высокие понятия долга и чести, совести и служения народу. (32)Чтобы, борясь с ханжеством, не впасть в дикость. (по И. Серкову)

(1)Книги не столь конечны, как мы сами. (2)Даже худшие из них переживают своих авторов – главным образом потому, что они занимают меньшее физическое пространство, чем те, кто их написал.

(3)Поскольку все мы смертны, а чтение книг съедает много времени, мы должны придумать систему, которая даст нам подобие экономии. (4)В конечном счёте мы читаем не ради самого чтения, но чтобы познавать (5)Отсюда потребность в сжатости произведений, которые приводят человеческую ситуацию во всём её разнообразии к возможно более резкому фокусу. (6)Отсюда потребность в некоем компасе среди океана имеющейся печатной продукции.

(7)Роль такого компаса, конечно, играют литературная критика, рецензенты. (8)Увы, его стрелка колеблется произвольно. (9)Что север для некоторых – юг для других; то же самое с востоком и западом.

(10)В любом случае читатель окажется без компаса в этом океане. (11)Альтернативой поэтому было бы развить свой собственный компас, ознакомиться самому с определёнными звёздами и созвездиями – неяркими и яркими, но всегда отдалёнными. (12)Другая альтернатива – или, возможно, часть той же самой – положиться на чужие мнения: совет друга, ссылку в тексте... (13)Процедура такого рода знакома нам всем с раннего возраста. (14)Однако это оказывается плохой гарантией, ибо океан литературы постоянно растет...

(15)Так где же твёрдая земля?

(16)Вообще, будь я издателем, я бы ставил на обложках книг не только имена их авторов, но и точный их возраст, чтобы дать возможность читателям решить, хотят ли они считаться с информацией или взглядами, содержащимися в книге, написанной человеком настолько моложе или настолько старше, чем они сами.

(17)А теперь я могу сказать прямо: чтобы развить хороший вкус в литературе, надо читать поэзию. (18)Дело в том, что, будучи высшей формой человеческой речи, поэзия не только самый сжатый, но и наиболее конденсированный способ передачи человеческого опыта.

(19)Я не пытаюсь преуменьшить значение прозы. (20)Истина состоит в том, что поэзия просто оказалась старше прозы. (21)Литература начиналась с поэзии. (22)Я просто пытаюсь быть практичным и избавить ваши глаза и мозг от бесполезного печатного материала. (23)Поэзия, можно сказать, появилась как раз для этой цели – ибо она синонимична экономии. (24)Важно воспроизвести, хотя бы в миниатюре, процесс, который имел место в нашей цивилизации два тысячелетия. (25)Это легче, чем вы могли бы подумать, ибо общий объём поэзии гораздо меньше общего объёма прозы. (26)Единственное, что вам нужно, – это вооружиться на несколько месяцев произведениями поэтов на вашем родном языке. (27)Думаю, это будет десяток довольно тонких книжечек, и к концу лета вы будете в отличной форме. (по И. Бродскому)

  1. Тест в форме, приближенной к ЕГЭ (КИМы  ЕГЭ 2009, варианты 101-190, диск БелРИПКиППС, курсы повышения квалификации)

Раздел 6. Учебно-методический комплекс

  1. Словари и энциклопедии по русскому языку;
  2. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
  3. Раздаточный и дидактический материал;
  1. Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для старшеклассников.

  1. Мультимедийные пособия.

- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Войлова И.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку, М.: Русское слово, 2006. 
  2. Гольцова Н.Г., Русский язык. Программа курса. 10-11 классы, М.: Русское слово, 2004.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в старших классах. 10-11 классы — М.: Русское слово, 2008.
  4. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Профильный, базовый уровень. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование, М.: Русское слово, 2012.
  5. Гольцова Н.Г., Рупосова Л.П. Практикум по русскому языку. Орфография.- М., 1978; Пунктуация.-М., 1986.

Для учащихся:

  1.  Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2008.
  2.  Егорова Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егорова. – М.: «Экзамен», 2008.
  3.  Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006.
  4.  Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфографии. Пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  5.  Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10 – 11 классы: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Дейкина А.Д. Русский язык: учебник – практикум для старших классов / А.Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Вербум-М, 2002.
  7.  Козловская, М. В. Русский язык: анализ текста : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
  8. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста : рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2009.
  9. Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 2 (В) – М.: «Экзамен», 2010.

