Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи» с использованием электронного опорного конспекта
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Попков Сергей Иванович

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник:  «Русский язык. 7 класс»  под ред. М.Т.Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.  Урок проводится по технологии Шаталова с использованием мультимедийного варианта опорного конспекта, предусматривающего возможность постепенного его «выведения» посредством решения проблемных задач. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Первоначальное закрепление проводится на основе текста. Для решения воспитательных задач используется метод сложного нравственного вопроса.  В «слабом» классе целесообразно для объяснения представленного материала использовать два спаренных урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popkov_s.i._prich.rar1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению урока

русского языка в 7 классе по теме  «Причастие как часть речи»

Одним из кризисных явлений современного образования является противоречие между необходимостью всё время увеличивать объём информации и возможностями человека в её усвоении. Научно-технический прогресс, захватывающий всё больше и больше областей деятельности, требует от современного человека всё увеличивающегося объёма знаний и умений, и поэтому возникает естественная потребность в значительном увеличении объёма информации, включаемой в содержание образования. В то же время возможности человека в усвоении информации хотя и растут, но неизмеримо в меньшей степени. Это противоречие получило форму так называемой перегрузки учащихся, ведущей к ослаблению их здоровья.

Так, по данным кафедры медико-биологических знаний БГПУ, среди учащихся среднего звена в г. Уфе 40% ребят страдает неврозами, из 20 процентов – дидактогенными. Из старшеклассников абсолютно здоровы лишь 20-25 % детей. Таким образом, борьба с перегрузкой учащихся - одна из важнейших задач, которую нужно решать путём совершенствования образовательных технологий .

Значимым шагом в данном направлении можно считать предложенную П.М. Эрдниевым идею укрупнённых дидактических единиц. Именно на этой основе и построена работа с опорным конспектом по технологии В.Ф Шаталова.

В этом случае последовательное структуирование учебного материала заменяется усвоением «пучками», когда одновременно усваивается несколько однородных понятий.

Представленный урок является иллюстрацией вышеперечисленных идей.

Цели урока:

-познакомить учащихся с основными морфологическими и синтаксическими признаками причастия;

-развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.

-воспитывать чувство долга и патриотизма. 

Оборудование:  доска, мультимедийный проектор (вариант. Интерактивная доска),  компьютер, презентации Power Point.

Урок по теме «Причастие как часть речи» проводится с использованием опорного конспекта и должен являться составной частью организации учебного процесса по технологии Шаталова, укрупнённых дидактических единиц Эрдниева и элементов технологии проблемного обучения.

Одной из главных особенностей работы с ОК (опорным конспектом) является чёткая, строго определённая организация учебной деятельности. Иначе говоря, структура изучения каждой темы неизменна. Начинается эта работа с «выведения» или «рождения» ОК. Он появляется с процессе решения познавательных задач проблемного характера, наблюдений эксперимента. Например, на представленном уроке прежде чем показать блок №2 ОК, решаем проблемную задачу №1:

 Учитель:

- перед вами предмет (показывает юлу), определите его признаки. С помощью какой части речи вы это сделали? На доске появляется надпись. Вариант. Блок 1 презентации №2.

(Закручиваем юлу.)

- Определите признак предмета по совершаемому действию. (Крутящаяся)

- С помощью какой части речи определён признак по действию? (Причастия)

(Останавливаем юлу)

- Определите признак предмета по закончившемуся действию. (Крутившаяся, также часто дети называют причастие «остановившаяся»)

Записываем на доске:

-Как мы видим признак по действию может проявляться во времени. Определите время причастий.

Подводим итог проблемной задачи № 1, выводим на экране блок№2 опорного конспекта.

Причастие обозначает признак по действию, проявляющийся во времени. Отвечает на вопросы какой(ая, ое , ие)? Для перехода к следующей смысловой части ОК необходимо кликнуть левой кнопкой мышки или нажать клавишу «вправо».

Таким образом, каждому из девяти блоков соответствует по одной проблемной задаче.

Заканчивается выведение опорного конспекта общим его объяснением, чтением материала в учебнике.

 Вы объяснили тему. Это знание еще ваше, оно не стало достоянием ученика. Здесь наступает время следующего этапа – внутреннего проговаривания: ученик пытается воспроизвести объяснение про себя. Далее выясняем, что не понятно, и наступает время следующего этапа – проговаривания внешнего. Провести его можно по-разному (чаще всего – работа 1-й вариант рассказывает второму и наоборот, ответ вслух по очереди или ответ 2-3 учеников у доски.)

Обычно закрепление на первом уроке не провожу, либо провожу осторожно, фрагментарно. Как можно закрепить то, чего фактически еще нет: знание как таковое еще не стало достоянием ребенка. Следующий урок начинается с письменного восстановления ОК, далее – развернутое закрепление, заканчивающееся сдачей зачёта.

Такова структура подачи материала. Что это даёт практически? Результатов работы с ОК много и хороших, и нехороших тоже. Начнём с недостатка. А состоит он в том, что структура изучения темы, о которой подробно рассказано, одинакова во всех классах , для всех учебных тем. И в 5, и в 9-ом классах, и при изучении орфографической темы, и при изучении морфологической темы структура изучения учебного материала одна и та же. Тем самым нарушается принцип развития, ибо структура организации ученого материала должна соответствовать типологическим (возрастным) особенностям учащихся. Ясно, что эти особенности у младших подростков и в юношеском возрасте разные. Но этот серьёзный недостаток вполне преодолим. Достаточно дифференцировать время на каждую структурную единицу изучения материала. Снимает остроту проблемы и начальное «выведение» ОК.

Положительных результатов работы с ОК гораздо больше. Прежде всего, для большинства ребят урок превращается из повинности в момент интеллектуального наслаждения. Положительная динамика качества обучения за последние 5 лет представлена в Приложении №4. Диаграмма  представляет сведения о качестве знаний в 7б классе:

 Другим важным итогом работы является развитие речи учащихся за счёт увеличения времени активной устной речи. Ведь среднее время этого важного вида деятельности для каждого ученика  в течение 6 уроков – 2 минуты. Найти путь в увеличению этого времени – значит решить одну из важнейших педагогических проблем.

В последнее время технологию укрупнённых дидактических единиц на основе опорных конспектов органично дополняют информационно-коммуникативные технологии. В данный момент нами разработано интерактивное учебное пособие по русскому языку, получившее положительные отзывы петербургского методического издания «Завуч».

При создании пособия учитывались все требования, предъявляемые к первичному «выведению» ОК. Ранее для работы с ним использовались печатные сборники таблиц и плакаты.

Для решения воспитательных задач используется метод сложного нравственного вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи» с использованием электронного опорного конспекта

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий  программе по русскому языку под ...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".

СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через  чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...

Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с...