"Односоставные предложения". Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Измалкова Любовь Анатольевнв

Обобщение материала по теме

"Односоставные предложения"

На деньги ума не купишь.

 

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся об односоставных предложениях

- показать их роль как средства художественной выразительности в произведениях художественной литературы

Развивающие:

- способствовать развитию навыков логического мышления

- развивать творческое мышление и воображение

- развивать навыки анализа художественного текста

Воспитательные:

- прививать чувство любви к русскому языку и русской литературе

Оборудование: презентация, раздаточный материал с фрагментами текстов из произведений И.А.Бунина

Применяемые технологии: ИКТ, элементы проблемной технологии, здоровьесберегающая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, урок-обобщение "Односоставные предложения".

Обобщение материала по теме

"Односоставные предложения"

На деньги ума не купишь.

 

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся об односоставных предложениях

- показать их роль как средства художественной выразительности в произведениях художественной литературы

Развивающие:

- способствовать развитию навыков логического мышления

- развивать творческое мышление и воображение

- развивать навыки анализа художественного текста

Воспитательные:

- прививать чувство любви к русскому языку и русской литературе

Оборудование: презентация, раздаточный материал с фрагментами текстов из произведений И.А.Бунина

Применяемые технологии: ИКТ, элементы проблемной технологии, здоровьесберегающая.

 Ход урока.

 1. Объявление темы урока. Работа с эпиграфом.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы.

- Что это за предложение? 

2. Выступление ученика « Из истории вопроса об односоставных предложениях».

 Сообщение ученика сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах.

 В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставных предложений решался по – разному.

Так, учёные – лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть двучленным, т.е. с двумя главными членами.

Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом – существительным в Именительном падеже ( номинативные) относили к неполным.

Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставного предложения, внес великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге « Синтаксис русского языка», по словам В.В.Виноградова, « впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».

А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.

Многие синтаксические идеи А.А.Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения . Однако в вопросе деления их на группы, а также отграничения их видов ( например, номинативных) еще не достигнуто единства во взглядах.  

3. Повторение видов односоставных предложений.

Мы изучаем ту классификацию вводов односоставных предложений, которая признана на современном этапе.

- Какие предложения называются односоставными?

- На какие группы делятся?

Слайд – схема деления на группы односоставных предложений

Задание: рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений по плану:

- значение предложения

- способ выражения главного члена

- пример

- В чем особенность обобщенно – личных предложений?

- Могут ли односоставные предложения быть распространенными?

4. Практическое задание: 

- списать, расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть грамматические основы

- указать вид односоставного предложения.

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах, крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

( И.Бунин)

5. Наблюдение за ролью односоставных предложений в речи. 

Где чаще всего встречаются односоставные предложения в речи?

( В художественной и публицистической литературе, в устной разговорной речи)

Коллективная работа: анализ поэтических текстов.

Задание: найти односоставные предложения, определить их роль в тексте.

А) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

К. Бальмонт.

Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор в нескольких словах сообщает о месте, времени

действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряженность.

Б) Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, и заря!

А.Фет

Стихотворение состоит только из назывных предложений, которые рисуют картину прекрасного летнего вечера, наполненного мягкими звуками и красками.

В) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

А.Блок

Определенно - личные предложения позволяют лирическому герою ясно лаконично рассказать о своем внутреннем состоянии.

Г) За что – то меня упрекают

И в чем – то согласны со мной:

Так исповедь льется немая

Беседы блаженнейшей той.

А.Ахматова

Неопределенно – личные предложения не указывают на деятеля, а нам понятно. Главное – само действие, заключенное в глаголах 3 лица

множественного числа. Акцент сосредоточен на действии.

Д) Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Ф.Тютчев

Все произведение поэта – это безличные предложения. Их употребление вполне объяснимо: чтобы показать особое отношение поэта к России, её необычность и таинственность.

6. Игра – « аукцион поэтических строк». 

Предварительное домашнее задание – самостоятельно найти по произведениям русских поэтов как можно больше примеров, где встречаются односоставные предложения.

Учащиеся читают свои примеры.

Победителем станет тот, кто последний назовет свой пример.

7. Самостоятельная работа.

Задание: обозначить грамматические основы в предложениях и указать вид односоставных предложений.

Текст дается в печатном виде каждому учащемуся.

-Был конец ноября.

- До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом.

- Но плыли вполне благополучно.

- Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами.

- Жизнь на нем протекала размеренно.

- Вставали в то ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо – зеленой водяной пустыней, волновавшейся в тумане.

- Накинув пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие.

- До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша свежестью океана.

- В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном.

- Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый.

- Следующие два часа посвящались отдыху.

Работа с текстом:

- Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

- Какова их роль в данном тексте?

В тексте много неопределенно – личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчеркнута важность самого действия. Эти виды односоставных предложений являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя идейный смысл произведения.   Односоставные предложения подчеркивают обезличенность тех, кто считает себя хозяевами жизни.   Все, что они делают, ненатурально. Употребление их позволило автору показать обобщенную картину бездуховной жизни.

- Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

Метафоры и эпитеты: буря с мокрым снегом, неприветливо светало,

серо-зеленая водяная пустыня, холодная

свежесть океана

Символы: пароход, похожий на отель

Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание

Синтаксический параллелизм: одинаковая структура предложений

№ 3,6,7,10 и № 8,11

Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие правдоподобным.

8. Проверочный тест. 

Задание: определите вид односоставного предложения или каждой из частей сложного предложения.

1.        С утра морозит. ( безличное)

2.        В избе жарко натоплено. ( безличное)

3.        В избе жарко натопили. ( неопределенно – личное)

4.        Вам не видать таких сражений. ( безличное)

5.        Приготовьтесь к уроку. ( определенно – личное)

6.        Бездонную бочку водой не наполнишь. ( обобщенно – личное)

7.        Дерево зажгло грозою. (безличное)

8.        Воздухе пахнет сосновой смолою. ( безличное)

9.        Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть – чуть светлело. ((двусоставное и безличное)

10.        Иду, и легко мне дыщится. ( определенно – личное и безличное)

9. Итоги урока. 

- Какова роль односоставных предложений в произведениях художественной литературы?

- Что нужно для того, чтобы правильно определять вид односоставных предложений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения" (интерактивный урок)

Урок предполагает интерактивную форму работы (взаимодействие учащихся друг с другом, с учебным материалом, с компьютером)...

Односоставные предложения( Конспект урока с презентацией)

Данный конспект урока и презентацию по теме «Односоставные предложения»  можно использовать в качестве дополнительного материала при обобщении данной темы. Зрительное восприятие материала способс...

Односоставные предложения( Конспект урока с презентацией)

Данный конспект урока и презентацию по теме «Односоставные предложения»  можно использовать в качестве дополнительного материала при обобщении данной темы. Зрительное восприятие материала способс...

Урок русского языка в 8-ом классе на тему "Односоставные предложения" (вводный урок)

Урок русского языка в 8-ом классе на тему "Односоставные предложения" (вводный урок)Цель данного урока: составить общее представление о понятии "односоставные предложения"....

Обобщение по теме "Односоставные предложения" (конспект урока)

На предыдущих уроках обучающиеся 8 класса ознакомились с видами односоставных предложений. Данный урок является уроком обобщения изученных тем....

Открытый урок русского языка в 8 кл по теме"Односоставные предложения" Имя урока « Не может быть здоровья тела без здоровья души»

Данный урок может быть использован в качестве повторительно-обобщающего урока по теме "односоставные предложения" в 8 классе...


 

Комментарии

Левина Юлия Валентиновна

Спасибо за содержательный урок