задание к экзаменационным билетам (тексты)
материал по русскому языку (9 класс) по теме

На устном экзамене по русскому языку в традиционной форме первый вопрос предполагает работу с текстом. В материале даны несколько текстов и задания к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bilet_1.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Билет 1

        Смоленская крепостная стена выдающееся  военно-инженерное  и архитектурное сооружение воздвигнутое  вокруг Смоленска в 1596-1602 годах по проекту и под руководством Ф.С.Коня с целью укрепить западные границы Московского государства. Борис Годунов пос..тив Смоленск в начале строительства крепостной стены писал Построим мы такую красоту неизглаголенную что подобного ей не будет во всей поднебесной… Как на важной боярыне лежит многоценное ож..релье пр..бавляя ей красоты и горделивости так Смоленская стена станет теперь ож..рельем  всея Руси.. на зависть врагам и на гордость Московского государства.

      В строительстве стены  уча..ствовала вся страна. В Смоленск срочно были стянуты по указу царя лучшие мастера  «каме..ого и кирпичного дела». По под..четам историков стену строили до 300 тысяч(?) человек на неё и..расходовано более 100 мил..ионов штук кирпича.

Задания.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль. Обоснуйте свое мнение.
  4. Определите тему и основную мысль.
  5. Расставьте пропущенные знаки препинания.
  6. Проведите морфемный и морфологический разбор выделенного слова.

Билет 2

Прочитайте текст.

                    Совреме..ым молодым охотникам редко приходит(?)ся  слышать о дупелин..ых токах  –  этой необычно интересной, (2) забытой теперь охоте.     По рассказам старых  опытных и правдивых охотников  существовали (не,ни)когда дупелин..ые тока  на которые в весен..ие зори  вылетали десятки и сотни маленьких длинноклювых птиц.   Распустив крылышки и хвосты с белой подпушкой  дупеля бойко  бегали по излюбленному ими токовищу  обычно представлявшему собой (не)большую, поросшую прошлогодней травою кочковатую   площадку. Здесь происходили дуэли  скрещивались шпаги  ревнивых бойцов  от зари  до зари продолжалась весен..яя  любовная игра.  Всю долгую весну дупеля слетались на свое  излюбленное токовище  и даже выстрелы охотников не очень их пугали.

                                                                                                (По И.С. Соколову-Микитову)

Задания.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Озаглавьте текст.
  5. Расставьте пропущенные буквы и  знаки препинания.
  6. Проведите морфологический разбор выделенного прилагательного.

Билет 4

Прочитайте текст.

              Шагая по пахучему листвен..ому покрову  шумно  рассыпающемуся под ногами  мы углубляемся в покрытые лесом  горы.  Чем выше поднимаемся   тем реже покрывающий склоны  и впадины густо сросшийся железняк.  Точно многометровые  толстые колонны, возносятся к небу лишен..ые листвы вековые  деревья.  В их дуплах и развалинах  наполненных перегноем  живут молодые кудрявые деревца  которые случайно прор..сли из  залетевших семян.  Куст пышного папоротника  забравшись  высоко зеленеет на груди старого великана.  Точно  растрепан..ые гнезда,  в ветвях вековых дубов темнеют шапки  вечнозеленой омелы. Редко простучит по гнилому дереву дятел  а вечером гукнет  пролетая бесшумно  сова.  

                                                                                                                           (По И.С. Соколову-Микитову)

Задания.

  1. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль и тип речи . Обоснуйте свое мнение.
  4. Назовите выразительные средства, использованные в тексте.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Расставьте пропущенные знаки препинания.
  7. Проведите морфологический разбор выделенного причастия.

Билет 5

Прочитайте текст.

                 Там  где застыло похожее на заблудившегося барашка  облако  чуть видная белеет церковь служба в которой  совершает(?)ся единожды  в год.  Когда(то)  ослепительный и  пр..красный , там высился мраморный бог солнца Аполлон  и  солнеч(?)ное сверкание его при восходе и заходе могли  наблюдать из  самой блистательной Трои.  Толпы людей  одетых в легкие  обдуваемые ветром  одежды  сходясь от солнеч(?)ных берегов  лазурного  моря  поднимались на вершину  чтобы  поклонит(?)ся мраморному богу и выведать судьбу у  оракула.  А у  подножия горы цвели пять пр..красных языческих городов  Дион  Олифоксос   Фисос  Клеоны и Акрофон.  

