Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Ряполова Оксана Станиславовна

Конспект урока по теме:

Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.

Цели:

1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном глагольном сказуемом;

2) формирование умений различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;

3) ознакомление с жизнью известного ученого и великого поэта

М. В. Ломоносова.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_lomonosovu.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка.

Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.

Цели:

1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном глагольном сказуемом;

2) формирование умений различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;

3) ознакомление с жизнью известного ученого и великого поэта

М. В. Ломоносова.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

      1) Слово учителя: эмоциональное выступление учителя о многосторонней и плодотворной деятельности великого ученого и поэта в области теории и практики русского языка и литературы.  

      2) Обращение к эпиграфу.

Эпиграфом к уроку уместно использовать слова А. Н. Радищева:

«Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь».

      3) Выразительное чтение отрывка из стихотворения А. Н. Майкова “Ломоносов” (в исполнении учащегося).

      В стране угрюмой и суровой,

      Где, отливаясь на снегах,

      По долгим зимам блеск багровый

      Колышется на небесах;

               Где горы льдов вздымают волны,

               Где все – лесов и неба ширь –

               Величьем дел Господних полны,

               Встает избранный богатырь:

      Велик, могуч, как та природа,

      Сам – как одно из тех чудес, –

      Встает для русского народа

      Желанным посланцем с небес…

               О дивный муж! С челом открытым,

               С орлиным взглядом, как глядел

               На оном море Ледовитом

               На чудеса Господних дел.

      Наукой осиян и рвеньем

      К величью родины горя,

      Явился ты – осуществленьем

      Мечты великого царя!

III. Орфографическая разминка.

Задание: переписать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы.

Михаилом Васильевич…м Ломоносов…м; (после)петровское время; пр…емники на престол…; жить (по)старому; г…ниальный уч…ный; обществе(н,нн)ый деятель; ун…верситет; подли(н,нн)ый ; в Архангельской губерн…; хлебопашц…м; (не)испыт…вать крепос(?)ного гнета; гра(м,мм)отность; украше(н,нн)ы резьбой; в академ…; мета(л,лл)ургический; помощ(?)ник профе(с,сс)ора; пр…творение в жизнь; выйти за пр…делы; пр…светитель.

IV. Цифровой диктант.

Задание: распределить предложения в соответствии с цифровыми обозначениями в две колонки: в первую – предложения, в которых употреблено простое глагольное сказуемое, во вторую – с составным глагольным сказуемым.

  1. Ломоносов родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска.
  2. С десятилетнего возраста отец стал брать его на рыбные промыслы.
  3. Ведомый жаждой знаний, он пешком уходит из родного дома в Москву.
  4. Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в Московской Славяно-греко-латинской академии.
  5. В 1736 году продолжает учиться в Германии.
  6. Вернувшись на родину, решил заниматься физикой и химией, металлургией и рудным делом.
  7. Раздробляя все части речи и сообразуя их с употреблением, Ломоносов составил свою “Российскую грамматику”.
  8. С большим интересом он начал заниматься риторикой и стихосложением, историей и теорией языка.
  9. В 1755 году в Москве с его помощью открывается университет.
  10. С 1756 года он стал жить в Петербурге на Мойке.

 Самопроверка: 1, 3, 4, 7, 9;            2, 5, 6, 8, 10.

V. Синтаксическая пятиминутка.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложения.

Загадочные явления природы стали беспокоить молодого Ломоносова и пробуждать в нем жажду знаний.

VI. Творческая работа.

Восстановительный диктант.

Задание: восстановить текст, подчеркнуть сказуемые, определить их вид.

  1. Миша стал сбегать вниз, обогнул дом и очутился на пустыре.
  2. Он медленно пошел вперед, пока не увидел у своих ног четырехугольный пруд.
  3. Миша присел на берегу и стал смотреть в воду.
  4. Вдруг на дне что-то блеснуло, померкло, вновь заблестело и вновь помутилось.
  5. Этот пруд выкопал еще дедушка, Василий Дорофеевич Ломоносов.
  6. Миша хорошо знал, что это всего лишь ржавая решетка, но нарочно начал представлять себе, что это сокровище морского царя, которое он подарил богатырю Садко-новгородцу.
  7. Миша вздохнул, лег на живот и стал смотреть на колыхающиеся в воде травы.
  8. Дедушка решил сажать в этом пруду рыбу и, чтобы она не смогла уйти, загородил сток решеткой.
  9. Кто знает, вдруг Садко смог спрятать свои богатства в этом пруду.
  10. “И зачем эти сокровища? – подумал он. На месте Садко я бы попросил морского царя, чтобы он позволил мне погулять по морскому дну. Я бы там смог все как следует рассмотреть. Какие травы там растут на самом дне, и куда солнце уходит, когда оно вечером опускается в воду, и какие ледяные горы споднизу – гладкие или шершавые. Рыбы смог наловить бы полную пазуху и кита посмотрел бы, какой он чудо-юдо рыба-кит”.

Самопроверка: 1,2,5,8,3.4.6.9.7.10.

VII. Групповая работа (по карточкам)

Класс делится на 6 групп.

Задание для первой и четвёртой группы.

1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Марья Васильевна достала х…лсты, начала переб…рать их… На лес(?)нице они ра…сыпались, и Миша помог подобрать их.

Марья Васильевна разл…жила х…лсты на столе и пр…нялась кроить их. Миша зарыдал. Он представил себе, что уже не матушка будет ласково приказывать, а чужая девушка будет на него кричать.

2. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.

3. Указать составные глагольные сказуемые.

4. Определить основную мысль отрывка.

Задание для второй и пятой группы.

1. Переписать, вставить пропущенные буквы.

2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”

3. Определить основную мысль отрывка.

4. Найти и подчеркнуть составные глагольные сказуемые.

      О вы, которых ожидает

      Отечество от недр своих

      И видеть таковых ж…лает,

      Каких зовет от стран чужих.

      О, ваши дни благ…сл…венны!

      Д…рзайте ныне ободрены

      Раченьем вашим показать,

      Что может собственных Платонов

      И быстрых разумом Невтонов

      Российская з…мля рождать.

Задание для третьей и шестой группы.

1. Вставить пропущенные буквы.

      Науки юношей питают,

      Отраду старым подают,

      В счас(?)ливой жизни украшают,

      В (не)счастный случай бер…гут;

          В домашних трудностях утеха

          И в дальних странствах не помеха.

          Науки пользуют везде:

          Среди народов и в пустын…,

          В градском шуму и наедине,

          В покое сла…ки и в труде.

2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”.

3. Определить основную мысль отрывка.

4. Выписать словосочетания с разными способами связи.

Проверка данного задания осуществляется следующим образом: учитель проверяет работу одного члена группы, а он проверяет работы остальных. Выставление оценок обсуждается с учителем.

VIII. Подведение итогов.

. Домашнее задание: найти в справочной литературе и выписать (или составить самим) предложения о М.В.Ломоносове и определить вид сказуемого (5-6 предложений)

Тема урока: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.

Задание 1: распределить предложения в соответствии с цифровыми обозначениями в две колонки: в первую – предложения, в которых употреблено простое глагольное сказуемое, во вторую – с составным глагольным сказуемым.

  1. Ломоносов родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска.
  2. С десятилетнего возраста отец стал брать его на рыбные промыслы.
  3. Ведомый жаждой знаний, он пешком уходит из родного дома в Москву.
  4. Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в Московской Славяно-греко-латинской академии.
  5. В 1736 году продолжает учиться в Германии.
  6. Вернувшись на родину, решил заниматься физикой и химией, металлургией и рудным делом.
  7. Раздробляя все части речи и сообразуя их с употреблением, Ломоносов составил свою “Российскую грамматику”.
  8. С большим интересом он начал заниматься риторикой и стихосложением, историей и теорией языка.
  9. В 1755 году в Москве с его помощью открывается университет.
  10. С 1756 года он стал жить в Петербурге на Мойке.

Задание 2: восстановить текст, подчеркнуть сказуемые, определить их вид.

  1. Миша стал сбегать вниз, обогнул дом и очутился на пустыре.
  2. Он медленно пошел вперед, пока не увидел у своих ног четырехугольный пруд.
  3. Миша присел на берегу и стал смотреть в воду.
  4. Вдруг на дне что-то блеснуло, померкло, вновь заблестело и вновь помутилось.
  5. Этот пруд выкопал еще дедушка, Василий Дорофеевич Ломоносов.
  6. Миша хорошо знал, что это всего лишь ржавая решетка, но нарочно начал представлять себе, что это сокровище морского царя, которое он подарил богатырю Садко-новгородцу.
  7. Миша вздохнул, лег на живот и стал смотреть на колыхающиеся в воде травы.
  8. Дедушка решил сажать в этом пруду рыбу и, чтобы она не смогла уйти, загородил сток решеткой.
  9. Кто знает, вдруг Садко смог спрятать свои богатства в этом пруду.
  10. “И зачем эти сокровища? – подумал он. На месте Садко я бы попросил морского царя, чтобы он позволил мне погулять по морскому дну. Я бы там смог все как следует рассмотреть. Какие травы там растут на самом дне, и куда солнце уходит, когда оно вечером опускается в воду, и какие ледяные горы споднизу – гладкие или шершавые. Рыбы смог наловить бы полную пазуху и кита посмотрел бы, какой он чудо-юдо рыба-кит.

Задание 1.

1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Марья Васильевна достала х…лсты, начала переб…рать их… На лес(?)нице они ра…сыпались, и Миша помог подобрать их.

Марья Васильевна разл…жила х…лсты на столе и пр…нялась кроить их. Миша зарыдал. Он представил себе, что уже не матушка будет ласково приказывать, а чужая девушка будет на него кричать.

2. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.

3. Указать составные глагольные сказуемые.

4. Определить основную мысль отрывка.

Задание 2.

1. Переписать, вставить пропущенные буквы.

2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”

3. Определить основную мысль отрывка.

4. Найти и подчеркнуть составные глагольные сказуемые.

      О вы, которых ожидает

      Отечество от недр своих

      И видеть таковых ж…лает,

      Каких зовет от стран чужих.

      О, ваши дни благ…сл…венны!

      Д…рзайте ныне ободрены

      Раченьем вашим показать,

      Что может собственных Платонов

      И быстрых разумом Невтонов

      Российская з…мля рождать.

Задание 3.

1. Вставить пропущенные буквы.

      Науки юношей питают,

      Отраду старым подают,

      В счас(?)ливой жизни украшают,

      В (не)счастный случай бер…гут;

          В домашних трудностях утеха

          И в дальних странствах не помеха.

          Науки пользуют везде:

          Среди народов и в пустын…,

          В градском шуму и наедине,

          В покое сла…ки и в труде.

2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”.

3. Определить основную мысль отрывка.

4. Выписать словосочетания с разными способами связи.