Конспект открытого урока "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Князева Валентина Васильевна

Конспект содержит описание открытого урока по русскому языку в 7 классе (в 6 массовой школы) по теме "Местоимение как часть речи. Обобщение изученного материала".

Особенностью урока является большое количество примеров в стихотворной форме, иллюстрирующих роль местоимений, что оживляет урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_mestoimenie.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: систематизировать и обобщить знания о местоимении.

Оборудование: на доске написана тема урока и разряды местоимений, в руках у каждого выступающего плакат с названием разряда  и самими местоимениями.

Учитель:        Тема сегодняшнего урока “Местоимение как часть речи. Обобщение изученного материала.”

Вслушайтесь внимательно в слово “местоимение” и вспомните, как оно образовалось.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

Что за “имена” заменяют местоимения? (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное). Местоимение не называет предметы, признаки, количество их, а только указывает на них. Можно назвать ученика Колей, а можно указать, что это  он.

        В речи мы постоянно пользуемся местоимениями. И хотя местоимений всего около 70, каждое третье слово в нашей речи – местоимение.

        Местоимения удобны, они как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре заменяют основных игроков или актеров. Без местоимений наша речь была бы длинна и утомительна, так как мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Одной из особенностей местоимений является то, что в них много разрядов, и поэтому невозможно вести диалог из одних  только местоимений, не зная ситуации речи, кто говорит, кому, о чем.

Послушайте шуточное стихотворение Б. Заходера (Винни-Пух)

Антон Астахов:      

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось кое с кем

Потолковать о том, о сем.

Я рассказал им, кто, когда,

И почему, и отчего,

Сказал откуда и когда,

И как, и где, и для чего,

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то “Ах”, то “Эх”

И “так сказать”, и “будь здоров”,

И “ну и ну”, и просто смех!

Когда ж закончил я рассказ,

То кое-кто спросил: “И все?”

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни сё!

В чем же ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказывал о своих похождениях, но остался непонятым?

        Неизвестно, с кем и о чем разговаривал Винни-Пух, что было раньше, что потом. Винни-Пух не знал, что местоимение только указывает на лица, предметы, события, качества, признаки, но не называет их.

Рита Кулешова:  Местоимения разделяются на разряды. Первое место по частоте употребления занимают личные местоимения.

Личные местоимения  я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.

Всем на свете буква “я”

Доложить готова:

-А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква я –

Буква, слог, морфема, слово.

        Личные местоимения склоняются. При склонении личных местоимений в косвенных падежах появляются иногда совсем новые слова (я –меня, ты – тебя, она –её). Иногда в корне происходит чередование звуков (меня – мне, тебя – тобой). Если добавить предлог, появляется начальная буква “н” (спросил у него). В предложении личное местоимение является подлежащим или дополнением.

Учитель:  Ребята, исправьте, пожалуйста, предложения:

а) – Сестра к брату в гости едет, а брат от (она) прячется.

б) – Я укорял меня за невнимательность.

в) -  Он хвастун: все время хвалит самого его.

г) – Он обиделся на их.

д) – Мы с ими давно дружим.

е) – Они ждали него.

(ученики устно исправляют предложения)

Юра Михайлов:  Следующий разряд – возвратное местоимение СЕБЯ (нет именительного падежа. Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на то лицо, о котором говорят. Оно не имеет именительного падежа. Родительный падеж – себя, дательный падеж – себе, винительный падеж – себя, творительный падеж – собой, предложный падеж – о себе. Местоимения СЕБЯ не имеет форм рода и числа. Я купил себе машину. Ты купил себе машину. В предложении местоимение СЕБЯ является дополнением. Они довольны собой (кем?)

Юра Перевозчиков:  Вопросительные и относительные местоимения.

        Вопросительные местоимения КТО? ЧТО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? КАКОВ? СКОЛЬКО? Используются в вопросительных предложениях

Чьи пальто лежат горою?

Что за сад передо мною?

Кто с утра по саду ходит?

