Урок русского языка 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Цыс Татьяна Александровна

Тема:      Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Задачи: отработать навык определения согласованных и несогласованных определений;

  • научить различать условия обособления определений;
  • практиковать морфологический принцип синтаксиса, учить видеть согласованные и  несогласованные определения.
  • воспитывать положительные черты характера у учащихся.
  • развивать мышление, речь учащихся, творческие способности;                              
    • повышать интерес у учащихся к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_8_klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                            Урок русского языка в 8 классе

Тема:      Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Задачи: отработать навык определения согласованных и несогласованных определений;

  1. научить различать условия обособления определений;
  2. практиковать морфологический принцип синтаксиса, учить видеть согласованные и  несогласованные определения.
  3. воспитывать положительные черты характера у учащихся.
  1. развивать мышление, речь учащихся, творческие способности;                                
  1. повышать интерес у учащихся к предмету.

Оборудование: сообщение о Козьме Пруткове, карточки, эпиграф к уроку; словари:  толковый, орфоэпический, словообразовательный, иностранных слов

                                         Ход урока

  1. Организация класса к уроку.
  2. Работа с эпиграфом.

                                                              Глядя на мир, нельзя не удивляться!

                                                                                           Козьма Прутков

-Прочитайте  эпиграф к нашему уроку, Согласны ли вы с этим утверждением? Что сегодня вас удивило?

-Мир в его многообразии действительно достоин удивления.

-Запишите эпиграф, проанализируйте его с точки зрения пунктуации. Что можно отметить?

             Глядя на мир, нельзя не удивляться! (повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространённое, безличное, сказуемое выражено словом категории состояния с примыкающим инфинитивом, осложнено обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом.

-Что вам известно об авторе этого высказывания?                                                                                     -На уроке мы больше узнаем об авторе этого афоризма, повторим материал об обособленных членах, закрепим умения пунктуационного оформления обособленных членов предложения. ( Прочитайте в статью)  

3. Работа с текстом о Козьме Пруткове[1]. Текст записывается под диктовку.

1)Жил в 19 веке писатель, которого никогда не было.  2)Биография была, книги, написанные ярко  и образно, были, а его, ироничного и немного самовлюблённого, никогда не было. 3) Имя этого писателя- Козьма Прутков. 4) Под этим именем, интересным псевдонимом, писали юмористические произведения Алексей Константинович Толстой  и братья Жемчужниковы. 5) Наряду со стихами и драмами, Козьме Пруткову принадлежат глубокомысленные изречения, прочно вошедшие в нашу речь.  6) Именно он утверждал, что счастье находится в руках самого человека: «Если хочешь быть счастливым, будь им».

-Проанализируем каждое предложение этого текста, определяя особенности структуры и виды обособления.

Краткая характеристика предложений.

1. Сложноподчинённое предложение.

2. Сложное предложение, разные виды связи: обособленное определение, причастным оборотом выраженное; обособленное определение, относящееся к личному местоимению.

3. Простое предложение, тире между подлежащим и сказуемым, обособления нет.

4. Простое предложение, обособления нет.

5. Простое предложение, обособленное определение, причастным оборотом выраженное; обособленное дополнение ( оборот наряду со).

6. Сложное предложение, разные виды связи.

-Определите  роль  обособленных членов предложения. (Автор использует обособленные члены  предложения, чтобы сделать речь образной, яркой, эмоциональной)

3. Словарная работа с заданием.

Поставьте ударение в словах, выполните разборы , используя словари.

компаньон1,  компаньон2 , компаньон3, компаньон4, компаньон5, компаньон6 

4.  Физкультурная пауза

5.  Изучение нового материала. Работа над схемой.

Обособляются согласованные определения, выраженные : причастным оборотом;  двумя или несколькими прилагательными, причастиями; прилагательными с зависимыми словами.

Обособляются несогласованные определения, выраженные:сущ. В косвенном падеже; сочетанием  сущ.+прил. или  сущ.,+числит., если они имеют характер дополнительных разъяснений.

Упр. 295 (устно)

6. Самостоятельная работа  Упр. 296 по вариантам (проверка в паре).

7. Работа над правилом. (стр 142  чтение по цепочке)

8. Зрительно-слуховой диктант с проверкой.  (упр.298)

9. Повторение. Разборы: морфемный –заново2, морфологический –подо3, фонетический-лёд1

10.  Д/З  П.48, упр.297

11. Итог урока. Выставление оценок.                                                                                        -Что нового вы узнали на уроке?

                     

Самоанализ урока русского языка в 8 классе  

по теме «Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них»

учителя русского языка  Цыс  Татьяны Александровны

Задачи: отработать навык определения согласованных и несогласованных определений;

  1. научить различать условия обособления определений;
  2. практиковать морфологический принцип синтаксиса, учить видеть согласованные  и  несогласованные определения;
  3. воспитывать положительные черты характера у учащихся;
  4. развивать мышление, речь учащихся, творческие способности;                                
  5. повышать интерес у учащихся к предмету.

Содержание соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало изучению нового материала, пунктуационной грамотности;  развитию аналитического мышления, изучению русского языка, русской словесности; прослеживалась межпредметная связь с литературой.

тип урока: изучение нового материала

В соответствии с поставленными задачами и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

  1. Организационный момент
  2. Работа с эпиграфом. /Синтаксический разбор предложения
  3. 3. Работа с текстом о Козьме Пруткове. Текст записывается под диктовку.

Анализ  каждого предложения  этого текста, определение  особенностей структуры и видов  обособления.

Вывод учащимися сделан о необходимости  обособленных членов в речи, обособления их  запятыми на письме.  

  1. Словарная работа с заданием. Знакомство с французским словом 

Работа со словарями с заданием по карточкам

4.  Физкультурная пауза (Использовала ТСО)

5.  Изучение нового материала. Работа над схемой. /Наглядность на доске/

6. Самостоятельная работа  Упр. 296 по вариантам (проверка в паре

7. Работа над правилом. (стр 142  чтение по цепочке)

8. Зрительно-слуховой диктант с проверкой.  (упр.298)

9. Повторение. Разборы: морфемный –заново2, морфологический –подо3, фонетический-лёд1                                   /у доски выполнение учащимися/

10.  Д/З  П.48, упр.297  /после звонка/                                                                                                      11. Итог урока. Выставление оценок.                                                                                                          

Принципы обучения реализованы:

-научности содержания учебного материала;

-принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала-опора на прочно освоенные навыки изучения причастных оборотов;

- принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся, соответствующих уровню их учебных возможностей, причём они сами оценивают свои возможности;

-принцип прочности  - связь материала с ранее изученным обеспечивает прочность знаний.

Методы обучения:

Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:

-словесные;

-наглядные;

-практические.

по уровню самостоятельности учащихся:

Репродуктивные

по аспекту мышления:

продуктивные

по логическому аспекту:

дедуктивные.

Общие результаты урока: план урока выполнен, задачи реализованы; учащиеся научились определять и выделять обособленные члены предложения на письме и в речи. Д/з  подобрано дифференцированно, с учётом возрастных особенностей восьмиклассников.

Все этапы урока выдержаны, кроме последнего. Это произошло ввиду того, что урок начался на 2 минуты позже.


    [1]
  1.  Жуков Д. Классик, которого не было. // Прутков К. Сочинения Козьмы Пруткова. — М.: Издательство «Советская Россия», 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...