Статья "Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности"
статья по русскому языку по теме

Сорокопытова Ольга Геннадьевна

Статья актуальна своей теоретической и практической направленностью. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного отношения к миру, человеку, родной природе, искусству и к самому языку. Изучение русского языка как национального достояния создаёт условия для формирования у школьников общечеловеческих культурных ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tekst_stati.zip14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности

                                                                                                 Сорокопытова О.Г.

Формирование у школьников представлений о языковом эстетическом идеале следует признать приоритетной задачей современной методической науки и практики преподавания русского языка. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного отношения к миру, человеку, родной природе, искусству и к самому языку. Изучение русского языка как национального достояния создаёт условия для формирования у школьников общечеловеческих культурных ценностей.

Давайте обратимся к высказыванию К.Г. Паустовского о русском языке и вдумаемся в смысл. «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». [4] В этом фрагменте заключается яркая характеристика русского языка как эстетического феномена. Действительно,  эстетический идеал сознавался многими русскими писателями и поэтами и как недосягаемая вершина и как абсолютная норма.

Однако учителя-практики отмечают снижение уровня культуры речи в обществе, а также у учащихся, падение интереса к родному языку, уважительного к нему отношения, изменение языкового эстетического вкуса. Остаётся ряд нерешённых проблем - формирование у учащихся средней школы языкового эстетического идеала, стимулирование потребности учащихся в совершенствовании собственной речи с эстетических позиций. В научных трудах известных учёных-лингвистов Кулаевой Г.М., Дроздовой О.Е., Купировой Е.А., Суворовой Е.П. мы находим отражение данных проблем и пути их решения. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова. В сочетании научного подхода и практики решение такой задачи следует связать с работой над созданием у школьников представлений о выразительности русского языка, его уникальной природе. Становится понятно, что «воспитание у школьников ценностного отношения к русскому языку может осуществляться через идею языкового эстетического идеала». [1]

  Воспитание ценностного отношения к языку будет успешным, если на уроке созданы ситуация, эмоциональный и интеллектуальный фон, сочетание таких форм и методов работы, которые будут способствовать выработке собственной аргументированной позиции учащихся о сохранении русского языка как национального достояния.

Приведем в качестве примера урок в 9 классе на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».

        В качестве эпиграфа урока мы взяли слова В.Г. Распутина «Пока жив язык, жива и нация».

        После сообщения темы и цели урока проводится беседа.

- Ребята, большое значение имеет родной язык в жизни каждого человека. Для нас – русский язык.

- Ребята, как вы понимаете, что такое «нация»? Давайте посмотрим толкование этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова.

- Как вы понимаете смысл высказывания В.Распутина, исходя из лексического значения и своего жизненного опыта?

После беседы составляем сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, используя  слово «нация». Можно в помощь учащимся предложить схему: [Сущ…, (которую объединяет…), …]. (Общность людей, которую объединяет язык, территория, экономика, культура, называют нацией.)

Затем переходим к проверке домашнего задания.

- Накануне вам было дано задание: выучить таблицу «СПП с придаточными определительными» и приготовиться к письму по памяти.

 Идея языкового эстетического идеала может осмысливаться через чтение и анализ высказываний о русском языке. Поэтому пока один из учащихся воспроизводит таблицу, остальные – пишут самодиктант высказываний о русском языке.

1) Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит. (Д.С. Лихачёв.);

2) Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого остаются в языке – в наследие потомкам. (К.Д. Ушинский.)

Затем проводим самопроверку передачи высказывания, постановки знаков препинания; проводим синтаксический разбор предложений, составляем схемы предложений. (Повествовательное, СПП с придаточным определительным, прикрепляется союзным словом на котором, поясняет существительное язык). […сущ.], (на котором…); (Повествовательное, СCП, с противительным союзом но, значение противопоставления). [ ], но [ ]). Предлагаем учащимся ответить на вопрос: «Что общего и что различного в этих предложениях по структуре и по мысли?»

Потом проверяем таблицу, воспроизведённую на доске. (Листочки с таблицей находятся у учащихся на столах).

Вид СПП

Что поясняет придаточное

На какие вопросы отвечает.

Союзные слова

Указательные слова

Место придаточной части

Значение придаточной части

I. СПП  с собственно- определительной частью



II.   СПП с местоименно-определительной частью

сущ. или сл., употр. в знач. сущ.




местоимение

какой?


который какой

кто

что

чей

где

куда откуда когда

+

-

тот, такой

после определяемого существительного


любое

определение

На этапе закрепления материала уделяем внимание учащихся на то, какое место занимает придаточное предложение, анализируем предложения, строим схемы.          

  1. СПП с собственно-определительной частью.

Тот народ,  который создал такой язык, поистине великий и счастливый  народ. [Тот + сущ., (который…), …].  Русский язык - часть национальной культуры, откуда человек постигает народный дух. […сущ.], (откуда…).