Для учителя:

  1. Программа Н.Г. Гольцовой. Русский язык 10-11 классы.М.: «Русское слово», 2008.
  2. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2008.
  3. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2009 - 2012. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион, 2008.
  4.  Никитина Е.И. Уроки развития речи. 11 класс. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2006.
  5.  Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2009.
  6.  Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.



Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения


                                                     Примечания

Старшая школа

Необходимое кол-во

Имеется в наличии

1

2

3

4

5

 1

Федеральный Закон  «Об образовании»

Д

100%

Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку   (базовый уровень)

Д

100%

Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)

Д

100%

Авторские  программы по  русскому языку

Д

100%

Учебник по русскому языку. 11 класс.

К

100%

Учебные пособия  по элективным курсам.  Русский язык. 11 класс.

К

100%

Практикум по русскому языку. 11 класс.

К

100%

 Книги для чтения по русскому языку

100%

 Школьные словари русского языка



Ф

100%

 

Справочные пособия (энциклопедии,    справочники по русскому языку)


П


100%

Рекомендуются следующие типы лингвистических словарей русского языка: толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов фразеологический,, орфоэпический, морфемный, словообразовательный, этимологический, словари трудностей русского языка и др.


Необходимы для подготовки докладов и сообщений.  Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

Научная, научно-популярная   литература по лингвистике.

100%

Дидактические материалы для 5 – 11 классов

Ф

100%

Сборники познавательных и развивающих заданий, а  также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам  курса.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

100%

2.

Таблицы по русскому языку  по всем разделам школьного курса.  

Д/Ф

100%

Таблицы, схемы   могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

Д/Ф

100%

 Репродукции картин русской живописи для  развития речи.

Д/Ф

100%

Портреты выдающихся русских  лингвистов.

Д

100%

 

Плакаты с высказываниями о русском языке.

Д

100%

Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка.

К

100%

Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

Д

100%

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем  разделам курса  



 

Ф

100%

3.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского (родного) языка.

Д/П

100%

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).



Мультимедийные    тренинговые,  контролирующие программы  по всем разделам  курса русского  языка

Д/П

100%

Электронные библиотеки по курсу русского  языка

Д

100%

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить  тематические базы данных,   таблицы, схемы,   иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

Игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка)

100%

Могут  быть использованы в домашних условиях.

4.

Видеофильмы по разным разделам курса русского  языка.

Д

-

Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского  языка.  

Д

-

Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса русского  языка.

Д

-

Диафильмы по разным разделам курса русского  языка.

Д

-

5.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц 

Д

-

Экспозиционный экран (на штативе или навесной)

Д

-

Размеры не менее 1,25 м х 1, 25 м

Видеомагнитофон, видеоплейер.

Д

-

Телевизор с универсальной подставкой 

Д

-

Телевизор не менее 72 см  диагональ

Аудио-центр.

Д

-

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.

Мультимедийный  компьютер

Д

100%

Операционная система с графическим интерфейсом, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сканер

Д

1000%

Принтер лазерный

Д

100%

Копировальный аппарат

Д

100%

Копировальный аппарат может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Диапроектор (Слайдпроектор)

Д

-

Фото/видеокамера

Д

-

CD, DVD-проигрыватели

Д

-

Слайд-проектор

-

Мультимедийный проектор

Д

-

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Средства телекоммуникации

Д

100%

Средства телекоммуникации  включают электронную почту,  локальные школьные сети,  выход в Интернет.

6.

Пульт управления затемнением-освещения

Д

-

Подставка для книг

Д

-

Ящики для хранения таблиц

Д

-

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет, диапозитивов, фолий и др.)

П

-

Шторы для затемнения

Д

-

Укладка для каталожных ящиков

П

-

7.

Компьютерный стол

Д

100%

Штатив для карт и таблиц 

Д

100%

Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)

П

100%

                 

Итого:    90%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...