Что такое происходит?

Вопросительные местоимения КТО? И ЧТО? Не изменяются по родам и числам. А если эти местоимения (кто, что, какой, который, чей, каков, сколько) используются для связи частей сложного предложения, то они называются относительными.

Я знаю, чьи пальто лежат горою,

Что за сад передо мною,

Я видел, кто с утра по саду ходит,

Я понял, что такое происходит.

Коля Федосенко:  Притяжательные местоимения МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ указывают, какому лицу принадлежит предмет. В предложении все притяжательные местоимения являются определениями.  Послушайте стихотворение Хайта.

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:

“Так съедите вы у пса весь обед евонный”.

Закричала Хрюшка-мать: “Отойди от будки,

Детям надо наполнять ихние желудки”.

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

“Слушать я уже устал ейные упреки.

Детям все прощают тут, дети хрюшками растут”.

И такая дребедень происходит каждый день.

И у нас во дворе слышал я однажды,

Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный.

Чтобы вы никогда не попали в лужу,

Их, его и её говорить вам нужно.

Пели мы про поросят, намекали на ребят.

То, что можно поросятам, непростительно ребятам.

Слава Михайлов:   Послушайте стихотворение Ю. Коваля “На яхте” и определите его тему: “О чем оно?”

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки,

О чем-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед,

И кто-то, наверное, думал:

“Скорей возвращайся назад!”

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти,

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой,

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждет.

Учитель:  Это стихотворение о романтике путешествий, о дружбе, о верности. И выразить это автору помогают неопределенные местоимения и наречия. Неопределенные местоимения создают настроение таинственности, загадочности, грусти и надежды. Какие мы знаем неопределенные местоимения?

Антон Астахов:  Местоимения НЕКТО, НЕЧТО, КТО-ТО, КОЕ-КТО, КТО-ЛИБО, КТО-НИБУДЬ и другие указывают на неопределенные предметы, признаки, количества и поэтому называются неопределенными. Образованы они от вопросительных и относительных местоимений с помощью приставок или суффиксов. Нужно запомнить правило:

ТО, ЛИБО, КОЕ, НИБУДЬ – черточку не забудь!

        Если после приставки КОЕ есть предлог, то эта форма пишется в три слова – КОЕ У КОГО.

        Если к  местоимению КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО прибавить приставку НЕ, то получим неопределенные местоимения НЕКТО, НЕЧТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО.

Рита Кулешова:  Три черных собаки на чем-то сидели,

Три черных собаки куда-то глядели,

Три черных собаки увидели что-то,

Три черных собаки вскочили с чего-то,

Три черных собаки к чему-то подкрались,

Три черных собаки за чем-то погнались,

Но кто-то ни капельки не растерялся,

Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.

Учитель:  Все загадочно, таинственно и неопределенно. Всего неопределенных местоимений – 25 из 70.

Саша Попович:  Отрицательные местоимения служат для отрицания какого-либо предмета, признака, количества или для усиления отрицательного смысла предложения: НИКТО, НИЧТО, НЕКОГО, НЕЧЕГО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НИСКОЛЬКО. Отрицательные местоимения образованы от вопросительного местоимения с помощью безударной приставки НИ (никто, ничто, ничего) и ударной приставки НЕ (некто, нечто,  нечего).

Учитель:  В стихотворении Б. Заходера “Джонни” вы услышите отрицательные местоимения с ударной и безударной приставками.

Саша Попович:  Жил на свете Джонни. Знаете его?

Не было у Джонни ровно ничего!

Нечего покушать, нечего надеть,

Не к чему стремиться, не о чем жалеть.

Нечего бояться, нечего терять,

Весело живется! – нечего сказать!

Рита Кулешова:  Отрицательные местоимения обладают рядом особенностей:

  1. местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО не имеют именительного падежа;
  2. в отрицательных местоимениях ЗНАЙ:

под ударением НЕ, а НИ – без ударения.

Вот это выучи старательно!

В местоимениях отрицательных,

Когда предмет стоит внутри,

Слов пишем не одно, а три!

Запомни:  никогда, никем, ни с кем.

Учитель:  Послушайте еще одно веселое стихотворение Б. Заходера “Никто”

Юра Михайлов:             Завелся озорник у нас,

Горюет вся семья.

В квартире от его проказ

Буквально нет житья.

Никто с ним, правда, не знаком,

Но знают все зато,

Что виноват всегда во всем

Лишь он один – НИКТО!

Кто, например, залез в буфет,

Конфеты там нашел?

И все бумажки от конфет,

Кто побросал под стол?

Кто на обоях рисовал?

Кто разорвал пальто?

Кто в папин стол свой нос совал?

НИКТО, НИКТО, НИКТО!

НИКТО – ужасный сорванец! –  

Сказала строго мать!

Его должны мы, наконец,

Примерно наказать.

НИКТО сегодня не пойдет

Ни в гости, ни в кино!

Смеетесь вы?

А гам с сестрой ни капли не смешно!

Коля Федосенко:  (в руках плакат с указательными местоимениями)

Указательные местоимения – это местоимения ТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО. Они служат для выделения среди других какого-либо определенного предмета, признака, количества и в предложениях употребляются вместо прилагательных, числительных, наречия.

- Хорошо того учить, кто слушает.

- Кто много обещает – тот мало делает.

- Какова яблонька – таковы и плоды.

        Наиболее употребительны указательные местоимения ТОТ и ЭТОТ.

Указательные местоимения – это помощники автора, они заменяют не только отдельные слова, но и целые предложения.

        ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ – изменяются по родам, числам и падежам.

ТАКОВ – не склоняется (есть род и число) - такова – таковы.

Валера Шишолин:  (в руках плакат с определительными местоимениями).

Определительные местоимения – это местоимения ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.

        Они изменяются по родам, по числам и по падежам, как имена прилагательные. В предложении чаще всего выступают в роли определений. Они служат средством уточнения того предмета, о котором идет речь, они придают ему значение выделения или обобщения.

Стихотворение Б. Заходера “Про сома.”

Все приходится сому

С детства делать самому

Даже крошечным сомишкам

Надо жить своим умишком!

Сам еду себе найди!

Сам в беду не попади!

Не пожалуешься маме!

Сам справляйся:

Сам с усами!

Учитель:  В каких значениях употребляются данные фразеологизмы?

(Ученики по очереди отвечают)

- Сам с усами – нисколько не хуже других.

- Сам не свой – расстроен, потерял душевное равновесие.

- Сам по себе – самостоятельно, без помощи, отдельно.

- Сам себе хозяин – совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется.

- Само собой – невольно, без каких-либо усилий.

Учитель: А сейчас проведем грамматическую викторину.

  1. Назовите притяжательное местоимение, которое может быть глаголом (мой).
  2. Между какими местоимениями надо вставить предлог, чтобы получились очень крупные плоды? (ты – к - вы)
  3. Какие местоимения мешают транспорту? (я – мы)
  4. Из каких двух местоимений можно составить приказание – ВЫМОЙ!
  5. Какое местоимение читается одинаково слева направо и наоборот – ТОТ.

Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников и гостей.

ГОУ ЛО “Мгинская специальная (коррекционная))общеобразовательная школа-интернат

Конспект открытого урока

по русскому языку в 7-м классе по теме

“Местоимение как часть речи.

Обобщение изученного материала”

Учитель русского языка и литературы

Князева Валентина Васильевна

2012 год

п. Мга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи

Цель  урока:  познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Конспект урока "Причастие как часть речи".

Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, сформировать умение различать причастия и прилагательные, повторить грамматические признаки глагола, прилагательного.Презентация к уроку....

Конспект урока "Роль служебных частей речи"

Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС...

Конспект урока "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА« Причастие как часть речи»с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов1.  ФИО (полностью)Цой Наталья Федоровна2.  Место работыМОУ «СОШ № 31»...