          Старинное пр..дание рас..казывает  что  великий  завоеватель Александр   увидя гору соблазнился мыслию  высечь из нее одну огромную статую  которая была бы видна от  всех берегов моря.  Нашелся  говорят  ваятель-безумец   взявший на себя нечеловеческую,  невыполнимую задачу.

                                                                                                                      (По И.С. Соколову-Микитову)

1. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.

3. Проведите фонетический разбор выделенного слова и синтаксический разбор предпоследнего предложения текста.

Билет 6.

Прочитайте текст.

             Бывалого человека,  меня и теперь радостно волнуют   неудержимо притягивают обширные просторы родной русской  природы.  Люди  (не) порывающие связь с природой   не могут почу..ствовать себя вполне одинокими.  Как в мечтательном  детстве, ( по)прежнему раскрыт перед ними пр..красный солнеч(?)ный  мир.  Все чисто  радостно и привольно в осл..пительном этом  мире!   И,  как в далекие дни детства,  над головою усталого  путника пр..легшего отдохнуть после утомительного похода  колышутся белые и золотые цветы  а высоко в небе кружит высматривая добычу   ястреб-  канюк.  

                 Отлежавшись в пахучей траве   налюбовавшись   золотистыми летними облаками  недвижно застывшими в  небесном океане   с новым приливом сил поднимаюсь с теплой  родимой земли   чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира…

                                                                                               (По И.С. Соколову-Микитову)

   1. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.

3. Проведите фонетический разбор выделенного слова и морфологический разбор любого прилагательного.

Билет 8

Прочитайте текст.

                На этот раз лагерь был ра..бит на песча(н,нн)ом острове посреди реки. (В)течени.. нескольких недель (з,с)десь будут соб..рать мед.

             Днем мы углубляемся в джунгли с трудом продираясь сквозь сплошные колючки. В удушающей жаре даже нежная зелень  кажет(?)ся ядовитой. Сквозь густой по..лесок я различаю ствол большого дерева. Оттуда доносятся голоса (с,з)борщиков меда. Вокруг нас жу(ж,жж)ат пчелы. Одна запутывается в моих волосах. Пока я безуспешно пытаюсь стряхнуть её другая жалит меня. Пронзительная боль. Быстро кричит мне проводник  бросается (в)перед. Я устремляюсь за ним. Мы как лесные звери прод..раемся сквозь кустарник пока (не,ни) оказываемся у костра вокруг которого сидят (с,з)борщики меда. Кто(то) протягивает мне платок и я закутываю лицо как это делают (з,с)десь.

      1. Сформулируйте тему текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.

3. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

Билет 7

                  У нас в России так много чудесных названий рек озер сел и городов что можно прийти в восхищение. Одно из самых точных и поэтических названий пр..надлежит крошеч(?)ной речке Вертушинке в..ющейся по дну  лесистых  оврагов в Московской  области (не)далеко от города Рузы.

            Вертушинка все время вертит(?)ся как егоза шныряет журчит  бормочет звенит и пенит(?)ся  около каждого камня или упавшего ствола березы тихонько напевает разг..варивает сама с собой пр..шепетывает и несет по хр..щеватому дну очень прозрачную воду…

  1. Сформулируйте тему текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.

3. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

Билет 8

Прочитайте текст.

                На этот раз лагерь был ра..бит на песча(н,нн)ом острове посреди реки. (В)течени.. нескольких недель (з,с)десь будут соб..рать мед.

