Урок по теме "Разносклоняемые существительные" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Макарова Ольга Николаевна

 

На данном уроке формируются следующие знания и умения: умение склонять существительные на – мя и слово путь; умение обосновывать выбор гласной в окончаниях разносклоняемых существительных; знание о том, что существительные на-мя и слово путь находятся вне склонений.

.Формируются общеучебные умения и навыки: умение самостоятельно работать с учебником, находить главную информацию, представлять ее в виде схемы, формулы.

В ходе наблюдения над языковым материалом устанавливаются внутрипредметные связи, которые способствуют повышению эффективности изучения нового материала.

Отбор учебного материала строится с учетом возрастных особенностей учащихся, способствует формированию у них позитивных эмоций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Разносклоняемые существительные.

Цель: познакомить учащихся с группой разносклоняемых существительных.

Задачи:

Образовательная: уметь склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных;

Развивающая: формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; действовать в ситуации выбора, развивать общепредметные умения (умение работать с новой информацией, находить главную информацию, представлять ее в виде схемы, формулы);

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: элементы технологии РКМЧП, работа с учебником, толковым словарем.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой учащихся.

 -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок- открытие, открытие новых знаний в казалось бы известном учебном материале.

 -Как вы думаете, интересно ли быть первооткрывателем? Легко ли это? Хочется ли вам делать открытия? Почему?

-Запишите дату, на полях тетради поставьте значок вашего настроения, не забудьте его отметить и в конце урока. Мой значок вы сейчас тоже увидите (рисую цветными мелками солнышко).

Пусть это солнышко освещает вам дорогу к новому открытию. А чтобы в пути было комфортно, вас будут сопровождать герои любимого мультфильма «Винкс».

  1. Актуализация первичного опыта учащихся.

– На прошлом уроке мы повторили те сведения о существительном, которые изучали в пятом классе. Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний. Запишите, верно или неверно каждое утверждение.

  1. Прием «Верные- неверные утверждения» (слайд №1)

Рефлексия задания: оцени свои знания баллом за каждый правильный ответ (слайд №2).

Приведите правильные варианты ответа на неверные утверждения.

  1. Заполнение таблицы «Е-И в падежных окончаниях имен существительных»

-Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. У каждого на парте лежит незаполненная таблица «Е_И в падежных окончаниях существительных». Заполните ее. Проверьте себя (слайд №3).

3. Дифференцированные задания (по степени обученности учащихся).

 1-й уровень сложности (на выбор).

Карточка-задание с самопроверкой. Вставьте пропущенные буквы в окончания существительных.

  1. Идем по улиц..
  2. Подъезжаем к станци..
  3.  Участвовать в телепередач..
  4. Служить в арми..
  5. Встретимся на остановк..
  6. Ветка акаци..
  7. Думать о приземлени..
  8. Гулять по алле..
  9. Береза в ине..
  10. Лежать в постел..

2-й уровень сложности

Карточка –задание с выбором одного правильного ответа( в двухвариантах).

Задание: обведи кружком один верный ответ.

А1. Какое из указанных слов является существительным?

  1. Веселиться
  2. Весело
  3. Веселье
  4. Весёлый

А2. Какое из данных существительных относится к 3 склонению?

  1. Бахрома
  2. Лейтенант
  3. Изобретение
  4. Фасоль

А3.в окончании какого существительного пишется буква И?

  1. в старой алле..
  2. на пришкольном участк..
  3. на праздничной площад..
  4. думать о природ..

А4. В окончании какого существительного пишется буква Е?

  1. нет черной гуаш..
  2. для районной библиотек..
  3. о школьной презентаци..
  4. о приятном разговор..

А5. Какое существительное в родительном, дательном и предложном падежах имеет окончание И?

  1. медведь
  2. рейд
  3. постель
  4. рельс
  1. Изучение нового материала. Мотивационный блок.
  1. Создание проблемной ситуации.

- Я знаю, что вы любите занимательные задания (слайд №4)

Перед вами клякса, упавшая на тетрадный листок со словами, от которых остались только фрагменты. Составьте по ним имена существительные, запишите их в тетради, определите склонение.

Проверка работы: учащиеся перечисляют имена существительные, называют их склонение.

- Какие слова вы не смогли отнести к 1, 2, 3 склонению? (слова на –мя)

Почему? С какой проблемой столкнулись?

- Какие   пути решения предлагаете?

2. Исследование языкового материала.

Проведем исследование: просклоняем устно существительное 2-го склонения, 3-го склонения и то существительное, склонение которого не смогли определить. Может, окончания подскажут решение проблемы.

(Слайд №5, все формы существительных появляются по мере ответов учащихся).

3.Обобщение

- Итак, окончания какого склонения имеет существительное имя в Р.п, Д.п, П.п? ( 3-го склонения)

-А в Т.П? (2-го склонения)

Как можно было бы назвать такие существительные? (предположения учащихся).

- Их называют разносклоняемыми существительными. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними, откроем для себя их секреты. Запишем тему урока.

4. Аналитическая  работа со стихотворением.

Таких существительных в нашем языке целая группа. Но я не стану их перечислять, вы сами их выпишите из веселого стихотворения, которое сейчас услышите. Подсказки ищите на рисунке. (слайд №7)

- Ребята, какие слова вы выписали? Есть ли у них что-нибудь общее? (заканчиваются на –мя)

 Значение каких слов вам не понятно?(бремя, стремя, темя).

-Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? Найдите их толкование. (Учащиеся читают толкование слов по словарю учебника).

-Захотелось ли вам подробнее узнать об этих существительных?

5. Организация самостоятельной работы с материалом учебника.

(Автор учебника М.Т. Баранов. Параграф 37, стр.87)

Читая учебный материал, используйте пометки: «+»- новое, «?»- есть вопросы.

-Прочитав учебник, подумайте над вопросами. (слайд №8)

- На какой вопрос быстро нашли ответ?

 -Какой вопрос показался сложным?

Попробуем составить формулу правописания существительных на – мя и заполним нашу таблицу «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями.(слайд №9)

6. Физминутка.

Поется песенка: «Жила-была бабка возле самой речки…» слова песенки сопровождаются движениями учащихся.

  1. Закрепление нового материала.

1.Работа по вариантам. Задание выполняется на доске.

Просклоняйте существительное на –мя (темя-1 вариант, путь- 2-й вариант) Обозначьте суффикс и окончания.

  1. Дифференцированные задания.

А) Репродуктивного уровня (воспроизведение знаний и умений)

Упражнение №206. Запишите слова время, стремя в форме родительного и предложного падежей.

 Б) Задание продуктивного уровня (применение знаний и умений в новой учебной ситуации).

Исправьте, где есть ошибки. Учащиеся выступают в роли корректора. Слова написаны на слайде № 10).

  1. Рефлексия.

Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны для всех. Давайте и мы с вами подведем итог.

- С каким настроением вы ухолите с урока?

-Интересно ли было изучать новый материал?

-Какими способами мы познавали его?

-Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?

-Какое задание показалось сложным, простым, интересным?

- Что нового узнали о себе?

VI. Домашнее задание ( слайд №11)

  1. Параграф № 38, № 209.
  2.  Подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.
  3. Сочинить лингвистическую сказку о разносклоняемых существительных.

От доброго семени - добрый всход. От того, как вы работали на уроке, будет зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....