Обучение способам аргументации в школе: эволюция методов
статья по русскому языку по теме

Надеина Надежда Анатольевна

Сегодня трудно представить осуществление гуманитарного подхода к обучению без владения речью и, в частности, без понимания необходимости аргументировать, убедительно представлять свою точку зрения, доказывать или объяснять высказанное положение. С середины XX века понятие аргументации становится важным компонентом гуманитарного знания.

Однако само понятие аргументации на протяжении существования этого явления (несмотря на неизменную его сущность) испытывает трансформацию и в настоящее время определяется неоднозначно. Существует несколько подходов и представлений об аргументации. Учитывая позиции различных направлений в определении аргументации, понятие аргументация в самом общем виде можно представить следующим образом...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_sposobam_argumentacii_v_shkole.docx44.36 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение способам аргументации в школе: эволюция методов

Сегодня трудно представить осуществление гуманитарного подхода к обучению без владения речью и, в частности, без понимания необходимости аргументировать, убедительно представлять свою точку зрения, доказывать или объяснять высказанное положение. С середины XX века понятие аргументации становится важным компонентом гуманитарного знания.

Однако само понятие аргументации на протяжении существования этого явления (несмотря на неизменную его сущность) испытывает трансформацию и в настоящее время определяется неоднозначно. Существует несколько подходов и представлений об аргументации. Учитывая позиции различных направлений в определении аргументации, понятие аргументация в самом общем виде можно представить следующим образом.

Аргументация – интеллектуально-коммуникативная деятельность (процесс), основанная на выполнении коммуникативных действий по созданию текста или его фрагментов, направленных на объяснение, доказательство той или иной точки зрения и на убеждение коммуниканта. Основу аргументации составляют причинно-следственные смысловые отношения. Именно аргументация, умение аргументировать свои взгляды и действия в различных ситуациях педагогического общения и составляет в большей мере сущность педагогики сотрудничества. «Гуманистический характер аргументации как деятельности определяется тем, что субъект этой деятельности признает реципиента свободной в данном отношении личностью, признает его интеллектуальное и моральное право отвергнуть аргументацию» [Алексеев 1985: 26].

В методике вопросы обучения аргументативным текстам рассматривались в исследованиях 70-80-х годов (Дзюбенко 1992, Коблова 1973, Коростелёва 1989, Шантарин 1974 и др.). Несмотря на это уровень коммуникативно-речевой подготовки учащихся средних школ, средних специальных учебных заведений, а также выпускников вузов является недостаточным: бывшие выпускники слабо владеют умением аргументировать свою точку зрения, выдвигать и формулировать доказываемый тезис, то есть, по существу, строить аргументативные тексты.  Эти трудности носят устойчивый характер, что подтверждается данными, полученными при обработке результатов ЕГЭ. Типичные ошибки, допускаемые школьниками в доказательствах, могут свидетельствовать о том, что учителя не знакомят в необходимом объеме учеников со структурой доказательства, с возможными уловками и ошибками в аргументативном тексте.  

Для разработки системы обучения аргументативным умениям и решения методических задач необходимо также разобраться в соотношении базовых понятий, поскольку в научной и учебной литературе они толкуются неоднозначно.

Многие исследователи употребляют слова «аргумент», «аргументация», «доказательство» как абсолютные синонимы. В речевой практике также довольно часто смешиваются понятия, связанные с проблемой аргументации. Смешение данных терминологических наименований часто затрудняет понимание предлагаемых авторами концепций.

В повседневной жизни (не только в учебно-практической деятельности) школьники постоянно пользуются данной логической операцией для того, чтобы убедительно доказать в процессе того или иного рассуждения необходимую связь мыслей, в которой отображаются связи предметов и явлений объективного мира. Умение убедительно доказать является чрезвычайно важной чертой мышления. Но для того чтобы доказать свою точку зрения, необходимо соблюдать ряд условий этой операции.