             Днем мы углубляемся в джунгли с трудом продираясь сквозь сплошные колючки. В удушающей жаре даже нежная зелень  кажет(?)ся ядовитой. Сквозь густой по..лесок я различаю ствол большого дерева. Оттуда доносятся голоса (с,з)борщиков меда. Вокруг нас жу(ж,жж)ат пчелы. Одна запутывается в моих волосах. Пока я безуспешно пытаюсь стряхнуть её другая жалит меня. Пронзительная боль. Быстро кричит мне проводник  бросается (в)перед. Я устремляюсь за ним. Мы как лесные звери прод..раемся сквозь кустарник пока (не,ни) оказываемся у костра вокруг которого сидят (с,з)борщики меда. Кто(то) протягивает мне платок и я закутываю лицо как это делают (з,с)десь.

      1. Сформулируйте тему текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.

3. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

Билет 9.

Прочитайте текст.

               Еще в Древней Руси существовала д..ловая переписка. Об этом свидетельствуют  берестя(н,нн)ые грамоты найденные при раскопках; древнейшие из них относятся к 9 веку.

              С распространением письме(н,нн)ости  ( к 14-15векам) содержание деловых бумаг становится все более разнообразным. Деловые документы используются как в деятельности государства так и в жизни отдельных людей. До наших дней сохр..нились духовные и договорные грамоты то есть княжеские завещания и акты которые устанавливали взаимоотношения между князьями отношения Москвы с Тверью и Рязанью. В то время были уз..конены челобитные такой формы:  «Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичу (упоминались все титулы того, кому подавалась челодитная затем имя просителя который нарочито принижал себя) бьет челом Ивашка Федоров , сын Измайлов…» (после чего изл..галось дело и содержание про..ьбы.

   1. Сформулируйте тему текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.

3. Проведите морфологический разбор выделенного слова.

Билет 11

                                                                                            Директору

                                                                                         Управления информационных технологий

                                                                                         Иванову А.И.

                                                                                         программиста Леонтьева В.В.

                                                       Докладная записка.

             Довожу до Вашего сведения что отдел програ(м,мм)ирования  нуждается в пр..обретении совреме(н,нн)ого оборудования для расширения  возможностей использования новейших компьютерных программ позволяющих оформлять  д..кументацию  в соответстви.. с последними н..рмативами.

              Прошу разрешить пр..обретение лазерного принтера сканера мультимедийного комп..ютера.

6 октября 2000г.                                              Леонтьев.

      1.Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.

3. Проведите разбор выделенного  словосочетания.

Билет 12

          И вот я под..езжаю к Смоленску с запада, с фронта, чьи войска в это лето ушли от зимней линии за добрых сем(?)сот километров. И то(же) волнение охватывает меня. «Виллис» подпрыгивает на булыжниках мостовой знакомой мне с детства утре..ий дым возрожденного к жизни города поднимается  над новыми и старыми стенами зданий. И такое чу..ство как (будто) боиш(?)ся узнать о чем(нибудь) очень печальном или ждешь большой радости которая вот-вот должна наступить.

         В..езжая в Смоленск я ощущал себя и тем кто родился в Смоленске из Смоленска ушел на войну и кому ещё предстоит вернут(?)ся туда. Но нельзя было забыть и тех друзей моего любимого города которые по месторождению так далеки от него и так много сделали для его освобождения и во..тановления…

        Родина –мать! Чу..ство гордости и радости охватывает душу при мысли о твоем величии и силе.                                                                                                                                   (А.Твардовский)

Задания.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста. Укажите его языковые особенности.
  4. Определите тип речи.
  5. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  6. Проведите морфологический разбор  любой частицы из текста.

Билет 13

Прочитайте текст.

               Вновь поднимаюсь на верхний мостик  где  в синеватой  темноте ночи привычно шагает вахтен..ый штурман а за стеклом  рубки   слабо освещен..ой лампочкой компаса ( не)подвижно стоит  рулевой.  Мы стоим  беседуем  глядим в море;  потом  я  один схожу на пустын..ую палубу  поднимаюсь на бак и долго стою,   свесясь над бортом и наблюдая как пенится  призрачным светом искрится рассекаемая форштевнем вода.   Двурогий серп  месяца всплывает над морем  в серебрян..ом его свете одна за  другой меркнут  над мач(?)тами звезды. Месяц поднимается выше; сверкающей кольчугой протягивается к нему длин..ая дорога. Неведомо откуда появившийся  парусник тихо покачиваясь  пересекает  эту живую серебрян..ую дорогу  и отчетливо, каждою снастью, чеканятся на серебрян..ом фоне  его мачты и ч..рные паруса.  Точно таинственный  призрак,  как ночное  видение,  без единого признака жизни проплывает мертвое судно,  и опять блестит  бесчисленными чешуйками сияет раскинутая к месяцу дорога.

