Практическая работа над сочинением ЕГЭ
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Соколова Лариса Леонидовна

Некоторым ученикам достаточно методического руководства для написания сочинения в формате ЕГЭ. но многим нужны примеры таких работ и их экспертный анализ, который осуществляется не после работы, а параллельно с ней. Поэтому и были созданы данные таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1) Сравнительно недавно американский ученый Эдвард де Боно в книге «Рождение новой идеи» посвятил случайности специальную
главу. (2)Он показал, как свободная «игра ума» и счастливый случай
наилучшим образом помогают сделать научное открытие, высказать
неожиданную, остроумную, верную мысль, которая не приходила в
головы десяткам, сотням специалистов, занятых упорными и
планомерными поисками её. (3)В чём же дело?

(4)Вспомним сказку. (5)Было у мужика три сына. (6)«Старший
умный был детина, средний сын - и так и сяк, младший вовсе был
дурак». (7)Старший и средний сыновья, несмотря на все свои
ухищрения (и даже именно из-за своих ухищрений) остаются ни с чем,
а младший получает полную меру счастья. (8)Может, как раз отсюда
пришла оптимистическая поговорка: глупому - счастье. (9)Негативный
вариант: горе от ума.

(10)Иванушке благоволит «его величество случай», владыка
нашего мира. (11)Но не только в этом дело.

(12)Вспомните: Иванушка пошёл ночью в поле вора сторожить.
(13)Простота! (14)Братья-то умные ухитрились ничего не сделать,
соврать складно и вдобавок благодарность от отца получить. (15)А
этот взялся за трудное дело, неприятностей нажил множество и... стал
напоследок царевичем!

(16)Перейдя от сказки к были, вспомним Флеминга,
открывателя спасительного пенициллина. (17)Когда он упорно
стремился достигнуть цели, преодолевая стечение нежелательных
обстоятельств, - это не случайность, а проявление его характера.
(18)Когда Флеминг исследовал загрязнённый плесенью препарат в
надежде на удачу, он тем самым стремился подчинить себе
случайность, использовать её для решения своей задачи. (19)И это
тоже проявление его характера, склада ума.

(20)Случайность имеет обыкновение «выбирать» из числа
учёных наиболее достойных, помогая им добиваться цели, совершать
важные открытия. (21)Надо уметь использовать неожиданные
обстоятельства. (22)Это не каждому дано. (23)Как справедливо заметил
де Боно, «мир науки полон усердно работающих учёных, которые с
избытком владеют умением логически мыслить, большой
добросовестностью в работе, и тем не менее они навсегда лишены
способности выдвигать новые идеи».

(24)Почему так происходит?

(25)По мнению де Боно, многознание мешает учёному открыть
нечто новое, неожиданное. (26)Учёный теряет способность удивляться.
(27)Так дети со временем утрачивают свой мир сказок и тайн, получая
взамен готовые стандартные объяснения всему на свете - как бы
этикетки для каждой вещи. (28)Яркий мир детства тускнеет,
становится серым и скучным. (29)Утрачивается непосредственность,
живость, жадность восприятия. (ЗО)Вот почему не правы те, кто
считает, будто открытия сами «находят» счастливчиков. (31)Нет, в
науке «везёт» тем, кто сохранил ясный и зоркий взгляд, кто не утратил
живого стремления к истине и не устал с детской непосредственностью
удивляться таинственной красоте мира.
        (по Р. Баландину)



Предварительный просмотр:

ТЕКСТ БАЛАНДИНА.

Анализ сочинения по тексту Р. Баландина

Структура сочинения

Сочинение ученика

Комментарий эксперта

Баллы

 Вступление

      Знакомы ли вы с понятием «мозговой штурм»? Для решения какой-либо проблемы собираются специалисты в областях различных наук и начинают «набрасывать» варианты решения. И в конце концов кто-нибудь предлагает абсолютно верную идею, зачастую идею простую. Как правило, делает  это человек, который не «зацикливается» на чем-то одном, а сохраняет ясное и разностороннее мышление. Именно о сохранении такого живого и ясного взгляда на мир,  на мой взгляд, текст Р. Баландина.

