ТРКМЧП на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку по теме

Мухина Анастасия Владимировна

Представляю на ваш суд методические разработки уроков русского языка в 5 и 9 классах  с использованием технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon trkmchp_na_urokah_russkogo_yazyka.zip24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: Чередование звуков в корне слова.

Тип урока: Обобщение

Приемы: Стадия вызова: Таблица «Верные /неверные утверждения»

                  Стадия осмысления: Кластер, фишбоун

                  Стадия рефлексии: Синквейн, хайку.

Цель: Обучающая: повторение морфемного состава слова, систематизация изученного материала о чередовании;

Воспитательная: отслеживание исторических, культурных тенденций языка через анализ исторических процессов в слове, связь времен и народов;

Развивающая: отработка методики развития критического мышления через использование приемов и соблюдение основных стадий ТРКМ.

Ход урока.

Учащимся раздаются пакеты с таблицами для работы на уроке.

1.Стадия вызова

На доске:

«Зри в корень

Ручка, Загар, День, Начало, Сорвать, Конец, Кружочек, Молоко, Люблю,
Врата, Положение, Вынуть, Берег, Собирать, Наклон, Растение

1. Ребятам раздаются карточки: Верные/неверные утверждения

ло

Утверждения

Начало

Конец

1

В каждом из этих слов присутствует наименьшая
общая часть родственных слов, в которой заключено
их основное значение.

2

Во всех этих словах при изменении, преобразовании в
составе может происходить чередование звуков

3

Здесь чередуются только звуки в корне

4

Могут чередоваться только гласные и согласные звуки

5

Слова начало и конец - неоднокоренные

6

Все эти слова — существительные

7

В списке есть слово, утратившее корень

8

Гласные чередуются с нулем звука только в
приставках и суффиксах

9

Беглые гласные встречаются только в корне

10

В слове вынуть корень -Н-

Задание:

1. Прочтите слова с доски и определите, верные или неверные утверждения вам даны.

2. Поделите данные слова на какие-то группы. Объясните, как и почему вы их поделили. Запишите группы слов в отдельные столбики.

3. Подумайте, обсудите в группе, какие из этих классификаций помогут
ответить на вопрос «Как определить правописание чередующихся звуков в слове?»

(в результате 3 группы: чередование 1)гласных, 2)согласных и 3)сочетаний звуков)

2. Стадия Осмысления.

А) Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите? Сейчас я раздам вам небольшой рассказ. Ваша задача: построить кластер из однокоренных слов, в середину вы ставите исходное слово, от которого образуются все другие. А потом ваша виноградная гроздь будет разрастаться в зависимости от того, сколько однокоренных слов вы найдете.

Для тех, кто забыл, как строится кластер, я разложила папочки — подсказки.

Разговор о снеге.

... Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега... белы снеги, снегурка, снежень, снеговик... снега во всю Россию. Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто
возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами... У слов таится над нами волшебная сила... для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег»... вслушайтесь-ка: снежище, снежинка…снежик, снежок, Снежана... Снег ты наш, снежище, снежик...снега во всю Россию
(Б. Петров) (Самостоятельно составляют кластеры, затем обсуждают в парах, а после выписываем на даску получившийся общий вариант)

- Молодцы! Все правильно определили. А теперь посмотрите внимательно на ваши кластеры, на однокоренные слова. Как они появились, с помощью чего появляются однокоренные слова? На этот вопрос нам поможет ответить загадка. Если вы, конечно же, ее разгадаете.

Б) Загадка — стихотворение
1.
Та слова часть, что изменяется,
Как называется?

Остальную же часть слова
Именуем мы___________

2. Какая у слова — главная,
значимая часть?

Родственные связи дарят

______________власть.

3. За Корнем кто же

Обогрел местечко?

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,
Лес — в лесника,

А печь — всего лишь в печку.

4. У Корня в недругах, представь-ка
Есть дама гордая- ______________

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

5. При разборе слова

Окончание и основу
Первым делом находи.

После корня будет суффикс,
А приставка — впереди.

Вывод: Итак, эти слова образованы с помощью различных морфем.

А теперь посмотрите на корни слов в кластере.

Вы ничего не заметили? (Да, здесь мы увидели процесс чередования звуков Г/Ж).

Физкультминутка

В) Ребята, я вам предлагаю прочесть текст, с помощьюкоторого вы узнаете много нового и интересного. Ваша задача – заполнить таблицу «+,-, интересно»

Текст. «А знаете ли вы, что...»

1. В книге «Карманная школа» Ф. Кривин пишет: «В глаголе вынуть исчез корень . Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс — ну-, и даже -ть, известный своей неустойчивостью . А корень исчез. Это был древний корень им-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других . Сохранился он также в несовершенном виде глагола

вынимать  куда — то исчез при образовании совершенного вида ... Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень слова . С первого взгляда даже не скажешь, что в слове вынуть нет корня».
2. Г. Александрова:
«... Слова кон, закон, конец, кончать, зачин, зачинать, начинать, начало- прямые родственники, в них чередуются корни кон- - чин-.  Косить и чесать — тоже родственники (чередование кос- - чес-)...При исторических изменениях в составе слова процесс чередования затронул не только отдельные звуки, но и целые сочетания звуков. Так, понятие полногласных и неполногласных сочетаний (чередования — оро-//ра-,
-ере-//ра-, -оло-//-ле-) появилось на основе различий высокого и низкого стилей(сравните: врата — ворота, берег — брег, молоко- млечный и т.д.)
3. Г. Граник

...Все чередования гласных в корне (О — А, Е — И) делятся на 3 группы. Важно понять, кто «командует» корнем. Корнем (а точнее — гласной в корне) командуют три волшебные силы»:

- ударение

- конечная согласная

- последующий суффикс — а.

Г) Итак, из приведенных текстов вы получили новые знания, которые помогут вам создать алгоритм, по которому можно будет определить правописание чередующихся гласных в виде схемы «Фишбоун».

Проверяем на практике работу каждого алгоритма, корректируются схемы

3. Стадия рефлексии

Самостоятельная работа

I. Подобрать чередования по схеме ФИШБОУН по 1 примеру.

II. Возвращаемся к нашей таблице «Верные / неверные
утверждения», заполните, пожалуйста, 2 столбик «Конец»

Ш. Подводим итог урока: Систематизируем чередования звуков в корне
- гласные

- согласные

- полногласные и неполногласные сочетания.

IV. Составляем синквейн или хайку (по выбору).

Зачитываем получившиеся тексты по желанию в Читательском Кресле

Домашняя работа: составить родовое гнездо с корнем сад, подобрать слова с
возможным чередованием в корне, приставке, суффиксе.

Спасибо всем за активную работу и внимание. (Выставление оценок)

Приложение

Стадия рефлексии.

Приемы.

1. Синквейн (пятистишье).

1 строка — тема (одно существительное)

2 строка — описание темы ( два прилагательных)
3 строка — описание действий (три: глагол или причастие, деепричастие)

4 строка — фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме;

5 строка — синоним из одного словак названию темы;
Слова нельзя повторять, фразы должны быть логично продуманы. творческий подход приветствуется.

2. Хайку (японское стихотворение из трех строк)
1 строка — «Я был на уроке кем-то или чем-то...» ответ на вопрос: кто кем был на уроке;

2 строка — «Где и что делал» описание действия через причастие и деепричастие

3 строка — «Какой я был, как я это делал» определение, как
совершалось действие, эмоционально насыщенная строка.

3. Диаманта (7 строк, первая и последняя строки содержат понятия, противоположные по смыслу)
1 строка — тема (1 существительное)

2 строка — определение (2 прилагательных)
3 строка — действие (3 глагола)

4 строка — ассоциации (4 существительных, на уровне которых осуществляется переход к антонимам)

5 строка — действия ( 3 антонимичных глагола)
6 строка — определения (2 антонимичных определения)
7 строка — тема (антоним первой строке)

4. Совместное письмо (размышления)

Группе дается лист бумаги, который пускается по кругу. Каждый
продолжает текст, пишет по 2 предложения. Трижды лист
обходит по кругу группы. Последнюю фразу пишет первый
ученик. Время — 3 минуты.