Во-первых, необходимо знать структуру доказательства и учитывать ее особенности в текстовой конструкции (в аргументативном тексте). Разграничивая логическое доказательство и текстовое доказательство (аргументация), мы принимаем во внимание то, что:

а) объектом аргументации может быть не истинность высказывания или группы высказываний, а, целесообразность поступка, прагматическая предпочтительность которого решается в проблемной ситуации и т.д.;

б) аргументация по своей природе предполагает интеллектуально-речевой обмен и, следовательно, принципиально ориентирована на достижение прогнозируемого коммуникативного эффекта. Это ведет к тому, что успех аргументации детерминируется действием не только логических механизмов доказательства; он определяется рядом обстоятельств, таких как готовность адресата сообщения к восприятию определенных аргументов, соотношение у коммуникантов их индивидуальных тезаурусов и т.д. Аргументация используется для формирования убеждений. В доказательстве же коммуникативные аспекты уходят на второй план, а чаще всего – совсем отсутствуют;

в) в текстовой конструкции (в аргументативном тексте), содержащей доказательство, демонстрация не выражена в явной форме, а представлена сигналами-связками типа «следовательно», «итак», «поэтому» и др. Вследствие чего структуру текстового доказательства (аргументации) можно представить как: тезис - аргументы - вывод.

Во-вторых, необходимо соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов:

а) тезис и аргументы должны быть истинными, т.е. соответствующими действительности, верно отражающими предметы и явления, закономерности природы и общества;

б) тезис и аргументы должны быть суждениями ясными и точно определенными;

в) тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства;

г) тезис не должен находиться в логическом противоречии с высказанными ранее суждениями по данному вопросу;

д) аргументы, приводимые в подтверждение тезиса, не должны противоречить друг другу;

е) тезис и аргументы должны быть в конечном счете обоснованы фактами;

ж) аргументы, приводимые в подтверждение истинного тезиса, должны являться достаточным основанием для данного тезиса.

С точки зрения логики важно то, что школьники познают тот путь мыслительной операции, которым они идут от постановки коммуникативной задачи к созданию аргументативного текста, определенной «аргументационной конструкции» [термин Алексеева: 1995]. Важно, чтобы они знали последовательность развертывания структурных элементов доказательства, которые могут быть представлены в виде «Памятки аргументирующему», например:

- определи свое коммуникативное намерение;

- четко сформулируй основной доказываемый тезис;

- подбери нужные аргументы для доказательства тезиса;

- проверь, отвечает ли тезис и аргументы правилам их выдвижения;

- выбери способ доказательства своей точки зрения;

- сформулируй вывод в соответствии с выдвигаемым тезисом.

Кроме того, учащимся можно предложить следующую типологию аргументов, которые могут быть использованы экзаменуемым в работе:

I. Логические (рациональные) аргументы:

1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).

5. Законы природы.

6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета.

7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.

8. Данные экспериментов и экспертиз.

9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы.

В отличие от факта – обобщенно-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

а) конкретный пример:

- пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

- литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);

б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).

III. Ссылки на авторитет:

- мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;

- цитата из авторитетного источника;

- мнение специалиста, эксперта;

- обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;

- мнение очевидцев;

-   мнение должностных лиц (когда речь идет о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);

- общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Необходимо обратить внимание учащихся на композиционное оформление аргументов в тексте. Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

Кроме того, на занятиях по русскому языку в старших классах можно использовать различные операции и приемы мышления, игры и тренинги, развивая дискуссионные умения учащихся, реализуя на практике все стороны общения – коммуникативную, интерактивную, перцептивную – в их совокупности. При таком подходе включают в себя не только умения логического мышления и аргументации, но и общие коммуникативные умения, а также умения, связанные с процедурной (регламентированной) стороной дискуссии. Так, организованное дискуссионное обучение обеспечивает не только комплексность и целенаправленность учебного процесса, но и его большую управляемость со стороны преподавателя.

Кроме того, обучение дискуссионному общению позволяет активизировать познавательный поиск учащихся и их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых. Это помогает преподавателю решать воспитательные и образовательные задачи, а также способствует формированию дополнительных мотивов изучения родного языка. Повышение учебной мотивации, со своей стороны, оптимизирует процесс овладения русским языком, способствует его большей успешности.

Поскольку обсуждение и решение проблем происходит в процессе управляемого группового общения, у каждого учащегося вырабатывается умение действовать в интересах группы, появляется уважительное заинтересованное отношение к собеседникам, что в конечном итоге ведет к формированию коллектива из учебной группы, а это является важным фактором эффективности учебного процесса.

Бесспорно, что работа по обучению аргументированным умениям требует не только от учащихся, но и от учителя серьезной подготовки. Для успешного освоения данного умения необходимо развивать свой кругозор, жизненный и читательский опыт. Конечно, уроки по литературе способствуют накоплению необходимых знаний для написания итогового сочинения-рассуждения. Однако, понимание задач и способов «решения» поставленной цели также немаловажный аспект в работе. Учащиеся должны знать не только механизм написания собственных текстов, что формируется с начальных классов, но и такие теоретические положения как различие между доказательством и аргументацией, убедительность высказываний и логичность.

В толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой [Ефремова 2006: 602] дается следующее определение понятию доказательство – 1. Неоспоримый довод или факт, подтверждающий, доказывающий что-л. // То, что является свидетельством, подтверждением чего-л. 2. Система умозаключений, служащая для выведения нового положения на основе данных, принимаемых за истинные. 

Аргументация (от лат. arguo «показываю, доказываю, выясняю), по определению группы голландских логиков Амстердамской школы, представляет собой вид словесной и социальной деятельности, задачей которой является увеличение (или уменьшение) приемлемости спорной точки зрения для слушателя или читателя посредством приведения ряда взаимосвязанных доводов, направленных на доказательство (или опровержение) этой точки зрения перед рациональным арбитром. По мнению бельгийского философа Хейма Перельмана «цель всей аргументации – создать или усилить приверженность умов к тезису, представленных для их одобрения». Австралийский философ Чарльз Леонард Хэмблин определяет аргументацию как любое речевое или неречевое действие, которое «производится одним человеком для убеждения другого» [Ивин 1998: 20].

В самом широком смысле под аргументацией понимают искусство выдвижения доводов и аргументов, доказательств и опровержений, поиска весомых оснований для оценки, выработки решений, в которых можно быть уверенными [Стернин 1996: 57]. Обоснование и убеждение не только составляют фундаментальные принципы аргументации, но и придают ей двойственный характер. С одной стороны, аргументация должна опираться на логическую методологию, поскольку доказывание является обязательным условием при выдвижении и защите своей позиции и в научном исследовании, и в публичных дискуссиях. С другой стороны, аргументация включает риторические и психологические компоненты из-за принципиально коммуникативного характера доказывания, адресованности обоснования другому лицу, аудитории [Ивин: 2007].

Убедительность отвлеч. сущ. по знач. прил.: убедительный. Убедительный – 1. Такой, который убеждает, заставляет убедиться в чем-л. // Способствующий убеждению. 2. Обладающий способностью, умением убедить [Ефремова 2006: 596].

Логичность отвлеч. сущ. по знач. прил.: логичный. Логичный – 1. Основанный на законах логики. 2. Характеризующийся разумным ходом рассуждений, умозаключений [Ефремова 2006: 1146].

Если в среднем звене от учащихся требуется не только стройность и выразительность сочинения (не говоря уже от грамотности), то в 9-11 классах необходимо вести целенаправленную работу, направленную на овладение приемами аргументации.

Обратимся теперь к действующему учебник для 10-11 классов под редакцией А.И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой [Власенкова 2000]. Авторы предлагают работу по тексту, обращая внимания не только типы и стили речи, но и формирование аргументативных умений.

Так можно отметить следующие виды работ в этом направлении.

Упр. 269. Выпишите для цитирования выражения, наиболее ярко передающие основные мысли автора. Перескажите текст с использованием цитат.

Повелитель многих языков язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятным сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали. Но кто неупрежденный великими о других мнениями прострет в него разум и с прилежанием вникнет; со мною согласится. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, италиянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен; то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Обстоятельное всего сего доказательство требует другого места и случая. Меня долговременное в российском слове упражнение в том совершенно уверяет. (М. В. Ломоносов. Российская грамматика, 1755 г.)

1. Перескажите текст, цитируя его, используя яркие, запоминающиеся обороты.

2. Какие выражения в этом тексте вы считаете наиболее сильными и емкими? Выпишите их. Выберите из них два-три слова, понравившиеся вам, разберите их по составу и орфографически.

3. Выпишите из текста слова с исконно русскими корнями (корни обозначьте), слова с признаками старославянизмов в разных их частях (нужную часть слова обозначьте) и слова с корнями изоязычного происхожде иия (корень обозначьте). Каково происхождение служебных слов? Сделайте вывод о соотношении исконно русских, старославянских и заимствованных элементов в этом тексте.