Довольно пространное, но логичное вступление, которое подводит к формулированию  проблемы. Последнее предложение вступления связывает первый и второй абзацы.

Формулировка одной из  

проблем

        Р. Баландин как бы задает вопрос: «Почему многие умудренные опытом и очень умные люди не могут совершать открытия?» В чем же разгадка научных достижений?

Проблема формулируется как ряд дополняющих и друг друга вопросительных предложений.

К1- 1

Комментарий к проблеме

        Публицист противопоставляет «мир сказок и тайн» «готовым стандартным объяснениям всему на свете», казалось бы, «случайные» озарения трудолюбию Причину неудач некоторых ученых автор видит в утрате чисто детской непосредственности, веры в невозможное. Ведь многие из нас, будучи маленькими, спрашивали у родителей: «Папа, а ты умеешь летать?», явно надеясь на положительный ответ. Только в разуме простом, без предубеждений, может, по мнению Р.Баландина, родиться гениальная идея. Не случайно в статье он приводит в пример Ивана-дурака, героя русских сказок. Умные братья Иванушки употребили ум на то, чтобы «соврать складно и вдобавок от отца благодарность получить». Иванушка же пошел «ночью в поле вора сторожить». Но ведь ему-то за его простоту, честность и веру в то, что ничего невозможного нет, достаются в итоге все лавры.

Комментарии показывают, как автор приводит читателя к пониманию его позиции, отмечает, какие доказательства он использует для этого (противопоставление, ссылка на народную сказку). Здесь же и собственные наблюдения автора сочинения (дополнительный аргумент о детском восприятии)

К2 -2

Сформулированная позиция автора

         Этот пример еще раз подтверждает позицию автора: дорога к научным свершениям открыта только тем, кто, усердно работая, не теряет «непосредственности, живости, жадности восприятия», потому что само слово «открытие» подразумевает свежий взгляд на проблему, отказ от стереотипов.

Позиция  автора сомкнулась с проблемой: разгадка научных открытий в сохранении «детскости» восприятия. Если в вопросе звучит «почему?», то в ответе (позиции автора) должно быть «потому что».

К3-1

Выражение своего согласия/несогласия с позицией автора

       Трудно не согласиться с Баландиным. Для того чтобы оставить свой след в науке, трудолюбие нужно, но  недостаточно. Необходимо нестандартное, живое, «детское» мировосприятие.

Четко заявлена позиция автора, без «прописанности» позиции аргументы не считаются.

К4-3

Позиция автора сочинения подкреплена 2-мя аргументами, один из которых взят из художественной литературы, второй опирается на знания.

Аргумент 1

      Не зря ведь еще Эйнштейн говорил: «Есть проблема, нет решения. Все это знают. И вдруг приходит кто-то, кто не знает, что решения нет, и решает проблему!» Это действительно так, потому что сам Эйнштейн, сумевший преодолеть предубеждения галилеевской механики и сформулировать постулаты частной теории относительности, сохранил в себе пытливый и ясный ум и попал в число тех, кто совершил революционные открытия.

1-ый аргумент опирается на знания (источник информации не указан). Аргумент подкреплен  выводом.

Аргумент 2

       Есть поговорка: все гениальное - просто. Это еще раз подтверждает то, что даже неспециалист, обладающий «живым» умом, может найти разгадку тайны, потому что разгадка всегда лежит не так уж глубоко. Вспомним героя басни И.А.Крылова, который ломал голову, искал секрет, чтобы открыть ларец. «А ларчик просто открывался!» -  напоминает проницательный баснописец.  Так и  узко ориентированный специалист будет биться над задачей, а просто смекалистый и непосредственно мыслящий человек сможет без проблем найти решение.

2-ой аргумент из литературы (басня Крылова).  Без вывода это был бы просто пример и не засчитывался бы.

Заключение

      Много таких примеров можно встретить и в жизни, и в литературе. Это лишний раз доказывает правоту Баландина и рождает веру в то, что гении не переведутся в мире. Если не гении, то хотя бы люди, сохранившие детскую живость восприятия. Те, к кому не относится известное изречение: «Как непосредственны многие дети и как посредственны – взрослые!»

Вывод логически вытекает из рассуждений автора работы.

