Комбинированный урок русского языка и ИЗО в 9 классе "Прошу вас, храните солдатские письма"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Лазарева Татьяна Николаевна

 

Комбинированный урок русского языка и ИЗО в 9 классе  «Прошу вас, храните солдатские письма…» (подготовка к сочинению-рассуждению)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kombinirovannyy_urok.doc61.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок русского языка и ИЗО в 9 классе

«Прошу вас, храните солдатские письма…»

(подготовка к сочинению-рассуждению)

Цель урока:

  1. Подготовиться к сочинению-рассуждению.
  2. Развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся;
  3. Вызвать у учеников эмоциональный отклик, желание поразмышлять о прочитанном.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, письма солдат, презентация «Память».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

М.В.И.   - Здравствуйте, ребята, садитесь.

Л.Т.Н.  - Сегодняшний наш урок – это урок развития речи. Цель урока – подготовка к сочинению-рассуждению. Эпиграфом стали слова «Прошу вас, храните солдатские письма…».

М.В.И. - - Как вы думаете, о чем пойдет речь?

На уроке мы познаем смысл словосочетания «фронтовые письма». С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы. Значение писем подчеркивали не только поэты и писатели, но и художники. И в этом вы сегодня убедитесь.

Л.Т.Н. Накануне Великой Победы мы  опять вернемся в то далекое тяжелое   военное время.

  1. Чтение текста.

- Для начала давайте прочитаем текст Б.Васильева. Этот текст взят из демонстрационных материалов ГИА, заданием к которому является написание сочинения-рассуждения.

Ученик читает вслух текст.

  1. Работа над содержанием текст

- Какое чувство осталось у вас после прочтения текста?

- Почему Анна Федотовна читала копии, а не само письмо?

- Понимали ли дети, которые забрали письма, что они значат для матери?

- Как вы понимаете смысл финала текста ( через проектор):  «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки –их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...»

Слова учителя.

    Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти. У каждого человека с этими словами связаны воспоминания о самой страшной трагедии на Земле, которая унесла миллионы человеческих жизней, жизней тех, кто так хотел жить и любить, мечтать и творить.

      С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей.  Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл.

      Не было на войне конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.

  1. Работа с репродукциями.

М.В.И. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб…

   - О чем думал солдат, когда, склонившись над листом бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе. Он спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что он жив, здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой. И было страшно, когда письма с фронта переставали приходить, значит, человек пропал без вести или убит.

-Посмотрите на репродукцию Николая Бута «Письмо маме».

-Что вы можете сказать об увиденном?

-Как вы думаете почему же не спит солдат, изображенный  в центре картины?

- О чем говорит нам его взгляд, его осанка?

- А сейчас я предлагаю вашему вниманию ещё одну репродукцию с картины художника              Какое настроение передаёт эта картина?

- Что объединяет эти репродукции?

  1. Слова учителя.

 Л.Т.Н.   Солдатские матери… Это они вырастили и воспитали бойцов, которые в трудный для Родины час  встали на её защиту. Это они проводили детей на фронт, перекрестив их перед дальней дорогой. Именно они более других ждали солдатские треугольники, ведь только они были единственными свидетелями их сыновей и дочерей, которые писали эти письма. Это они ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречая почтальона, а ночью не спали: читали письма и перечитывали их снова и снова…Они не обращали внимания ни на стиль, ни на язык, им было не до этого, главное, что он жив…

  1. Чтение фронтовых писем  на фоне песни М.Бернеса «Темная ночь»

       - У вас на столах, ребята, солдатские письма, давайте их почитаем.

  1. «Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское — воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».  

                                        Твой сын Константин

  1.  Здравствуй, мамочка!

С фронтовым приветом пишет вам ваша дочка Наташа!

          Сейчас глубокая ночь.  Долго не писала, было много операций. Скоро будет много раненых. Вчера был налёт. Нас спас блиндаж. Сегодня наш солдат спас немецкую девочку. У неё была ранена нога. Я быстро её вылечила. Мне дали медаль за спасение девочки. Не болейте! До свидания!  Ждите, мы приедем с победой!                    

