Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме:
    урок развития речи в 7 классе "Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной "Детская спортивная школа"

    Подготовка к сочинению-репортажу по картине. Цели урока:

    Образовательная: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; закрепить понятие о жанре репортажа;

    Развивающая: ввести в активный словарь семиклассников слова на тему спорта;

    Воспитательная: расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и искусства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    sport.rar705.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи в 7 классе

    Тема: Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

    Цели урока:

    Образовательная: познакомить учащихся с описанием действий людей, изображенных на картине; закрепить понятие о жанре репортажа;

    Развивающая: ввести в активный словарь семиклассников слова на тему спорта;

    Воспитательная: расширить культурный кругозор учащихся за счет интегрирования речи и искусства.

    Оборудование урока:

     - учебник по русскому языку для 7 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова);

    -   компьютерная программа «Power Point»:

           Слайд №1 Тема урока.

           Слайд №2 Цели урока.

           Слайд №3 Запомни      

           Слайд №4 Запиши и запомни.

           Слайд №5 Определение жанра репортажа и его признаков

           Слайд №6 Репродукция картины художницы Александры   Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа».

           Слайд №7,8 Беседа по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

            Слайд №9 Словарно-стилистическая работа.

            Слайд №10 План работы над сочинением-репортажем

            Слайд №11Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Сообщение темы и целей урока. Слайд №1,2

    1. Вступительное слово учителя.

    На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют какую-нибудь работу, занимаются каким-либо видом спорта. А самое главное и самое трудное – вы научитесь писать сочинение-описание в жанре репортажа. Представим, что мы – журналисты и редакция поручила сделать репортаж о детской спортивной школе. Вы уже знаете, что такое репортаж.

    Репортаж – это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению)

    Репортаж – информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью

    В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем или участником которого был журналист

    Слайд№3

    -Как называют человека, пишущего репортаж?

    -А какой жанр связан с репортажем?

    -Запишем эти слова в тетради. Слайд№4

    1. Определение жанра репортажа и его признаков.

    Цель – сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию

    Тип речи – сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение

    Языковые средства: разговорно-публицистический стиль, профессиональная лексика

    Изложение от первого лица

    Рассчитан на определенный круг людей

    Автор присутствует, выражает свою оценку

    Слайд №5

    4. Слово учителя.

    Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Главное – воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.

    В написании репортажа вам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». Слайд №6.

    5. Рассказ о художнице.

    Художница А.В.Сайкина родилась в 1925 году, была членом Союза художников СССР. Она жила и работала в Нижнем Новгороде. Свои картины А.В.Сайкина писала на спортивные темы, а героями картин часто становились дети. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт» и другие, на выставках. В одном из альбомов есть репродукция ее картины «Юные мушкетеры». Как вы думаете, какой теме посвящена эта картина

    6. Беседа по картине. Обратимся к картине «Детская спортивная школа». Что на ней изображено?

    -Что изображено на картине?

    -Где происходит событие?

    -А как еще можно назвать это помещение?

    -Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне?

    -Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане? Чем они заняты? Опишите их действия.

    -Что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия.

    -Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке.

    -Какой момент занятий отразила художница?

    -Удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе?

    -Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала?

    -Какой цвет преобладает на картине?

    -Назовите цвет и оттенки волос девочек.

    -Какие краски преобладают в самом зале?

    -Какие спортивные снаряды находятся в зале?

    -Что вы видите на полу гимнастического зала?

    -Что еще вы заметили на полу? О чем это говорит?

    -Какое же это время дня? Слайд №7,8

    7. Словарно-стилистическая работа.

    Учитель предлагает семиклассникам:

    -Образуйте от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи;

    -Подберите синонимы к словам «соревнование», «репортер», «интервью»;

    -Назовите глаголы, обозначающие действия гимнасток;

    -Назовите прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки

    -Запишите слова, запомните их написание:

    гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренер, но тренироваться Слайд №9

    8. План работы над сочинением-репортажем.

    I. Вступление

         а) день посещения спортивной школы;

         б) место ее расположения;

          в) причины посещения (например, подготовка к соревнованиям)

    Пример вступления: «Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы»

    II. Основная часть

          а) описание спортивного зала («Я захожу в гимнастический зал и вижу..»);

          б) описание внешности гимнасток, их действия, поведение;

          в) можно включить интервью с одной из гимнасток

    III. Заключение

          а) ваше мнение о картине или происходящем, личная точка зрения, пожелание( например: «Пожелаем нашим спортсменкам удачи на предстоящих соревнованиях»)

    Слайд№10

    9.Домашнее задание.

     Напишите сочинение-репортаж, озаглавьте его в соответствии с содержанием. Используйте начало, данное в упр. 307

    Слайд №11