К5 -2 Сочинение логичное, абзацы связаны, при этом четко соблюдаются микротемы. Есть вступление и заключение.

К6 – 2 (Автор сочинения активно использует различные синтаксические конструкции, вопросно-ответную форму повествования, его язык богат и точен).

К7 -3 -  орфографические ошибки отсутствуют

К8- 3 – пунктуационные ошибки отсутствуют.

К9 - 2 - нет грамматических ошибок

К10 – 2 –нет речевых ошибок.

К11 - 1 – этика соблюдена

К12 – нет ошибок в фоновом материале

Итого – 23 балла за работу.

         

        

        

        

        



Предварительный просмотр:

Сочинение ЕГЭ

Компоненты сочинения

Типичные ошибки

Причина

Как исправить

Вступление

В данном (этом) тексте..

Не стоит начинать так, потому что для эксперта именно ваше сочинение является и «этим», и  «данным» текстом ( это логическая ошибка)

Варианты вступления смотри ниже.

…автор…

У автора есть имя и + хотя бы инициалы). Кстати, не нужно никого из известных людей называть просто по имени-отчеству – это фамильярность. Ведь среди ваших друзей и родственников не числится А.С.Пушкин или Л.Н.Толстой, а также некорректно называть творцом – Творец у нас один – Господь Бог. (Это этические ошибки – К-11)

И еще замечание: если указано: по Львову, Кригеру или т.п., это не значит, что у автора румынская фамилия, а означает, что текст составлен по тексту названного автора, с изменениями или сокращениями.

Указать фамилию и инициалы автора в начале текста. Если необходимо сослаться на чье-то авторитетное мнение во избежание повтора можно называть известное лицо писателем, автором, использовать описательный оборот.

Проблема

 Проблема текста заключается в том, что…

Или

Автор размышляет над проблемой того, что…

Хотя так иногда говорят и пишут, все же у текста проблем нет, а сочетание слов «проблема того, что…» вообще табу, потому что свидетельствует о том, что вы собираетесь обрисовать ситуацию или изложить позицию автора, но не сформулировать проблему.

И еще: не нужно обозначать сразу несколько разных проблем, так как работать вы должны над одной проблемой.

Есть два варианта формулировки проблемы:

Слово «проблема» + существительное в родительном падеже (проблема одиночества, воспитания, жестокости (кого? по отношению к кому?),  например жестокости человека к животным),

или

Одно-два вопросительных предложения, продолжением которых является фраза «Именно над этой проблемой размышляет…»

Проблема героя. (бабушки), жестокости по отношению к киту (слону, другу и т.п.)

Автор размышляет, как правило, не над конкретным случаем, а над проблемой в целом в ее общественно значимом применении.

Ни в коем случае не надо путать проблему, с которой столкнулся герой, и вопрос, над которым размышляет автор.

См. выше.

Комментарий

Эта проблема актуальна.

Если этим комментарий ограничивается, то этого явно недостаточно.

Лучше комментировать проблему, размышляя над текстом (подумайте, на какие детали вы обратили внимание, читая текст). Помните, что комментируется именно заявленная вами проблема.

Позиция автора

Автору не нравится такое положение дел (возмущен, смотрит с негодованием и т.п.)

Это не позиция, не точка зрения. Такие замечания относятся к сфере чувств, а не к точке зрения.

Позиция – всегда тезис, законченное предложение (можно частично или полностью процитировать автора, но лучше сформулировать самостоятельно).

Если проблема сформулирована как вопрос, то позиция должна быть ответом на этот вопрос, если словом «проблема» + род падеж, то в позиции должно прозвучать понятие, стоящее рядом со словом «проблема»

Собственное мнение

Я (не) согласен с автором, потому что

Вам нужно сформулировать свою позицию, а не говорить о причинах (не)согласия.

Ваша позиция – тоже тезис: я (не) согласен с автором и считаю, что…

Аргументы

Хочу привести пример…

Пример ≠ аргумент.

Не стоит также выдумывать похожую на изображенную в тексте историю и тем более писать о несуществующей книге – все это шито белыми нитками.

Аргумент обязательно должен доказывать заявленную вами позицию (из примера нужно сделать соответствующий вывод).

Заключение

И я призываю вас: берегите природу (читайте книги) и т.п.

Не надо считать экспертов невеждами или непорядочными людьми – они берегут, читают, в общем, ведут себя пристойно.

Сделайте вывод, подтверждающий вашу позицию.

Варианты вступления:

  1. Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своем знакомстве с его книгами (если автор вам известен), а также заметить, насколько типично обращение этого автора к теме данного вам для анализа текста.
  2. Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.
  3. Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…, Случалось ли вам…, но далее лучше исключить обращение к читателю (эксперту)).
  4. Возможно обращение к источникам информации (писателям), которые размышляли над той же темой.
  5. Если есть журналистские наклонности, возможно очерковое начало: несколько назывных предложений (так называемый именительный представления) и далее:  «Такой увидел …..(назвать автора) картину (ситуацию)…, размышляя над проблемой (вопросом)…
  6. Талантливый человек придумает свой вариант вступления…



Предварительный просмотр:

Размазня

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

  1. Садитесь,   Юлия  Васильевна! —сказал   я  ей.—Давайте посчитаемся.   Вам,  наверное, нужны   деньги, а   вы   такая   церемонная,   что   сами   не   спросите...Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...
  2. По сорока...

-        Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати... Ну-с, прожили вы два месяца...

—        Два месяца я пять дней...

-        Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

-        Три праздника...Долой,   следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей,.. Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься  после обеда...   Двенадцать и   семь—девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль. Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но—ни слова!..

-        Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки .Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы
взяли у меня десять рублей...

  1. Я не брала! —шепнула Юлия Васильевна.
  2. Но у меня записано!
  3. Ну, пусть... хорошо.
  4. Из сорока одного вычесть двадцать семь—останется четырнадцать...

Оба глаза наполнились слезами... На длинном, хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

  1. Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом.— Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...
  2. Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три,   останется  одиннадцать...   Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один...Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

—        Мегsi,— прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

-        За что же мегsi? —спросил я.

—        За деньги...

-        Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же мегsi?

—        В других местах мне и вовсе не давали...

-        Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят!  Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

                                                        А.П.Чехов



Предварительный просмотр:

Сочинение по рассказу А.П.Чехова «Размазня»

Структура сочинения

Сочинение ученицы

Комментарий эксперта

Баллы

Вступление

      А.П.Чехов в первую очередь известен благодаря своим рассказам на бытовые темы. Мастер обличения ничтожества и пошлости, Чехов даже в самых кратких своих рассказах удивительно точно несколькими штрихами передает человеческие характеры. Причем произведения  писателя недидактичны, он не поучает читателя, а заставляет задуматься.

Во вступлении хорошо сказано об авторе, но далее вся работа не поддерживает тему ничтожества и пошлости.

Формулировка одной из  

проблем

    Вот и в рассказе «Размазня» автор,  рисуя, казалось бы, обыденную ситуацию, поднимает проблему притеснения сильными слабых. Так было и будет, вероятно, всегда: тот, кто имеет хотя бы незначительную власть над другим человеком, редко отказывает себе в удовольствии показать эту власть.

Проблема сформулирована точно.

К1 -1

Комментарий к проблеме

       Данная проблема глубже, чем кажется на первый взгляд. Ее можно отнести как к психологическим, так и к социальным. Ведь сам общественный строй предполагает подчинение одних другим,  и трудно представить себе нашу жизнь без разделения на классы. Психологизм этой проблемы в том, что человеку почему-то необходимо ощущать свое первенство и знать, что он не хуже всех. А если сильный – хозяин положения и в его власти всего-навсего гувернантка его детей, то как тут не показать себя! Можно широким жестом «простить» разбитую чашку, вычтя два рубля из жалования, а можно обвинить в том, что «горничная по вашему недосмотру украла… ботинки».        

Так как перед нами художественное произведение, здесь надо было бы сказать о сюжете одним-двумя  предложениями: хозяин куражится над гувернанткой, вычитая из ее жалования деньги под абсурдными предлогами, а потом все-таки ей все деньги отдает, мотивируя тем, что преподнес ей урок, как надо себя защищать.

К2 – 2

(коммен

тируется проблема в целом и есть опора на текст).

Сформулированная позиция автора

     Читая рассказ, можно подумать сперва, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами и сам полон презрения к слабенькой, не умеющей постоять за себя  гувернантке, но вскоре становится ясно, что это не так. На самом деле симпатии автора на стороне девушки и он сочувствует ей. А отношение к герою выражается в его последней самодовольной реплике: «Я подумал: легко на этом свете быть сильным». Очевидно, этот человек слаб и может быть сильным только с подчиненными ему людьми. Так А.П.Чехов подводит нас к выводу о том, что недопустимо играть чувствами людей, унижать слабых, повышая собственную самооценку за чужой счет.

Автор работы не сразу формулирует позицию писателя, а говорит о своем пути понимания рассказа. Это хорошо, потому что рассказ неоднозначен. В нем отразились две позиции: точка зрения рассказчика заявлена определенно: надо уметь за себя постоять, нельзя быть размазней, а мнение писателя не формулируется, симпатия автора – это не позиция. Но тем не менее вдумчивый читатель должен понять, что писатель не разделяет точку зрения героя. В данном случае по современным критериям можно было бы сформулировать только позицию героя-рассказчика, но ни в коем случае не приписывая ее А.П.Чехову.

К3-1

Выражение своего согласия/

несогласия с позицией автора

       С мнением автора, по-моему, согласится не каждый. Если читать рассказ поверхностно, не вникая в его скрытый смысл, то гувернантка кажется ничтожеством, а мужчина, так дурно с ней поступивший, кажется молодым и сильным человеком, умеющим жить. Мне тоже сначала так показалось. Но, перечитав рассказ еще несколько раз, я наконец поняла истинное мнение Чехова и приняла его. Действительно, сила не заключается  в том, что ты можешь притеснять других, и не в умении огрызаться  на тех, кто несправедлив к тебе.

Автор работы четко сформулировал свою точку зрения.

Аргумент 1

      Мне кажется, здесь было бы уместно привести в пример заповеди Христа о непротивлении злу насилием. Его никто не назвал бы «размазней», но Христос, так же как и девушка из рассказа, не боролся с теми, кто желал ему зла и поступал с ним жестоко. Ведь если все будут отстаивать свои интересы, во что превратится наш мир? В банку с пауками?

Один аргумент из Священного Писания, второй из художественной литературы. Можно было бы, конечно, рассказать историю из собственной жизни, но рядом с чеховским рассказом, боюсь, она бы выглядела бледновато.

Аргумент 2

          Тема произвола сильных мира сего часто становится предметом рассмотрения в литературе. Достаточно вспомнить хотя бы несчастного чиновника из гоголевской «Шинели»,   и «вечную» Сонечку Мармеладову, которая своей покорностью  добилась большего, чем бунтующий Раскольников, в своем стремлении сделать мир лучше. Русская  литература XIX века всегда защищала обиженных, поэтому  ни у кого из классиков  мы не встретим поэтизации произвола или одобрение насилия.

Второй аргумент больше напоминает ссылку, чем доказательство. Это связано с построением фразы, потому что сам аргумент находится в придаточной части  предложения и поэтому не обращает на себя внимание. Лучше было бы разделить это предложение на два, заменив слово «которая» словом «она».

К4-3

Заключение

В русской традиции почитать смирение и всепрощение, а не наглость, нахрапистость и хамство. А примеров духовного подвига можно много найти в житиях святых и у них учиться, у Ксении Блаженной и Серафима Саровского, например.

Заключение логичное, но отказ от сопротивления злу и духовный подвиг – все-таки разные вещи.

Несмотря на отдельные недочеты, работы логичная, связная, убедительная, поэтому и потери баллов здесь нет ни по одному критерию.        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села».

урокУрок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» в 9 классе...

Практическая работа по подготовке к ЕГЭ (сочинение)

Задания на определения проблемы, позиции автора, работа с ассоциативной аргументацией...

Тексты для работы над сочинениями на тему «Что такое жестокость» из открытого банка ФИПИ Сочинение. Часть 3, задание 9.3

Русский язык.Тексты для работы над сочинениями на тему«Что такое жестокость»из открытого банка ФИПИСочинение.Часть 3, задание 9.3...