  1. Найдите устаревшие слова, дайте их толкование. Проанализируйте порядок слов во всех предложениях, отметьте случаи его несоответствия современной норме. Как повлияет на стиль речи заме-па авторского порядка слов порядком слов, соответствующим современной языковой норме?
  2. Исходя из современных пунктуационных норм, какие изменения вы внесли бы в постановку знаков препинания?

II. Выделите в тексте ключевые слова, разделите его на части и составьте план. Изложите коротко содержание текста, отвечая на вопросы: о чем говорит автор в нем, каков основной его тезис, каковы аргументы, доказательства? С чем вы согласны в рассуждениях автора, а что вызывает у вас сомнение и почему? Попытайтесь возразить автору.

Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же в прошедшем5, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе? Находя в языке много глубокого философского ума, истинно-поэтического чувства, изящного, поразительно верного вкуса, следы труда сильно сосредоточенной мысли, бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов и зачатки идей, до которых с трудом добирается потом великий поэт и глубокомысленный философ, мы почти отказываемся верить, чтобы все это создала эта грубая, серая масса народа, по-видимому, столь чуждая и философии, и искусству5, и поэзии, не выказывающая ничего изящного в своих вкусах, ничего высокого и художественного в своих стремлениях. Но в ответ на рождающееся в нас сомнение из этой же самой серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое с помощью науки и сильно развитой мысли вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова, несущегося из самых отдаленных, самых диких, невежественных времен. Это явление, более чем какое-нибудь другое, способно образумить5 нас в нашей личной гордости своим индивидуальным знанием, своим просвещением, своей индивидуальной развитостью, более, чем всякое другое явление, способно оно напомнить нам, что, кроме отдельных, сознательных личностей, отдельных человеческих организмов, существуют еще на земле громадные организмы, к которым человек в отдельности относится также, как кровяной шарик к целому организму тела. Да, язык, который дарит нам народ, один уже может показать нам, как бесконечно ниже стоит всякая личность, как бы она образована и развита ни была, как бы ни была она богато одарена от природы, перед великим народным организмом.4 (...) Язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех своих народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна.

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.

(К.Д. Ушинский. Родное слово, 1861 г.)

1. Определите тип речи и стиль. Аргументируйте свое заключение. 2*. Что общего и различного в содержании текстов И. И. Срезневского и К.Д. Ушинского? Подготовьте на их основе сообщение о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа.

Упр. 270. Запишите коротко основной тезис текста и те аргументы, которые развивают основную мысль автора. Подготовьте устное сообщение, отвечая на следующие вопросы: а) в каком состоянии находится сейчас русский язык и что активизирует его развитие; б) какие внешние воздействия влияют на происходящие в нем изменения; в) какие изменения в русском языке происходят наиболее активно, какие, по мнению автора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать?

В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические6 тенденции6 и вступает в новый период своего исторического развития. Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы  – особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак – это не толь Ко орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. Вместе с тем можно, видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними» стимулами в этих процессах будут такие явления, как научно-технический прогресс, превращение русского языка в мировой язык современности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.

На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и задач. Например: убирать завалы (прошлого); искать развязки; прибавить в работе; усилить поиск; оздоровить общество; воспитывать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Ведь без языковой точности и конкретности не может быть ни подлинной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения.

(Л.И. Скворцов. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи, 1996 г.)

Упр. 271. На основе отрывков из названной выше книги Л.И. Скворцова сделайте вывод о том, что автор понимает под экологией слова. Составьте тезисный план и подготовьте устное сообщение на эту тему.

Упр. 453.  Прочитайте отрывок из статьи В. Распутина «Ищите женщину». В чем своеобразие его позиции?

Жертвенность и целительность сердца были настроением женщины и в просвещенных кругах вплоть до середины и даже за середину прошлого века, о чем свидетельствует русская литература, всегда умевшая чутко уловить внутренние общественные звуки. Ольга Ильинская надеется победить лень Обломова, Вера у Гончарова же в «Обрыве» рассчитывает смягчить губительный нигилизм Марка Волохова, Соня Мармеладова у Достоевского, готовая на все, чтобы спасти от отчаяния Раскольникова, по бескорыстному сложению своей нравственной фигуры достойны памятника; коли и литературным героям дарованы теперь эти почести –чей еще образ мог бы служить указанием на величие женщины!

На основе текстов в упр. 429, 452, 453 подготовьте рабочие материалы для участия в дискуссии о роли женщины в семье и современном обществе.

а) Разделите лист тетради на две половинки: в первой – записывайте мысли, емкие по содержанию обороты, отдельные слова, которые вам потребуются для раскрытия «главного и великого призвания» женщины; во второй  – мысли, слова, обороты, которые потребуются при характеристике «неприглядного портрета» современной женщины, б) На отдельной странице коротко запишите те мысли, которые подсказывают выход из создавшегося положения, те требования к женщине, которые оздоровят общество, в) Познакомьтесь с другими материалами (из газет, журналов), поднимающими проблему женщины в современном обществе. Определите собственную позицию по этому вопросу. Подготовьтесь к выступлению, к участию в дискуссии, к отстаиванию своей точки зрения, г) Подберите пословицы, поговорки, высказывания о женщине, которые помогут вам отстоять свою точку зрения.

Упр. 455. Любой читатель может выступить и в качестве корреспондента газеты. Почувствуйте себя корреспондентом, напишите заметку в молодежную газету на интересующую или волнующую в настоящее время вас тему. Озаглавьте ее.

Таким образом, в этом учебнике для 10-11 классов авторы предлагают различные виды работ: при повторении орфографических и пунктуационных норм ведется работа над текстом, выявление проблемы автора,, аргументирование своего мнения по данной проблеме, анализ авторского стиля, а также обращение к конкретным высказываниям, которые в дальнейшем могут быть использованы и в итоговом сочинении в качестве аргументов. Кроме того, а вторы предлагают различные темы для дискуссий.

Учебник по русскому языку для 10-11 классов под редакцией  А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой [Дейкина 2011] также содержит различные виды работ, направленных на формирование аргументативных умений.

Первая часть учебника ориентирует учащихся на нахождение основной мысли автора текста, написание сочинений на предложены темы, однако основная работа в системе формирования орфографических и пунктуационных навыков. Во второй части уделяется внимание не только навыкам правописания, но и предлагаются различные виды работ по подготовке к сочинению-рассуждению.

Упр. 399. Спишите начало статьи К. Бальмонта. Как вы понимаете смысл названия и эпиграфа? Докажите, что это текст публицистического стиля.

Упр. 420. Прочитайте несколько афоризмов, включенных Л.Н. Толстым в его книгу «Путь жизни»? Какая тема объединяет разные высказывания?

Упр. 476. Подумайте над высказыванием А.С. Пушкина. В чем причина современного звучания пушкинской мысли? Запишите предложение.

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

Таким образом, в данном учебнике авторы не ориентируют аргументировать свою точку зрения, основная задача – умение рассуждать.

В учебнике для старших классов под редакцией В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко [Греков 2011] вообще отсутствуют упражнения по обучению написания сочинения, основное внимание авторы уделяют формированию орфографической и пунктуационной грамотности.

Однако, в настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики в школьную программу не только специализированных школ, лицеев и гимназий, но и общеобразовательные школы. Риторика – это филологическая наука, изучающая способы построения художественно  выразительной,  направленной и определенным образом воздействующей  речи. Из всех учебных пособий по риторике можно обратить внимание на  Т.А. Ладыженская «Школьная риторика» [Ладыженская 1995: 54]. Это речевой курс современной  риторики – со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В центре его  внимания – человек, который общается. В разработанной Т.А. Ладыженской  программе школьной  риторики  (1-9 классы)  можно  выделить  два  смысловых  блока.

1) Блок «ОБЩЕНИЕ» (1-6 классы)  дает представление о том, что такое  риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок  входят и  вопросы, связанные и с культурой  речевого поведения (речевого этикета). На  основе этих элементарных сведений у детей формируются  важнейшие умения – ориентироваться в ситуации  общения, определять коммуникативные  намерения, оценивать его реакции в общении.

2) Блок «РЕЧЕВЫЕ  ЖАНРЫ» дает представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т.д.