                                                                                                       Наташа

  1.  «Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину. Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле»  Твой сын Александр Степанов.

Учитель.

 Александр Степанов геройски погиб. Посмертно он удостоен звания Героя Советского Союза

3.   Милая моя мамочка! Вы пишете, что нет ни одной свободной минутки, что все время работаете. Верю, дорогая моя, и вспоминаю те прошедшие дни, когда мы были вместе. Дорогая мамочка! Мы сейчас находимся в обороне. Сколько было радости и какое великое удовольствие получить на фронте с родины письмо! Получила, прочла, все узнала о Вашей жизни и сейчас же пишу ответ.. Мы, дорогая мамочка, продвигаясь вперед, занимая города и села, встречаем мирное население. Наши советские люди не могут сказать иногда и слова от радостной встречи с нами и только заплачут... Милая мамочка! Ждите еще и еще от меня письма. До скорого свидания. Пишите чаще.   Ваша дочь Зина Маресева."

     Учитель. Это письмо было последним. Так и не дождалась больше Анна Васильевна писем от своей любимой и замечательной дочери. Зина Мересева погибла, прикрывая своим телом раненого. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза.

  1. Здравствуйте, мама, сестрицы Таня, Паша и Нюся.
    Шлю я вам пламенный красноармейский привет и желаю всего наи-лучшего в вашей жизни. Сообщаю вам, что я жив и здоров, чувствую себя хорошо. Сейчас мы находимся в пути следования на фронт: едем в Москву. Обмундирование мы получили тёплое, и дали валенки, так что отлично. Настал час, когда нам придётся потом и кровью защищать свою любимую Родину. Мы сейчас доехали до той местности, куда уже доходил немец. Но сейчас он отсюда далеко, говорят, что в двухстах километрах от Москвы.
     Не волнуйтесь за меня! Крепко вас целую!

Ваш Георгий!

  1. Дорогая мамочка! Скоро кончится война, и мы опять встретимся. Но я буду уже фронтовичкой, пережившей много тяжелых минут. Вот получу орден, сфотографируюсь с ним и вышлю Вам, чтобы ты, мамочка, гордилась своей дочерью.

                                                            Твоя дочь Маша Беленькая.

Учитель. Но не суждено было Машеньке дожить до Победы. Маша была ранена в живот, после ранения жила всего час и все твердила: Передайте родимой мамочке, что я погибла»

                                                             

  1. Здравствуй, мамочка!

Хочется прижаться к тебе и смеяться. Хочется поесть домашних щей и гонять голубей, как и раньше! Как там папа в госпитале! Завтра я в разведку, в тыл к врагу! Но ты за меня не бойся, милая, мне совсем не страшно.

Мама! Я так люблю твои глаза…

Мама! Помнишь мой голубой свитер, ты его, пожалуйста, заштопай.

Мама, я вернусь, и мы с тобой пойдем гулять по Ленинграду. До свидания! Крепко, крепко тебя целую! Твой единственный сын Борис!


   

  1. Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь  24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось! Прощай, дорогая мамочка!

-Какие чувства вы испытывали, когда слушали строки из солдатских писем?

-

- Как вы думаете, почему, не задумываясь, отдавали свои жизни молодые ребята и девчата?

   Учитель. 

М.В.И. Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны. Какая безмерная тяжесть легла на их хрупкие женские плечи. А как переживали матери за своих сыновей и дочерей? Как поддерживали они любимых детей своих теплыми и ласковыми словами в своих письмах.

  1. Учитель читает  «Письмо матери».

    « Здравствуй, родимый мой сыночек! У нас уже ночь. Морозно. Может, там, где ты воюешь теплее. Всю географию перезабыла. Это потому что я чувствую тебя рядом.

