Методическая разработка для проведения внеклассного занятия по русскому языку и литературе "Юный филолог"
методическая разработка по русскому языку по теме

Кошелева Евдокия Павловна

 

    Проведение подобных занятий требует предварительной подготовки и учителя, и учащихся. Это способствует расширению знаний детей, через занимательный материал активизируется интерес к изучению русского  языка и чтению художественной литературы, развивается языковое чутьё и внимательное отношение к слову. Материал, думаю, может заинтересовать учителей, работающих в средних классах (6 - 8).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku_i_literature.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для внеклассного занятия  по русскому языку и литературе

                                              «Юный филолог»

Цели: расширить знания учащихся по орфографии, орфоэпии, лексике;

        через занимательный материал активизировать интерес к изучению русского языка и чтению художественной литературы;

        развивать языковое чутьё учащихся, внимательное отношение к слову.

                                                       Ход занятия

  1. Отборочный тур – формирование двух команд.   Задания.

А) Как правильно:   договОр   или дОговор,            мусоропрОвод или мусоропровОд,

                                 факсимилЕ или факсИмиле,     щАвель или щавЕль,  хвОя или хвоЯ,

                                 свЁкла или свеклА,                    квАртал или квартАл,

                                 твОрог  или творОг,                   гАзопровод или газопровОд?

Б)  Объясните значение иноязычных элементов:

      анти-,   аэро-,   би- ,  гео - ,  макро -  ,  хроно -  ,  экс -  ,  нео - , аква - , теле - .

                                                         1 тур.

1.  Один человек от каждой команды

      Запишите на доске фразу                                                                                       2 балла

Я я…ственно увидел стол, уставленный всевозможными аппетитными я…ствами.

   (наяву)                                                                                                     (ясти, т. е. есть)

  1. Лингвистические слухи                                                                                    5 баллов

А) Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков?

Б)  Правда ли, что портик – это маленький порт?

В) Правда ли, что астрономы – это специалисты по астрам?

Г) Известно, что газель можно поймать, приручить. Правда ли, что её можно выучить наизусть?

Д) Известно, что слово танк мужского рода. Правда ли, что это слово в именительном падеже может быть употреблено  в форме танка?

3. Оформление меню. Оформите  грамотно  меню.                                                8 баллов

        А)  Бул…н кури…ый с фр…кадельками

        Б)  Рас…ольник с к…лбасой.

        В)  К…тлеты  сви…ные

        Г)  П…льмени

        Д)  К…сель клюкве…ый

        Е)  К…ртофель жаре…ый

        Ж)  П…рож…ное  б…исвитное

        З)   Пиро…ки с печ…нкой

4. Эстафета «Напиши правильно»                                                                           11 баллов

        Стюардес…а,  гримас…а,  интел…генция,  ап…ликация,  гал…ерея,  ж…ри,

            ан…улировать,  ком…ерсант,  ветер…нар,  м…лиорация, ак..омпан…мент.

5. Справочное бюро. Выберите слово, соответствующее лексическому значению    3 балла.                                                                                              

        А) Колорит, компонент, комфорт, компромисс (составная часть чего-либо).

        Б) Констатировать, конспирировать, конкурировать,  консолидировать

                (сплотить кого – либо для усиления деятельности)        

        В)  Коалиция,  коллегия,  коллектив,  коллекция  (объединение, соглашение, союз государств, партий и т. д. для достижения общих целей)

                                                            2 тур

                                           Литературный конкурс

6. Составьте четверостишие по заданной рифме.                                                  4 балла

Составленные стихи сверяются с оригиналом. Команда получает дополнительный балл, если её стих наиболее близок оригиналу.  (Летят перелётные птицы …)

             ……………………………птицы

            …………………………….голубой.

            …………………………….страны,

           ……………………………..с тобой.

7. Закончите или продолжите строфу                                                 за строфу   по 1 баллу

Дополнительные 2 балла к каждому ответу за фамилию автора и название стиха.

А) Ягнёнок в жаркий день  ….

Б) Волк ночью, думая залезть в овчарню,  …..

В) Под голубыми небесами       ……

Г)  Играют  волны,  ветер свищет.     ……..

Д)  Скажи – ка, дядя,       ………

Е)  Её глаза, как два тумана -    ……

Ж)  Октябрь уж наступил,    …………

З)  Над широким берегом Дуная,   ………..

И) И снится ей всё, что в пустыне    ……

К)  Переправа, переправа,      ……………

Л)  Мой грустный товарищ, махая    ……

М)  Там чудеса, там леший  бродит,   …………..

Н)  Отряхнулась, встрепенулась и царевной обернулась,    …………

О)  Ночевала тучка золотая     ….

П) Свинья под дубом вековым      …………

Р)  Унылая пора!  Очей очарованье!    ………………..

С)  Люблю грозу в начале мая,     …………..

Т)  Кора груба, морщиниста, красна,    ……………

У)  Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается,   …………

Ф) Белая берёза под моим окном  

 

8.  Соотнесите названия произведений и имена героев.  Вспомните авторов        10 баллов

.. «Левша»                                                          Фортунато

«Мореход Никитин»                                          Иван Петрович Берестов

«Песня…про купца Калашникова»                 Остап

«Маттео Фальконе»                                           Царь Иван Грозный

«Тарас Бульба»                                                   Павлушка, Ильюша, Федя

«Барышня – крестьянка»                                  Император Николай Павлович

«Выстрел»                                                          Савелий Никитин

«Том Сойер»                                                      Императрица Екатерина

«Ночь перед Рождеством»                                Тётя Полли

«Бежин луг»                                                       Сильвио

9. Соедините фамилии писателей и даты их жизни                                                6 баллов

  • 1494 – 1553                  С. Ю.  Есенин
  • 1799 – 1837                  В. Ю. Драгунский
  • 1814 – 1841                  М. Ю. Лермонтов
  • 1828 – 1910                  Франсуа  Рабле
  • 1895 – 1925                  А. С. Пушкин
  • 1913 – 1972                  Л. Н. Толстой

                                                             3 тур

                                             Следует подумать

10. В дебрях Африки учёный вёл дневник. Он носил его с собой в сумке, и первая страничка  пострадала от дождей, некоторые буквы размыло. Помогите ему прочитать эту страничку.                                                                                                                     12 баллов

        Язык местного населения – суахили. Приходится учить. Ну и трудн… же  эт… суахили! Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш….жалюзи. Скучаю по родине, вспоминаю широк….авеню, что виднел…   из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк…    чёрн….. кофе. Одна чашка так….   кофе сразу  поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящ….какаду и маленьк…    забавн…  шимпанзе,   котор… я назвал Эльза.

11. Вплоть до 19 века туземцы Новой Гвинеи не знали такого животного, как бык, не сеяли кукурузы, не выращивали арбузов.  Произнесите на языке туземцев Новой Гвинеи эти слова: бык, кукуруза, арбуз.  Объясните своё решение вопроса.                             1 балл

              ( Эти слова звучат там по-русски, т.к. познакомил туземцев с этими растениями и животным Н. Н. Миклухо – Маклай)

12. Иногда говорят: «Было – то было, да быльём поросло». Чем поросло то, что было, и почему именно поросло, а не, допустим, засыпалось или накрылось?                          1 балл

                                          (быльё – трава, былинки)

13. Не правда ли, странная кличка для собаки – Жучка? Почему она стала так популярна? Однако наши предки называли так не любую первую попавшуюся собаку, а только  …. Как должна выглядеть настоящая Жучка? (маленькая и чёрненькая, как жук)             1 балл

14. Почему скатерть в сказках – самобранка? За что ей себя бранить?                          1 балл

 (самобранка не от бранить, а от убирать, т. е. накрывать на стол)

15. Есть ли что – то общее между словами корыто и корь?                                          1 балл

        (Оба слова – от кора. При кори сыпь напоминает корку)

16. Что вы можете сказать на основании данной цитаты о времени, когда происходит действие?

        Отодвинув дела, взялся за кофе, за кофеем он развернул ещё сырую утреннюю газету и стал читать.

        (19 век, устаревшая форма кофей, но по утрам уже доставляются газеты. Автор цитаты – Лев Толстой)                                                                                                         1 балл

17. Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?                        1 балл

        (образованы от слов рука и перст)

18. Почему учитель из кинофильма «Доживём до понедельника» возмутился, услыхав фразу:                                                                                                                                      1 балл

«Я им говорю:»Не ложите в парту» , а они всё ложут и ложут»?

19. В одном африканском племени живёт семья их 4х человек. Мать зовут Бере – рубо – торо – док (тёмный цветок без запаха).Отец носит имя  Кобо – рудо – дир (большая зелёная гора). Старшему сыну родители дали имя Дак – рубу – пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо – пеле – торо – рубо?                           1 балл.

20. В поэме «Руслан и Людмила» читаем:

        Но между тем какой позор

        Являет Киев осаждённый.

Не слишком ли суров А. С. Пушкин? Ведь речь идёт о несчастье – почему же позор?

Подведение итогов игры. Выявление победителей.

Источники

  1. Финтисова О. А. Литература 7 класс. Задания для подготовки к олимпиадам

                              Волгоград     Издательство «Учитель»  2006

  1. Русский язык в школе     (журналы разных лет издания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ «ЦАРЕВНА – НЕСМЕЯНА» для 5 классов

Данная разработка может стать хорошим заключительным мероприятием во время проведения  Неделя иностранных языков. Веселая старая сказка поможет даже не совсем хорошо успевающему ученику принять у...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся 6-7 классов школ 8 вида

План - конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена с целью проверки знаний по программе школ 8 вида...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку в рамках летней школы «Интеллект»

Класс: 6Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Цель: Показать языковые явления русского языка, обучать определению функции изобразительно-выразительных средств в тексте....

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...

Методическая разработка "Задания для формирования УУД на внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе".

Задания для формирования УУД, используемые на  внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе «Этимология – помощница орфографии» ....