Понятийный компонент занимает в программе ограниченное место, т.к. курс риторики имеет практическую направленность. Главное же внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них связаны с умением анализировать и оценивать общение (степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком); другие – с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры» (оценивается умение ориентироваться в ситуации, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение).

При этом большая часть времени уделяется риторическому анализу  устных и письменных текстов; риторическим задачам; риторическим играм. Риторический анализ предполагает обсуждение по крайней мере  трех вопросов: Что сказал говорящий (ритор)? Что он хотел сказать? Что сказал ненамеренно? В отличие  от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно при их организации и  определении  победителя осуществлять риторический подход: четко описывать ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителей. Для проведения риторических игр может выбираться (назначаться) жюри. При  определении  победителя  могут  использоваться карточки разных  цветов, хлопки («Кому больше похлопаем?») и т. п.

Урок риторики имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала в него включаются сквозные, необязательные на каждом уроке:

  1.  речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнесем шепотом, но отчетливо», «Задуем свечу» (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук, комар», «Вспомним  грустные стихи. Кто начнет?» и т.д.;
  2.  ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.п. норм литературного языка;
  3.  импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.

Эти сквозные виды работ, по мнению составителей  [Ладыженская 1997: 30;  40], обеспечивают формирование определенных умений и навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности  на другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах, с использованием различных мнемонических приемов, стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

Учебник Т.А. Ладыженской, на сегодняшний день является самым лучшим из всех имеющихся. Он разнопланов  и разнонаправлен. Задумка авторов – серия учебников с 1 по 9 класс – позволяет вырастить грамотное  поколение, умеющее общаться и вести себя, избавленное от косноязычия и слов – паразитов. Учащиеся посредством обилия разноплановых заданий учатся размышлять, анализировать, делать выводы, и самое главное – они учатся говорить. Курс Ладыженской призван воспитать в учащихся раскованность и легкость в общении, научить умению говорить не только убедительно (что тоже  немаловажно), но и просто говорить красиво. Данный курс включает и компьютерные игры.

Таким образом, учебник Т.А. Ладыженской представляет собой систему теоретических и практических материалов, направленных на формирование риторических умений и навыков. Использование его в школьном обучении позволит сформировать коммуникативную компетенцию говорящего. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, ее отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества» [Ладыженкская 1995: 30]. Следовательно, систематический курс риторики в 5-9-ых классах средней школы может значительно повысить уровень речевого  развития учащихся, культуру их речи и поведения.

Таким образом, можно отметить, что в учебниках по русскому языку для старших классов работа по обучению аргументативным умениям носит фрагментарный характер, в некоторых из них данный вид работы не представлен, что в значительной мере осложняет работу учителю, с одной стороны, а с другой стороны, может привести к низкому результату на итоговой аттестации, поскольку у учащихся могут быть различного рода затруднения: как в определении авторской проблемы, так и в собственной аргументации. Безусловно, в таких условиях учителю необходимо учитывать возможные недочеты и прилагать усилия по подготовке к сочинению и обучению аргументативным умениям, используя дополнительный дидактический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа по теме: "Память". Способы аргументации в сочинении-рассуждении

Презентация к сдвоенному уроку подготовки к сочинению по предложенной модели (часть С ЕГЭ по русскому языку). Задания объединены одной темой: «Память», работа идет от анализа слова – к осмыслению текс...

Комплексная работа по теме: "Природа". Способы аргументации в сочинении-рассуждении

Продолжает серию уроков комплексного повторения при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Все материалы объединены одной темой - "Человек и природа", что позволяет решать задачи образования и воспитания в ком...

Комплексная работа по теме: "Природа". Способы аргументации в сочинении-рассуждении

Продолжает серию уроков комплексного повторения при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Все материалы объединены одной темой - "Человек и природа", что позволяет решать задачи образования и воспитания в ком...

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ".

Стратегия рассуждения - это убеждение. Какими способами реализовать ее, какую тактику избрать - вот главный вопрос процесса обучения аргументации. В ходе аргументации каждое следующее суждение вытекае...

Способы аргументации

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку-из интернета...

Интуитивно-игровой способ как средство применения функционально- прикладного метода при обучении и воспитании в школе

Каждый педагог часто задумывается над методами своей работы и конечными ее результатами.Делает это он по побуждению учительской совести,заставляющей его давать отчет себе и родителям,которые с полным ...