   Боренька, нам нынче с отцом очень трудно без тебя. И письма-то от тебя нет давно. Как устала я ждать твоих писем и думать, жив ли ты, здоров ли! Ты только вскользь написал о том, что тебя наградили орденом, а каким даже  не сообщил. Но я все равно горжусь тобой.

         Милый мой сыночек, кровиночка моя ясная! Береги себя. Я так много хочу сказать тебе, но… Прости меня. Слабая я женщина и больше жизни тебя люблю. Ты вот тут – я дотронулась до сердца рукой… Прости меня, прости. Надо бы какие-то другие слова написать тебе, бодрые, что ли, а я не умею. Помолюсь лучше за тебя. Все матери сумасшедшие. Жизнь готовы отдать за своих детей. Ах, если б это было только возможно!

         Благословляю тебя, мой любимый! Спокойной ночи, если она, конечно, возможна на войне. Вечная твоя мама.»

  8. На фоне песни Л.Гурченко «Мой сынок» - презентация «Плачущая мать»

  1. Учитель.

Разные письма ходили по стране.

       Получить солдатский “треугольник” было большим счастьем. А вот писем с фронта в конвертах люди получать боялись. Кто знает, почему?

– Правильно. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.

– Во время войны все отказывались работать почтальонами.  Почему?

Послушайте стихотворение о 14-летней почтальонке.

  1. Стихотворение почтальонки.

Год 41-й… Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14ти-лет
Нести устала с похоронкою конверт.

Нет горше, нет ужасней новостей,

И этот плач невыносимо слушать.

«Зачем Господь мне подарил детей?-

Заплачет мама – Петенька! Петруша!»
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
«Ну как же мне растить троих детей,-
Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”
Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!”

  1. Работа с репродукциями.  «Плачущая мать»

М.В.И. - Трудно передать словами все те чувства, которые испытывали матери и все те, кто получал такие письма. На всю жизнь оставались они несчастными, страдали от  горя.  

- Давайте обратимся к репродукциям.

Л.Т.Н.  9мая 1945 года прогремел салют Победы и полетели по стране письма радости, письма Победы.

- 9 мая – считается великим праздником. Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ !

М.В.И. (на фоне музыки)  Память… Она нетленна и вечна. Она смотрит на нас со старых фронтовых фотографий,  с тех вещей, которые хранят бывшие фронтовики и их близкие люди.

Мы сохраним и пронесем сквозь года память о тех, кто защитил нас, спас от фашизма. Каждый год 9 мая мы радуемся Победе и скорбим о тех, кто погиб в боях за Родину, кто воевал и вернулся живым, но, к сожалению, не дожил до сегодняшних дней.

  1. Фильм «Память» 

(на фоне последних кадров) 

(учащиеся прикрепляют фотографии на доску)

  1. Итог урока.

- Я думаю, ребята, вы дома напишите сочинение-рассуждение, на тему «Фронтовые письма».

- комментирование оценок.

Закончить наш урок хочется стихотворением:

Прошу вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме:" Напиши мне письмо"

Зачем , о чем и как писать письма. Заполнение  конвертов по европейскому образцу...

Урок русского языка в 7 классе на тему:"Напиши мне письмо"

История развития составления письма. Правильность подписания почтовых конвертов......

Урок русского языка в 5 классе по теме" Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных"

Цель урока: совместно с учащимися открыть новую орфограмму: " Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.Задачи: научить находить орфограмму по опознавательно...

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - К -И - СК- »

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ   - К -И  - СК- » направлен на формирование учебной деятельности обучающихся....

Комбинированный урок русского языка "Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода"

Урок по теме: "Цветы" (межпредметная связь с уроками биологии и музыки). Цель  урока - формировать умение правильно писать имена прилагательные женского рода в В.п. и Т.п., активно употребля...

Внедрение здоровьесберегающих технологий на комбинированных уроках русского языка

Целью данной работы является выявление педагогических  условий реализации здоровьесберегающих технологий на разных этапах уроков русского языка в старших классах...