Лингвистический анализ текста
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Сорокопытова Ольга Геннадьевна

Урок русского языка в 6 классе на тему "Лингвистический анализ текста: отрывок из повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka.zip11.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку «Лингвистический анализ текста: отрывок из повести  А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Автор урока: учитель русского языка и литературы МОУ «Никольская СОШ Белгородского района Белгородской области» Сорокопытова Ольга Геннадьевна.

Тема урока: «Лингвистический анализ текста: отрывок из повести  А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний и способов действия.

Форма проведения: урок – лингвистическая лаборатория.

Методы: постановка проблемных вопросов и поисковых задач, лингвистический анализ текста, метод эксперимента, интеграции.

Дидактическое сопровождение: проектор, компьютер;

портрет А.С.Пушкина, выставка произведений поэта;

число, классная работа, тема урока;

словарь: ни свет ни заря, проказы;

три словаря С.И.Ожегова, три учебника «Русский язык», 6 класс под редакцией М.М.Разумовской;

словарик выразительных средств, распечатка текстов, планов, задания по группам, рабочие листы урока.

Класс: 6

Четверть: III

УМК: учебно-методический комплекс под редакцией М.М.Разумовской.

Список литературы:          

1. А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». -  Москва, 1985.

          2. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова под редакцией Н.Ю.Шведовой. - Москва, 1987.                                                                                          

3. Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке. // Русский язык в школе. – 1999. - №6. – с.41-43.

4. Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьных методов? // Русский язык в школе. – 2007. - №4. – с.10-14.

Тема урока: Лингвистический анализ текста: отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Урок – лингвистическая лаборатория.

Цель урока:

1) отработка навыков анализа текста, умения находить выразительные средства речи, в том числе понимать роль употребления причастных и деепричастных оборотов в тексте;

2) формирование речевых умений и навыков, грамотного письма через работу с текстом и интеграцию уроков русского языка и литературы;

3) привитие любви и интереса к русскому языку и литературе, чтению.

Оборудование: проектор, компьютер;

портрет А.С.Пушкина, выставка произведений поэта;

число, классная работа, тема урока;

словарь: ни свет ни заря, проказы;

три словаря С.И.Ожегова, три учебника «Русский язык», 6 класс под редакцией М.М.Разумовской;

словарик выразительных средств, распечатка текстов, планов, задания по группам, рабочие листы урока;

бейджи «Лингвист» с указанием имени учащегося, часы.

  1. Организованное начало урока. Приветствие учителя, приветствие детей учителя и гостей.
  2. Оформление тетрадей. (Дата, классная работа, тема).

1 слайд. Лингвистический анализ. Урок пройдет в форме лингвистической лаборатории.

  1. Беседа с учащимися, подготовка к восприятию темы и цели урока. 

- Ребята, давайте подумаем, какую работу предполагает заявленная тема?

- Каково значение слова «лаборатория»? Обобщаем ответы детей цитатой из толкового словаря С.И.Ожегова.

- А как вы объясните прилагательное «лингвистический»? (Языковой, ведь лингвистика – это наука о языке). В целом – лингвистическая лаборатория – это место, где проводят опыты над словом, исследуют текст.

- Ребята, представьте, что вы ученые-лингвисты, а наш класс- лингвистическая лаборатория. Сегодня у нас один из заключительных уроков по теме «Употребление причастий и деепричастий в речи». Я хочу, чтобы вы вышли за рамки урока и помыслили немного шире, прикоснувшись к тексту А.С.Пушкина.

- Ребята, как бы вы теперь сформулировали цель нашего урока?

2 слайд. Цель урока.

Заключение учителя:

Сегодня мы с вами проанализируем отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», повторим выразительные средства речи,  понаблюдаем за ролью причастий и деепричастий в тексте, закрепим знания по орфографии и пунктуации.

4. Слово-беседа учителя о Пушкине. Замечательный поэт, прозаик, драматург, создатель русского литературного языка.

- Какие стихотворения Пушкина вам известны, а какие сказки, а какие повести?

Ребята, известно, что Пушкин бережно относился к слову, добивался точности и лаконичности языка.

3 слайд. Слова Н.В.Гоголя.

5. Работа в группах. Назначение командиров.

  1. Прослушайте текст, о чем он?

Чтение учителем текста.

«Разминка» для групп.

А) О чем этот текст? Из какого произведения взят отрывок? В какой цикл произведений Пушкина входит?

Б) Словарная работа. Объясните значение фразеологизма «ни свет ни заря», слова «проказы».

4 слайд. «Повести Ивана Петровича Белкина» (названия всех повестей).

В) Давайте попробуем предположить основную мысль текста.

(Описание ясного утра или «боязнь, сопровождавшая наши проказы, составляет главную их прелесть).

- О какой шалости Лизы идет речь в повести?

- Ребята, наверняка, вы тоже шалите на улице, в школе, дома. Но в шутках тоже надо знать меру, иначе можно оскорбить или обидеть человека, а также навредить самому себе.

- Итак, мы определили тему, основную мысль текста.

Раздаю задания по группам, даю немного времени, консультирую группы.