 2. СПП с местоименно-определительной частью.                                                                                                                  

Кто  не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и  человечеству.  (Кто …), [тот…].

Делаем вывод о месте придаточной части, о значении слова «дух» во втором предложении. Обращаем внимание на роль придаточных  определительных в речи, в каких стилях речи чаще всего используются данные конструкции.

Местоименно-определительные придаточные широко представлены в пословицах и поговорках, где они приобретают форму афоризмов. Проводим игру «Кто больше вспомнит пословиц о труде и грамоте?»

  1.  Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.
  2.  Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
  3.  Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  4.  Кто любит труд, того люди чтут.
  5.  Кто не работает, тот не ест.
  6.  Кто не сеет, тот не жнёт.
  7.  Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

После записи предложений, обращаем внимание на наиболее повторяющиеся конструкции:   (Кто…), [ тот… ]. (Кто…), [ того…]. (Кто…), [тому…].

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- Что нужно помнить о знаках препинания?

Образцом письменной речи для учащихся служит именно текст (и художественный, и публицистический). В современной методике текст считается ключевой единицей обучения и предметом  анализа. Работе со связным текстом придавали большое значение такие учёные, как Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский и другие.

На данном уроке в рамках темы предлагаем для анализа отрывок из рассказа И.А. Бунина «Перевал». [5] При работе с художественным текстом следует бережно относиться к слову писателя, сохранять его в неприкосновенности, как образец художественной письменной речи. Поэтому текст даём без пропусков букв и знаков препинания (у каждого учащегося распечатка текста).

Текст

Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду над ветром, среди холодного тумана,  и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.

В сумерки, отдыхая у подножия сосен, за которыми начинается этот пустынный подъём, я смотрел в глубину с чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который обнимал полнеба. Но в горах уже наступала ночь. Темнело быстро, я шёл, приближался к лесам - и горы вырастали всё мрачнее и величавее, а  в  пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое укутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен. Повеяло зимней свежестью, понесло снегом и ветром…

 Наступила ночь, и я долго шёл под тёмными, гудящими в тумане сводами горного бора, склонив голову от ветра.

 «Скоро перевал,- говорил я себе. - Скоро я буду в затишье, за горами, в светлом, людном доме…».

Приведём задания, выполняемые в процессе анализа текста И.А. Бунина.

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Словарная работа.
  3. Определите стиль текста, тип речи. Обоснуйте свой вывод.
  4. Определите тему и идею текста.
  5. Выпишите из текста СПП с придаточными определительными.
  6. Какова стилистическая роль определительных придаточных?
  7. Выпишите из текста слова с орфограммами в корне слова.

В качестве домашнего задания  можно предложить написать небольшой рассказ с элементами описания, используя СПП с придаточными определительными.

Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы. Внимание к эстетическим представлениям учащихся, пробуждение у них чуткости к красоте родного слова, несомненно, благотворно скажется на формировании у школьников языкового эстетического идеала и осознанного уважительного отношения к русскому языку как национальному культурному и эстетическому достоянию русского народа. На уроках русского языка «создаются условия для воспитания отношения к родному языку как инструменту познания, творческое владение которым даёт возможность приобщиться к духовным и интеллектуальным ценностям». [3]

Считаем, что учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.

В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.

Подводя итог всему сказанному выше, мы акцентируем внимание на особой важности приобщения современного школьника к национальной культуре посредством чтения как важнейшего вида речевой деятельности.  Он «будет лучше других подготовлен к освоению любых видов деятельности, связанных с получением и восприятием информации, будет относиться к своему языку и культуре как значимой лично для него ценности». [2]

Список литературы

  1. Кулаева, Г.М. О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку. // Русский язык в школе. – 2007. - №8. – С. 3-7.
  2. Дроздова, О.Е. Развитие лингвистической активности школьников в разных предметных областях обучения. // Русский язык в школе. - 2010. - №8. – С. 3-7.
  3. Купирова, Е.А., Суворова Е.П. Формирование интеллектуально-речевой культуры – условие становления ученика как субъекта познавательной деятельности. // Русский язык в школе. – 2010. - №10. – С. 3-7.
  4. Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. М.: Государственное издательство художественной литературы, с.с. 487-699.
  5. Бунин И.А. Повести и рассказы. – Л.: Лениздат, 1985. – 639 с., портр. –(Мастера русской прозы XX века).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловой русский язык и информационное развитие личности,проект учащихся

В ходе выполнения  проекта учащиеся рассматривают следующие вопросы:- Как коммуникативная компетенция способствует успеху в деловой карьере?- Является ли умение грамотно оформлять документы показ...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»

В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....

Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности

В данной статье  автор знакомит читателей с опытом  применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Доклад "Способы выражения ценностного отношения к русскому языку в речи учителя."

В данной работе рассматриваются способы представления ценностного отношения к языку, которые должны быть включены в различные речевые жанры, традиционные для учебной ситуации. Рассмотрим отдельные реч...