Риторика
план-конспект урока по русскому языку по теме

Конспекты уроков   составлены по программе "Школьная риторика"  под. редакцией Т. А. Ладыженской и  соответствуют  Федеральному государственному образовательному стандарту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: риторика

Тема: Виды общения.

Цель: создать условия для овладения обучающимися 5 класса разными видами общения в процессе введения  учеников в ситуацию реальной коммуникации.

Задачи:

  1. Формирование умения обучающихся осмысленно  определять вид общения по количеству коммуникантов; умение применить усвоенные знания на практике;
  2. Развитие сенсорной сферы  обучающихся: отработка дикции, артикуляции; обогащение словарного запаса;
  3. Воспитание у обучающихся деликатности, ответственности по отношению к одноклассникам; воспитание гордости за свои успехи и за успехи своих товарищей.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Оборудование урока: раздаточный материал в разноцветных папках, учебник «Школьная риторика» под ред. Ладыженской для 5 класса, музыка на физкультминутку,  электронная презентация .

Звучит спокойная музыка. Дети входят в класс, выбирают цветок (бумажный) любого цвета, рассаживаются за парты по цветам.

 Парты расставлены для работы по группам (5). Каждая группа имеет название в цвете: «Риторята», «Сократики», «Юные риторы», «Ораторы», «Собеседники».

Ход урока.

Этапы урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, отведенное на этап

1.1.Организационный момент

З.- организация внимания учащихся

- Доброе утро ребята, гости! Поприветствуйте гостей и участников других групп. Садитесь.

Стук в дверь. (Заходит в класс подготовленный ученик в роли Риторика)

Приветствуют учителя, гостей и одноклассников. Садятся.

 Заходит Риторик.

-Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Правильно, я Риторик. И сегодня, ребята, речевую разминку проведу я.

1 мин.

1.2. Речевая разминка.













З.- научить пользоваться  речевым аппаратом

Ребята выполняют гимнастику вместе с Риториком. А) Дыхательный упражнения.

 «Свеча». Медленно задуть свечу.

Б) Артикуляционные упражнения.

«Скачут кони». Цоканье языком по небу.

В) Дикционные упражнения.

«Скороговорение». Шесть мышат в камыше шуршат.

- Спасибо, ребята! Хорошо выполняли. Я сейчас побежал  в другой класс, где так же с интересом учат риторику, а для вас я оставил задания с сюрпризом (передает конверт с заданиями учителю). Пока!

 2 мин.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

З.обеспечить мотивацию учения

- Ребята, нам необходимо выполнить задание, а иначе Риторик будет расстроен.

 Достает из конверта задания.  

Учитель работает с презентацией.

Сравните фотографии. Что общего в этих фотографиях?

 - А когда человек выступает на публику – это тоже общение?

- Посмотрите еще раз на фото. Это разное общение?

Сделайте вывод по первому заданию Риторика.

- В зависимости от количества коммуникантов выделяют виды общения.

 Тема урока «Виды общения». (Запись появляется на доске)

Виды общения по количеству коммуникантов делятся на межличностное общение, групповое и массовое. (Запись появляется на доске)

 Что мы должны сделать, чтобы раскрыть тему урока? Какая задача ставится перед нами?



Ребята открывают папки с заданиями.



Да, т.к. есть говорящий и слушающий.

Да, потому что слушающих разное количество.

Учащиеся формулируют вывод: в общении может участвовать один и более людей.


Записали тему урока  в тетрадь.






Формулируют задачу урока.

Знать виды общения, уметь их различать и  определять.

6 мин.

3. Этап усвоения новых знаний

З.-осмысление учащимися изучаемого материала.

Ребята, у нас с вами есть ещё второе задание Риторика. Выполняем его.







- Какой вопрос  у вас возник, когда вы выполняли работу? Записывает вопрос учащихся на доске.

- Сделайте своё предположение, используя схему.

 - Как называются такие предположения?

- Вспомним, что такое гипотеза?


Учитель записывает гипотезу учащихся в компьютерной презентации.


 

А сейчас я предлагаю отдохнуть и провести  физкультминутку.








 -  Проверим  гипотезы.

Откройте учебник на странице 26-27. Внимательно изучите схему. Каковы возможные объяснения этой схемы? Сделайте вывод.



Каждая группа выполняет свое задание из приложения 1.

1.Выразительное чтение текстов.

2. Предположить, какой вид общения. Почему вы так считаете?

Предполагает, какой это вид общения.

Как различать виды общения?



Если …, то…

Гипотеза

Предположение, которое нужно проверить.

Учащиеся на каждый вид общения формулируют гипотезу.






Физкультминутку проводит учащийся.

Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.




Общение один на один -  межличностное общение

Общение с немногими, с группой людей - групповое.

Общение с массой людей - массовое.


17 мин.

2 мин на подготовку.

По 1 мин на выступление каждой  группы.

10 мин. на установление гипотезы и ее проверку.

4. Закрепление знаний учащимися.



























З.- закрепить знания учащихся

Посмотрите, у нас осталось третье задание.

 Каждая группа должна не только разыграть ситуацию, но и оценить другую группу и определить вид общения.

Если группа не определила вид общения, то ответить может любая группа.

Слушают учителя.

Читают задания. Выполняют его. Коммуникативная игра «Визит инопланетян».

А) Объяснение ситуации игры.

Около школы приземлился НЛО с пришельцами на борту. Вы хотите с ними познакомиться. Нужно разыграть ситуацию знакомства по видам общения.

У каждой команды свой вид общения.

Группа «Собеседники» оценивает и угадывает вид общения группы «Риторята».

Группа «Риторята»  - группа «Сократики».

Группа «Сократики» -  группа «Ораторы».

Группа «Ораторы» – группа «Юные риторы».

Группа «Юные риторы» – группа «Собеседники».

Критерии оценивания

+ -

Группа составила текст по заданию


Группа  разыграла сценку эмоционально


Наша группа смогла определить их вид общения



14 мин.

Подготовка 4 мин.

2 мин. выступление одной группы.

5. Итог.



З. -подвести итог.

Сделайте выводы по уроку.

  Проанализируйте свою работу на уроке.

Делают вывод по уроку: знаем виды общения, умеем их различать и  определять.

2 мин.

 6. Рефлексия.

З.-самоанализ.

















Спасибо за урок!



Критерии оценки

+  -

1

Я понял учебный материал


2

Я активно работал на уроке, давал обоснованные ответы


3

Я замечал ошибки и неточности в ответах одноклассников


4

Я дополнял ответы одноклассников


5

Я успешно применял полученные знания на уроке


Учащиеся заполняют таблицу по самооценке.

3 мин.



Предварительный просмотр:

Класс: 8 класс

Тема: «Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: создать условия для овладения обучающимися 8 класса разными приемами создания комплимента в процессе введения  учеников в ситуацию реальной коммуникации.

Задачи:

  1. Формирование умения обучающихся осмысленно использовать приемы создания комплимента; умение применить усвоенные знания на практике;
  2. Развитие сенсорной сферы  обучающихся: отработка дикции, артикуляции; обогащение словарного запаса;
  3. Воспитание у обучающихся деликатности, ответственности по отношению к одноклассникам; воспитание гордости за свои успехи и за успехи своих товарищей. 

Оборудование: компьютер, экран, презентация в программе «Power Point», музыкальный центр, песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», репродукции картин Ш. Герена «Галантная сцена» и А. А. Юшанова «Проводы начальника», мяч.

Эпиграф к уроку: Я вам пророчил поклоненье…

                               И расточал свое уменье

                                Воздать вам должную хвалу.

                                                      А. А. Фет

Ход урока.

Этапы урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, отведенное на этап

1.1.Организационный момент

З.- организация внимания учащихся

- Доброе утро ребята, гости! Поприветствуйте гостей и участников других групп. Садитесь.

Приветствуют учителя, гостей и одноклассников. Садятся.

 

1 мин.

1.2. Речевая разминка.

З.- научить пользоваться  речевым аппаратом

Каждый урок мы начинаем с вами с речевой разминки. Сегодня разминку проведет Саша. 

Спасибо, ребята! Хорошо выполняли.

Ребята выполняют гимнастику  А) Дыхательный упражнения.

 «Свеча». Медленно задуть свечу.

Б) Артикуляционные упражнения.

«Скачут кони». Цоканье языком по небу.

В) Дикционные упражнения.

«Скороговорение». Шесть мышат в камыше шуршат.

 2 мин.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

З.обеспечить мотивацию учения

          Читаю:  

Я вам пророчил поклоненье…

И расточал свое уменье

Воздать вам должную хвалу.

                          А. А. Фет

Подумайте,

Правильно, наше сегодняшнее занятие будет посвящено «кристаллу» похвального слова  - комплименту. Поэтому давайте говорить друг другу комплименты!

Учитель включает песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

 Попробуйте сформулировать тему урока.

Что мы должны сделать, чтобы раскрыть тему урока? Какая задача ставится перед нами?

.

Слушают учителя.

Думают, почему именно эти строки учитель взял к сегодняшнему занятию?

Учащиеся формулируют тему урока: «Давайте говорить друг другу комплименты»

Записали тему урока  в тетрадь.

Формулируют задачу урока.

Знать, что такое комплимент, уметь говорить комплименты

6 мин.

3. Этап усвоения новых знаний

З.-осмысление учащимися изучаемого материала.

Учитель работает с презентацией

Вспомним, что такое комплимент?  

К этой теме обращались  классики русской литературы, давайте послушаем басню И.Крылова «Кукушка и Петух»

и подумаем, звучат ли из уст героев комплименты или лесть друг другу?

Рассмотрим 2 репродукции картин XIX века – это «Галантная сцена» и «Проводы начальника» Юшанова А. А.

Подумайте, из уст героев какой картины мог бы прозвучать комплимент? Почему?

Предположите, а что может прозвучать из уст героев второй картины? Почему?

Как вы считаете, в современном обществе этикет комплимента утрачен? А учиться комплименты необходимо? 

А сейчас я предлагаю отдохнуть и провести  физкультминутку.

Мы убедились, что комплименты говорить необходимо, т.к. он дарит людям хорошее настроение.

Приходилось ли  вам говорить комплименты? Они у вас разнообразны?

А что может быть предметом комплимента?

Открывается закрытая часть доски (наборное полотно). На ней представлены только имена существительные: внешний вид, вкус, характер, ум, чувство юмора, платье, прическа, цвет,  улыбка.

Продолжите предложение, используя данные имена существительные.

Вот у вас и получились комплименты. Правда, обычно имена существительные сопровождаются прилагательными. Давайте к каждому имени существительному подберем определения – прилагательные.

Когда вы слышите комплимент, сказанный вам, вы отвечаете на него? Какие слова вы произносите? Учитель предлагает речевые клише, которые можно использовать при ответе на комплимент.

Комплимент – это похвальное слово, лестные слова

Инсценировка басни.

Учащиеся высказывают своё мнение

Отвечают на вопрос:

Из уст героя первой картины

Отвечают на вопрос:

Лесть. Вторая картина изображает подобострастие людей перед начальником)

Учащиеся высказывают свое мнение

Комплименты говорить необходимо, т.к. он дарит людям хорошее настроение.

Физкультминутку проводит учащийся.

Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.

Называют предметы комплимента.

Тебе идет… (платье, прическа, цвет;  улыбаться, коротко стричься, одеваться в светлые тона).

Учащиеся подбирают к данным существительным определения – прилагательные.

Внешний вид (здоровый, свежий, цветущий).

 Вкус (хороший, прекрасный, тонкий).

 Характер (мягкий, добрый, покладистый).

Ум (острый, тонкий, критический).

Чувство юмора (хорошее, необычное).

Учащиеся отвечают на вопрос: «Спасибо.»

Чтение учащимися речевые клише:                  

 Мне приятно это слышать.

Я рад, что ты это заметил.

 Спасибо. От твоих слов у меня поднялось настроение.

 Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.

17 мин.

4. Закрепление знаний учащимися.

З.- закрепить знания учащихся

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

       Учитель: Я сейчас предлагаю вам поиграть. Встанем в круг.

 Спасибо, ребята. Вы очень интересные собеседники. С вами так приятно общаться! Вы всегда остроумны и у вас хорошее чувство юмора. Ирина! Сегодня ты просто очаровательна! Тебе так идет белый цвет!

Учитель кидает мяч ученице.

Ответ ученицы на комплимент. Теперь комплимент делает ученица другому ученику. И так продолжают произносить комплименты всем.

14 мин.

5. Итог.

З. -подвести итог.

Что было сложнее: говорить комплименты или их получать? А отвечать на комплименты?

Сделайте выводы по уроку.

 

Делают вывод по уроку: Знаем, что такое комплимент, умеем произносить  комплименты

2 мин.

 6. Рефлексия.

З.-самоанализ.

Спасибо за урок!

Критерии оценки

+  -

1

Я понял учебный материал

2

Я активно работал на уроке, давал обоснованные ответы

3

Я замечал ошибки и неточности в ответах одноклассников

4

Я дополнял ответы одноклассников

5

Я успешно применял полученные знания на уроке

Учащиеся заполняют таблицу по самооценке.

3 мин.

Приложение

Экспертная карта оценивания успешности обучающихся

Фамилия

Имя

Высказал свое мнение

(1 балл)

Аргументировано отвечал на вопросы

(1 балл)

Использовал прием для создания комплимента

(2 балла)

Оригинально ответил на комплимент

(1 балл)

итого

Отметка

Комплексная оценка результатов:

 5 баллов – «5»

4 балла– «4»

 3 балла  – «3»

2-0 баллов – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"

Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...

Риторика на тему "Сеятели разумного, доброго, вечного..."

Риторика на тему «Сеятели разумного, доброго, вечного…» (о В.А. Сухомлинском)      Ну вот и еще один день прошел. Устала немного… Но сколько же получила удовольствия от общения с...

К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....

Программа элективного курса "Риторика и культура речи"

Программа может быть использована как программа элективного курса при профильном обучении русскому языку учащихся старших классов (9-11 класс)....

К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....

Программа театрального кружка "Театр + Риторика"

Программа  «Театр + Риторика» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при ...

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....