                                                                                                     (по Соколову-Микитову)

Задания.

  1. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Назовите выразительные средства, использованные в тексте.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Расставьте пропущенные буквы и  знаки препинания.
  7. Проведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет14

Прочитайте текст.

                 Все жесточе и жесточе нажимал ветер дощатые стены  барака дрожали и казалось   колебались.  Взглянув в забрызган..ое дождем окно  я увидел  как от берега к берегу по огромному полю льда зигзагами   уходя (в)даль   побежала черная трещина  неизменно и быстро расширяясь.  Разбитое ветром  огромное поле льда двинулось к югу.  Темная грозовая туча  стояла над южной частью Таймырского озера сбрасывающего с  себя ледян..ые оковы. Странная ярко(лиловая)  молния сверкнула  вдруг  ослепив глаза  глухо пророкотал гром.  Быстрее и  быстрее надвигалась туча  над ледян..ыми полями вспыхивали  лиловые молнии  и на глазах наших ра..калывался и уносился ветром лед  выр..стали   чернели и ширились кипевшие  волнами ч..рные разводья. Мы долго не ложились  любуясь потрясающей картиной полярной грозы и ледохода.

                                                                                                                       (По И.С. Соколову-Микитову)

1. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.

3. Проведите фонетический разбор выделенного слова и синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет  15

             В те майские дни в Смоленск со всех концов (не)объятной России пр..было много видных обществе..ых деятелей представителей мира  науки литературы и ис..кус..тва. ..

             Открытие памятника состоялось 20 мая 1885 года…  Cобравшимся предстала фигура композитора на высоком постаменте. Скульптор А.Р.Бок изобразил М.И.Глинку с дирижерской палочкой в руке сосредоточенно внимающего каким(то) внутре..им голосам и готового повести  за собой  (не) зримый хор и оркестр.

       На постаменте присутствующие прочитали Глинке – Россия. Да, памятник великому русскому композитору действительно воздвигла Россия – русский народ, собравший путем  доброхотных пр..ношений (не)обходимые для сооружения памятника средства.

        (В)последствии.. гармоничным дополнением замысла скульптора А.Р.Бока стала реш..тка вокруг памятника отлитая по проекту академика И.С.Богомолова и представляющая собой ряды чугу..ых строчек нотного стана.

Задания.

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите тип и стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Какова тема текста?
  5. Расставьте пропущенные буквы и  знаки препинания.
  6. Проведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет 16

Прочитайте текст.

                  Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сея(н,нн) ую пыль и поднял в небо. К (полу)ночи луна покраснела от пыли и кусочек неба вокруг нас высветился красным. В такие минуты ждеш(?) чего(то) необычного и оно случает(?)ся.

               Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле (широко)крылый силуэт и бе..вучно растаял в ночи. В ночном поле охотились ушастые совы. Ушастой её назвали не за настоящие уши а за два пучка перышек что торчат на лбу. По этим ушам её (ни,не) с кем (не,ни) спутаеш..  

            Стоит посмотреть (как) нибудь в сумерки совиную охоту.

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите тип и стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Какова тема текста?
  5. Расставьте пропущенные буквы и  знаки препинания.
  6. Проведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет17.

Прочитайте текст.

            Дорога в..ется сначал.. по перелескам. Потом она пропадает в большом кологривовском  заказе. В прежнее время она далеко обходила его теперь ездят прямо, по двору усадьбы, раскинувшейся по бокам лесного оврага своим одичавшим  садом и кирпич(?)ными службами.

          Пока тарантас  сопровожда..мый лаем  с грохотом катится по мостикам через овраги смотрю на груду кирпичей оставш…ся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне. Думаю о том что сделал бы Кологривов если бы увидел это.

            В детстве я слыхал про него поистине ужасы. Когда объявили волю он сошел с ума  и с тех пор никто его на улице не видел. Осен..ю однажды его нашли в молельной мертвым…

    1. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.

3. Проведите  синтаксический разбор выделенного предложения.

         

Билет  № 19

       Думать о больш..м  и любимом художнике всегда радос..но.  Для меня думать о Коненкове  радос..но (в)двойне. Ведь он для меня не просто замечательный русский ваятель  а добрый дух моих родных мест моих смоленских полей и лесов…

      Я вырос по соседству с той захолус..ной  д..ревушкой которая дала России знаменитого художника чье имя с уважением произносит каждый культурный человек во всем мире. Я и..ходил в зеленой  пойме многоводной Десны все те места где он в детстве и юности открыл свой поэтический мир в котором быль похожа  на сказку  а сказка на быль..

     При первой встрече с Сергеем Тимофеевичем меня пор..зила его уд..вительная памятливость ко всему что к..салось родного края. Он знал по именам всех чем(нибудь) интересных  мужиков нашей округи  и через много лет повторял их сказки и прибаутки. Больш..й  знаток и любитель полновесного народного слова он всегда пер..сыпал свою реч(?) чисто смоленскими оборотами как (будто) всю жизнь прожил в Караковичах. У кого(нибудь) это могло пок..заться игрой щегольством  а у него  это было так (же) естественно как естественна  память молодости которую  он хранит свято  и неприкосновенно.               (Н.И.Рыленков. На озере  Сапшо.)

          Задания.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Определите, его тему и основную мысль.
  3. Озаглавьте текст.
  4. Определите его стиль. Докажите свое мнение.
  5. Как связаны  между собой предложения 1 абзаца?
  6. Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
  7. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
  8. Проведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Билет 20

Прочитайте текст.

                 Дни стояли тума(н,нн)ые странные проходил мерзлой поступ..ю ядовитый октябрь.

        В городе все чего(то) боялись на что(то) надеялись высыпали на улицу соб..рались в толпу и опять ра...ыпались.Волнение кольц..м охватившее Петербург проникало и в самые петербургские центры оно охватило сперв..  острова перекинулось Литейным и Никольским мостами. Уже появились бе..покойные выкрики противоправительственных мальчишек несшихся что есть духу от вокзала к Адмиралтейству и размахивающих журналами.

                 Дни стояли тума(н,нн)ые странные проходил мерзлой поступ..ю ядовитый октябрь пыль носилась по городу бурыми вихрями покорно ложился у ног шелестящий багрец сплетая из лист..ев свои (желто)красные россыпи слов.        

                                                                           (По А.Белому)

  1. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Назовите выразительные средства, использованные в тексте.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Расставьте пропущенные буквы и  знаки препинания.
  7. Проведите синтаксический разбор выделенного предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты по программе "Подготовка младшего обслуживающего персонала"

Разработка билетов для итоговой атттестации учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида....

Экзаменационные билеты по физической культуре специальна гуппа

Экзаменационные билеты по физической культуре  специальная медицинская группа 9 класс Билет № 1     1. Что такое "здоровый образ жизни   2. Комплекс упражнений ежед...

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫПО ПРЕДМЕТУ«АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ»ПРОФЕССИЯ "ОПЕРАТОР ЭВМ" 2 КУРС...

\'\'Экзаменационные билеты по физике в 7 классе

В данном материале представлено 20 билетов по физике в переводных  классах...

Экзаменационные билеты по швейному делу

Экзаменационные билеты по швейному делу   для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья  общеобразовательная  школа  интернат  № 7 V...

Экзаменационные билеты 9 класс

Экзаменационные билеты 9 класс...

Ответы на практические задания к экзаменационным билетам по биологии для 9 класса (ГИА), ДНР

Ответы на экзаменационные билеты по биологии для 9 класса (практическая часть)....