  1. Проверка: 1) тип, стиль речи с доказательствами; 2) эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и их роль в тексте; 3) в данном тексте встретились простые предложения, осложненные однородными членами, обособленными определениями, то есть причастными и деепричастными оборотами; ССП, СПП.

 - Итак, мы с вами определили тип, стиль текста; синтаксический строй текста.

                            Физминутка «Часики»

- Продолжаем работать в лингвистической лаборатории.

  1. Лингвистический эксперимент. Давайте прочитаем предложения с причастными и деепричастными оборотами, запишем два из них и подумаем над целью употребления данных оборотов в речи.

Попробуем заменить причастный оборот придаточной частью со словом «который», что получится? Вяло, сухо.

Давайте исключим деепричастный оборот, получается неполное предложение, невыразительно.

-  Так для чего Пушкин использует данные обороты речи в своем тексте? Для выразительности.

5 слайд. Причастие «передает» энергию глагола и «живописную силу» прилагательного. Деепричастие «дорисовывает» действия. 

- Итак, эксперимент показал, что причастие…

  1. Повторение (продолжение работы в группах).

1) В чем различие обособления причастных и деепричастных оборотов? 2) В данных предложениях давайте найдем слова с орфограммами «Безударные гласные»; 3) «Правописание при и пре», сформулируем правило.

6 слайд.

  1. Обобщение. 

    - Какой навык мы отрабатывали?

    - Что мы узнали о выразительной силе причастий и деепричастий?

    - Какие орфограммы мы повторили?

7 слайд.

  1.  Коррекция знаний учащихся. Заполните, пожалуйста, 1-ю часть рабочего листа.

8 - 10 слайд.

  1.  Проверка. Прочитаем, что у нас получилось.
  2.  Если есть ошибки, можно исправить. Слово учителя о русском языке. 
  3.  Рефлексия. Заполните, пожалуйста, 2-ю часть рабочего листа (комментарий учителя).
  4.  Оценки и их комментирование.

11 слайд. Читаем Пушкина

  1.  Домашнее задание: выпишите из произведений художественной  литературы предложения с причастными и деепричастными оборотами или сделайте анализ небольших поэтических текстов по плану.

Музыка из к-ф «Метель» Сдайте, пожалуйста, рабочие листы. Уважаемые лингвисты, спасибо за активное участие в нашей совместной работе. Урок окончен.

                                                                               

                                                                                     Приложение №1

                                  Рабочий лист к уроку

Тема: Лингвистический анализ отрывка из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

1. Мы проанализировали отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

В нем автор использовал лексические средства: эпитеты _______________________________________________, придающие тексту выразительность,

сравнение___________________________________, которое помогает ярко представить картину наступающего утра, метафоры_________________________________________________________, раскрывают эмоциональное состояние героини, олицетворения________________________________________________________________________________________________________________________, одушевляют природу.

Причастные и деепричастные обороты  используются автором для выразительности речи. Причастие передаёт ______________глагола и

________________________________прилагательного.

Деепричастие _____________________________ действие.

Вывод: с помощью ярких выразительных средств Пушкин образно описывает красоту раннего утра, передает настроение героини и выражает основную мысль – «боязнь, сопровождавшая наши проказы, составляет главную их прелесть».

2. Подумайте, что было главным для вас на уроке:

- я научился__________________________________________________

- узнал_______________________________________________________

- понял_______________________________________________________

Что вас заинтересовало больше всего:

- необычная форма урока______________

- учитель______________________

- творчество А.С.Пушкина__________________________

- красота русского языка____________________________

3. Поставьте себе оценку за урок_____________________

Спасибо.

                                                                                                       Приложение 2

Отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

1) Лиза проснулась ни свет ни заря*. 2) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. 3) Лиза тихонько нарядилась крестьянкой, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.

     4) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя. 5) Ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью. 6) Боясь какой-нибудь знакомой встречи, она не шла, а летела.

     7) Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. 8) Здесь она должна была ожидать Алексея. 9) Сердце её билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождавшая молодые наши проказы*, составляет главную их прелесть.

     10) Лиза вошла в сумрак рощи. 11) Глухой, перекатный шум приветствовал девушку. 12) Весёлость её притихла.

Словарик выразительных средств:

Эпитет – это образное определение, передающее чувство автора к изображаемому предмету (прилагательное в переносном значении). Эпитет делает речь яркой, эмоциональной.

Метафора – представляет собой перенесение значения по сходству (существительное в переносном значении). Применяется для выразительности речи.

Сравнение основано на сопоставлении явления или понятия с другим явлением и служит для выразительности речи.

Олицетворение заключается в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью. Применяется для образности речи.

План анализа текста.

  1. Чтение текста.
  2. Тема текста.
  3. Словарная работа.
  4. Основная мысль текста.
  5. Тип текста.
  6. Стиль текста.
  7. Выразительные средства и цель их употребления.
  8. Связь основной мысли с жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Лингвистический анализ текста в 10 классе

Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...

Часть В. Лингвистический анализ текста

Презентация содержит разбор заданий части В по направлению "Лингвистический анализ текста" для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку....