Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предложения  и выделять их  в письменной речи знаками препинания, а в устной речи – интонацией. В ходе урока используются разные формы работы: индивидуальная, в парах, в группах. Все тексты заданий подобраны в соответствии с единой темой, темой - "Родина". Выполнение заданий направлено на формирование у учащихся универсальных учебных действий:личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

         Регулятивные УУД - контроль и оценка своих достижений и достижений других учащихся - формировались на протяжении всего урока в процессе проверки правильности выполнения заданий,  а также заполнения листов самооценки.

         Познавательные УУД:

1) находить в учебниках и др. источниках  информацию, необходимую для решения учебных  задач - работа со словарём  при подготовке и в ходе урока.

2)представление  информации в разных формах (таблица, схема, в  т.ч. используя ИКТ)- при выполнении домашнего задания и во время ответов у доски.

         Коммуникативные УУД:

1) Осознанное использование речевых средств  в соответствии с коммуникативной задачей – монологические высказывания у доски и комментарии к предложениям.

2) умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться - во время работы в парах, в группе.

Личностные УУД: действия,  направленные на осознание  и принятие жизненных ценностей и смыслов - выполнение заданий, связанных с единой темой - «Родина».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока русского языка по теме

«Уточняющие члены предложения и их  обособление» (закрепление изученного), 8 класс.

Цель:

1.Закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предложения  и выделять их  в письменной речи знаками препинания, а в устной речи – интонацией.

2.Формирование  коммуникативной компетенции в процессе работы в группах, в парах, в монологических высказываниях.

3.Воспитание патриотизма через использование заданий, связанных с темой «Родина».

1.Организационный момент.

Учитель: здравствуйте, ребята, поприветствуйте наших гостей, садитесь. Я желаю вам удачи и хорошей работоспособности.

2.Целеполагание.

Учитель: Ребята, с каким понятием мы познакомились на предыдущем  уроке?

Учащиеся: Мы познакомились с понятием «уточняющие  члены предложения».

Учитель: Какова была цель знакомства с данным понятием?

Учащиеся: Цель знакомства с понятием  «уточняющие  члены предложения» - научиться опознавать  уточняющие члены, чтобы выделять их на письме знаками препинания, а при произношении – интонацией.

Учитель: Сегодня мы продолжим работать над темой «Уточняющие члены предложения и их  обособление». Давайте сформулируем   цель нашего урока.

Учащиеся:

 Цель урока - закрепить умение  опознавать  уточняющие члены предложения и выделять их на письме знаками препинания, а при произношении - интонацией.

Учитель: запишите в тетради число, вид работы и тему.

3.Актуализация знаний.

1).Проверка  знания теории.

Учитель: Итак, давайте вспомним, что мы знаем об уточняющих членах предложения: (используя схему, составленную на предыдущем уроке, ученик  (ученица) рассказывает  об уточняющих членах предложения, приложение №1).

2).Проверка умения опознавать уточняющие члены предложения.

-Учитель: Ребята, отрабатывая на уроке навык обособления уточняющих членов предложения, мы будем обращаться к текстам, высказываниям, отдельным предложениям  на тему «Родина». Каждый человек хоть раз в жизни задумывается над вопросом, чем для него является Родина. Сейчас вы познакомитесь с мини-сочинением, в котором  ученица представит своё видение Родины. Ваша задача – найти предложения с уточняющими членами.

-Ученица читает мини-сочинение, выделяя интонационно уточняющие члены предложения (текст высвечивается на слайде).

        Родина…Слово звучное, ёмкое. В словаре Ожегова его значение раскрывается так: отечество, родная страна; место рождения, происхождения кого-либо, чего-либо.

        Для меня родина - это в первую очередь родной город - Хабаровск. Здесь, на далёкой окраине России, выросли мои родители, родилась я, здесь проходит моё детство.

        Нет ничего роднее  отчего дома.

-Учитель: какие уточняющие члены предложения использованы в данном тексте?

-Ученики: приложение «Хабаровск», которое конкретизирует значение слова город, и обстоятельство места «на далёкой окраине России», которое конкретизирует значение слова здесь.

4.Закрепление изученного: отработка навыка выделения уточняющих членов  предложения в устной и письменной речи.

1).Работа с рубрикой ЗСП-12.

Целевая установка.

Учитель: Продолжаем работу. Откройте учебники на стр.181. Следующее задание будет связано с рубрикой ЗСП-12: мы будем конструировать  предложения с одним из  слов  данной рубрики на тему «Родина», но вначале объясним, как могут быть написаны данные слова и  от чего зависит их   правописание и структура. Что означает аббревиатура ЗСП?

Объяснение правописания слов.

Ученики: ЗСП расшифровывается как значение, структура, правописание слов. По алгоритму (приложение №2) ученик (ученица) рассказывает о написании слов: слова  (на) половину, (на) чистоту пишутся раздельно, если являются существительными с предлогами, слитно – если являются наречиями. Выражение (по) иному пишется раздельно, если является предлогом и определительным местоимением, через дефис – если является наречием, потому что в нём есть приставка по - и суффикс – ому.

Учитель: Каким образом мы определяем часть речи?

Ученики: по вопросу, на который отвечает слово, и по его лексическому значению. Если слово зависит от глагола и отвечает на вопросы: как? каким образом? (решить (как?) наполовину; говорить (как?) начистоту; думать (как?) по-иному), то это наречия. Если слово отвечает на падежные вопросы (рассчитывать (на что?) на половину; обращать внимание (на что?) на чистоту; по пути (какому?) иному), то это слова омонимичных частей речи.

Учитель: Ребята, запишите данный алгоритм и выделите в словах морфемы.

Учитель: а теперь задание для групп: необходимо из данных на карточке слов составить предложение с уточняющим обстоятельством образа действия. Рассыпанное предложение: по-иному, теплотой,  и, вдали, родная,  с особенной,  сторона, любовью,  воспринимается   (Вдали по-иному, с особенной  теплотой и любовью, воспринимается родная сторона.)

Выполнение практического  задания:

-Составление рассыпанного предложения  из данных слов. Группа, справившаяся первой, записывает на доске и комментирует.

Чтение с комментариями.

2)Выполнение упр.313.

Учитель: обратимся к упражению 313 и прочитаем высказывания Салтыкова – Щедрина и Ушинского. Задание: списать, расставляя пропущенные знаки препинания, обозначить графически уточняемые и уточняющие члены предложения. Каждое предложение пишем с новой строки. На доске с обратной стороны два ученика записывают предложения и чертят схемы.

1.Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М.С.Щедрин).

2.Много есть на свете, кроме нашей страны,  всяких государств и земель, но одна у человека мать, одна у него и Родина. (К.Ушинский).

Учитель: поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Если правильно, ставим  карандашом +, если неправильно -

После выполнения всеми ученики, которые были у доски, комментируют. Остальные проверяют (в парах), на полях ставят плюс или минус.

3.Работа с предложением (слайд). Задание: списать, выделить  знаками препинания  уточняющие члены предложения. Составить схемы. Представитель от группы на доске чертит схему и устно комментирует предложение: 1-я группа списывает 1-е предложение, 2-я группа – 2, 3-я группа -3.

1.Осенью, в последних числах октября, мимо нашего дома пролетают журавлиные стаи.

2.На пути в южные страны журавли преодолевают огромное, в несколько тысяч километров, расстояние, а весной возвращаются обратно.

3.Невольное уважение испытываешь к перелётным птицам за их преданность к своей родине – роще, озеру.

3)Работа с текстом. Задание: (по группам), после выполнения группы отвечают на вопросы и отчитываются о выполнении задания.

1 группа:

1.Определить стиль и тип речи представленного текста, тему и проблему. 2.Выписать предложения с уточняющими членами, уточняющие члены предложения обозначить.

3.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим приложением. (1-е предложение  «Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?»).

2 группа:

1.Выписать из толкового словаря значение слова «наличники», прочитать.

2.Выписать предложения с уточняющими членами предложения, уточняющие члены предложения обозначить.

3.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим определением. (5-предложение: «Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки»).

3 группа:

1.Выписать предложения с уточняющими членами предложения, уточняющие члены предложения обозначить.

2.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим обстоятельством. (11-е предложение: «Корни – это то, чем мы жили всегда, год назад, тысячу лет назад»).

3.Найти в тексте предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Устно прокомментировать.

Помнить о Родине

         Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове Родина?

        Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки.

        Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

        Корни – это то, чем мы жили всегда, год назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие  в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

        Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. (В.Песков)

Комментарий к тексту:

- в 1-м предложении употребляется уточняющее приложение «Родина», тире ставится, потому что пропущены слова «а именно».

- в 5-м предложении употребляется уточняющее определение «в десять дворов», малые (какие именно?).

- в 11-м предложении употребляется уточняющее обстоятельство времени: всегда (когда именно?) год назад, тысячу лет назад.

5.Выводы по уроку.

Учитель: давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какую цель мы ставили.

Ученики: закрепить умение опознавать уточняющие члены предложения и выделять их на письме знаками препинания, а при произношении - интонацией.

Учитель: достигли мы поставленной цели?

Ученики: да.

6.Оценивание учащихся.

-Оценивание учителем:

Учитель: мне хотелось бы отметить учащихся, которые активно работали на уроке. Это …, они получают следующие отметки…

-Оценивание руководителями групп.

Учитель: Теперь я предоставлю слово руководителям групп. Назовите учащихся, которые активно работали в группах и оцените их работу.

-Самооценка.

Учитель: заполните листы самооценки:

1.Знаю теорию. (+ -)

2.Распознаю уточняющие  члены предложения. (+ -)

3.Умею ставить знаки препинания при уточняющих членах предложения. (+-) 4.Умею строить предложения с уточняющими членами предложения. (+ -)

и сдайте их руководителям групп для обработки. Будьте объективны:  на основании результатов заполненных вами листов оценку  я ставить не буду, а буду планировать дальнейшую работу  с вами.

7.Домашнее задание: упр.319 (формулировка д/з  читается вслух).

                                                                                                  Приложение №1

Уточняющие члены предложения

 конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения.

Дополнительные вопросы:

когда именно? где именно? куда именно? откуда именно? как именно?

кто именно? какой именно?

Часто относятся к словам:

этот, тот, такой, там, туда, оттуда, тогда и др.

Уточняющими могут быть:

- обстоятельства места, времени, образа действия;

- несогласованные определения, обозначающие цвет, размер, возраст;

- дополнения с предлогами:  кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с,  в отличие от, по сравнению с, в том числе, притом;

-приложения и другие члены предложения (в зависимости от контекста), присоединяемые при помощи слов: то есть, или (= то есть), в том числе, например, в частности, главным образом, особенно, именно.

Уточняющие члены предложения обособляются.

Чаще всего выделяются запятыми.

В конце предложения приложения могут обособляться не запятыми, а тире (перед приложением можно вставить слова:  а именно, то есть).

Приложение №2

(на) половину, (на) чистоту

     

      наречие                                существительное с предлогом        

                                                                     

слитно:                                                     раздельно:                                                              наполовину                                             на половину                                                                  начистоту                                                 на чистоту

(по) иному

       местоимение с предлогом             наречие

                                           

                         раздельно:                        через дефис

                          по иному                              по-иному