Придаточные определительные и придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Дашина Юлия Васильевна

Урок-путешествие по стране "Придаточные предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок 9 класс22.55 КБ

Предварительный просмотр:

                               СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8

               Открытый урок

          на тему:

Придаточные определительные и

придаточные изъяснительные в

сложноподчиненном предложении

            Учитель:

                Дашина Ю. В.

        

                                          г. Елабуга

ТЕМА: Придаточные определительные и придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении

ЦЕЛИ:  

  1. повторить синтаксические понятия (сложноподчиненное предложение, придаточное изъяснительное, придаточное определительное, средства связи главного предложения и придаточного); повторить правила пунктуации в сложноподчиненном предложении.
  2. стимулировать развитие умения находить главное и придаточное предложения в СПП; определить вид придаточного, его место, средства связи с главным, задавать вопрос от главного предложения к придаточному; правильно расставлять знаки препинания в СПП; составлять схемы СПП с указанными придаточными; продолжить работу по развитию монологической терминологической речи; обогащению словарного запаса учащихся.
  3. воспитывать любовь к русскому языку, прививать культуру умственного труда, общения; развивать волю учащихся, интеллект, самостоятельность мышления, творческие способности.

ТИП УРОКА:  урок – закрепление пройденного материала.

ВИД УРОКА:    урок практикум.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорная система, карточки, таблицы.

ХОД УРОКА:

1.Орг. Момент. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие по стране синтаксис. Поедем в знакомый райцентр Сложноподчиненное предложение. Но чтобы попасть туда, мы будем останавливаться на станциях:                                                                                              - Две грамматические основы;                                                                                                                          - Подчинительный союз или союзное слово;                                                                              - Главное предложение и станция Придаточное предложение, между ними остановка по требованию – Вопрос.                                                                 Благополучно добравшись до райцентра СПП, мы отправимся в деревни:                   - Придаточное определительное; - Придаточное изъяснительное, где мы уже побывали на прошлых уроках.                                                                                        А в деревню Придаточное обстоятельственное мы поедем на следующем уроке. Вперед!

2. а) А в начале было слово...                                                                                       Словарно-орфографическая работа.                                                                                        – Два лаборанта, которые подготовились заранее, объяснят нам лексическое значение. А вы, ребята, запишите их в тетради.

Оптимист – человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением, склонный видеть во всем хорошее (от латинского оптимус – «наилучший»)                     

Запишите однокоренные слова: оптимизм, оптимистичный, оптимистичность.

Пессимист – человек, который исполнен уныния, безнадежности, видит во всем дурное, неприятное (от латинского пессимус – «наихудший»)

Запишите, пожалуйста, однокоренные слова ко второму слову: пессимизм, пессимистичный, пессимистичность.

б) Орфографическая работа.

- Сейчас, ребята, вспомните орфограммы. Посмотрите на доску, вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы, выделите корни слов с чередующимися             о – а; объясните написание букв н и нн в суффиксах слов. (Записано на доске).

Ясно изл…гать, к…снуться привилегий, заг…рать на пляже, к…саться стекля…ой поверхности, исти…ая правда, выр…сли сами по себе, глина смеша…а, искусстве…ый цветок.

в) На доске запишем предложение и в рабочей тетради. Проанализируйте его.

Природу надо беречь, потому что она не вечна. (Повеств., невосклиц., СПП       1) односост., безличн., распр.; 2) двусост., нераспр.)

- На какой станции сначала остановимся?                                                                          - (Грамматические основы)- Есть подчинительный союз потому что                        - От главного предложения можно задать вопрос к придаточному почему?             - Итак, мы добрались до райцентра СПП.

 г) Поедем в деревню Придаточное определительное.

-Ребята, возьмите карточку №1, прочитайте задание.

Карточка №1

Замените обособленное определение придаточным определительным и запишите его, расставьте знаки препинания, определите способ связи придаточного с главным, составьте схему предложения.

Над головой охотника бесшумно пронеслась ночная птица, вылетевшая из кустов.

- Прочитай обособленное определение и замени его, полученное предложение запиши.

Над головой охотника бесшумно пронеслась ночная птица, которая вылетела из кустов.

Составьте схему предложения:

[       ], (       )

- По каким признакам мы определяем придаточное определительное? Отвечает на вопросы: Какая? Какой?                                                                          Относится к члену главного предложения, который выражен существительным.                                                                                         Присоединяется к определительным словам с помощью союзных слов.

- Ребята! Прочитайте задание к карточке №2.

Карточка №2

Исправьте ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным и запишите верное предложение. Сделайте вывод о месте придаточного определительного.

1)Которые пойдут на экскурсию, должны сдать деньги.                                              2)Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.

Прочитайте 1 предложение:                                                                            1)Дети, которые пойдут на экскурсию, должны сдать деньги.

Прочитайте 2 предложение и запишите его на доске:                                                     2)Человек, который не умеет жить, постоянно ссорится с соседями. Сделайте вывод о месте придаточного определительного:                                                 - Оно стоит после слова, к которому относится

д) Остановка по требованию. Состав слова.

- В каком из этих русских слов приставка стоит после корня?

  1. Двустишие
  2. Водопровод
  3. Камнепад
  4. Антинародный
  5. В русском языке нет и не может быть таких слов.

е) Дорога привела нас в деревню Придаточное изъяснительное.

Графический диктант.

Карточка №3

Определите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. В тетради проставьте цифры. Если предложение с придаточным изъяснительным, то поставьте +, если нет – . Сделайте вывод, по каким признакам вы определили придаточные изъяснительные.

  1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
  2. Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
  3. На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
  4. Затем она стала расспрашивать, где я работаю.
  5. Солнце еще не успело подняться, и всюду было холодно.
  6. Я спросил, есть ли у него учебник.
  7. Я полюбил эту маленькую окрашенную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.
  8. Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной.
  9. Вода была холодная, и сразу с меня согнало усталость.

10)Снова стало слышно, как ручей гремит на дне пропасти.

- Назови, пожалуйста, номера предложений с придаточными изъяснительными.

- Расскажи, пожалуйста, как мы определяли придаточные изъяснительные.

Отвечают на вопросы падежей.                                                                             Относятся к членам предложения, которые имеют значение речи, мыли, чувства – это чаще глаголы, реже существительные, прилагательные, наречия.  Придаточное присоединяется к главному предложению с помощью подчинительных союзов (что, чтобы), союзных слов (где, который) и частицы (в значении союза).

Молодцы! Хорошо!

ж) Посмотрите на доску. Продолжите предложения, используя придаточные изъяснительные:

1) Нам сказали, (о чем?)…

2) Не забывай о том, (о чем?)…

-Лучшее предложение запишем на доске, проанализируем его.                                Не забывай о том, что вокруг тебя есть люди, нуждающиеся в помощи.

Хорошо! Молодцы! Спасибо!

з) Подведение итогов урока.

Д/з п. 6, 7 упр. 56. Оценки.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...

Урок по теме "СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Закрепление"

Тема урока : «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление.Цель урока: Создание условий для развития предметных и универсальных учебных действий ...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....

СПП с придаточными определительными и изъяснительными

СПП с придаточными определительными и изъяснительными...

Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными. ( 9 класс)

Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении данной темы.Задачи: научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП;     определять...

СПП с придаточными определительными и изъяснительными

СПП с придаточными определительными и изъяснительными...

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными...