Открытый урок по русскому "Разряды прилагательных по значению"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Козлова Ирина Юрьевна

Интерактивный урок контроля знаний, умений и навыков учащихся. Технологии: компетентностно-ориентированные, игровые. ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная. Конспект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

(технология компетентностно-ориентированного обучения, интерактивный урок контроля с применением игровых технологий)

Класс: 6 «Г».

Дата:16.01.2012 г.

Учитель: Козлова И.Ю.

Раздел: «Морфология».

Тема: «Разряды прилагательных по значению».

Тип урока: урок контроля знаний, умений, навыков учащихся.

Вид урока: интерактивный урок с применением игровых технологий.

Программа: федеральная базовая программа  для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 класс» Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский,

М., Просвещение, 2010 г.

Открытый урок русского языка в 6 классе.

Тема: Разряды прилагательных по значению.

Дата: 16.01.2012

Учитель: Козлова И. Ю.

Класс: 6 «Г».

Количество учеников: 20 человека (по списку – 20 человек)

Тип: интерактивный урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

Технологии: компетентностно-ориентированные, игровые .

Цель: контроль знаний учащихся о разрядах имён прилагательных по значению.

Задачи:

Образовательная: обобщить, систематизировать  и проверить ЗУН о разрядах имён прилагательных и их отличительных особенностях, формировать навык грамотного письма.

Развивающая:  продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды, анализировать грамматические явления.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку, любовь к родине.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютеры (10), проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, CD-RW-диски с заданиями, шаблоны таблиц по количеству учащихся.

 

Структура урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок (1минута).

2. Вхождение в тему урока. Обозначение задачи и целей урока (2минуты).

3. Проверка домашнего задания - заполнение таблицы (8минут).

4.Актуализация и контроль знаний учащихся по теме (25 минут):

1) определение разряда прилагательных;

 2) кроссворд;

3) работа с текстом;

4) исключи лишнее;

5. Физминутка (1минута).

5) грамматический разбор предложения;

 6) буквенный диктант;

7) анализ текста;

8) анализ перехода прилагательных по разрядам;

9) морфемный разбор прилагательных;

10) морфологический разбор прилагательных;

11) загадки.

6. Рефлексия. Итог урока (2минуты).

7.  Домашнее задание (1минута).

Ход урока:

 1. Организационный момент. Психологический настрой на урок (1минута).

- Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».                                                                                                                                                    - Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?  

- Вы с ним согласны?

 - Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу. А чтобы разогреть ваш аппетит, мы разделимся на группы и проведём небольшое состязание, проверив тем самым домашнее задание.

2. Вхождение в тему урока. Обозначение задачи и целей урока (2минуты).

-Но сначала я расскажу вам, чем мы будем заниматься на уроке

Слайд №1- Сегодня, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению. Объяснять вам материал мне будет помогать мудрая сова.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Слайд №2 -Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны «вынести»  из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)

3. Проверка домашнего задания - заполнение таблицы (8минут).

-Итак, 4 (сильных) ученика получают индивидуальные задания, они сложные: анализ текста, анализ перехода прилагательных по разрядам, морфемный разбор прилагательных,

 морфологический разбор прилагательных. Но вы их выбираете по желанию и выполняете задания на ПК. 4 (слабым) ученикам я предлагаю работать со мной по экрану. У вас на столах шаблоны таблицы. Мы будем заполнять её. А остальные делятся на группы и также заполняют таблицу, но на компьютерах по дискам.

Слайд №3- Прилагательные имеют  три разряда. Можете ли вы сказать, как они называются?

Слайд №4- У каждого разряда есть свои отличительные особенности.

Слайд №5-Предлагаю их обсудить и занести в таблицу.

Слайд №6-Что обозначают качественные прилагательные?

Слайд №7- О чём говорят эти фразы? Красное яблоко. Другое яблоко более красное.

Слайд №8- Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степени сравнения.

Слайд №9-. Кукла красива – эта кукла красивее – а эта кукла красивейшая. Приведите свои примеры!

Слайд №10-Имеют ли эти прилагательные разные формы?

- Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.

Слайд №11-Приведите свои примеры!

Слайд №12-Сочетаются ли качественные прилагательные с наречиями?

Слайд №13- Приведите свои примеры!

Слайд №14- Что обозначают относительные прилагательные?

Слайд №15-Имеют ли эти прилагательные степени сравнения?

Слайд №16-19- На что указывают данные прилагательные? Приведите свои примеры!

Слайд №20- На какие вопросы отвечают и на что указывают притяжательные прилагательные?

Слайд №21-Приведите свои примеры!

Слайд №22-Какие суффиксы имеют данные прилагательные?

Слайд №23- Давайте, ребята, сравним ваши заполненные таблички с моей.

4. Актуализация и контроль знаний учащихся по теме (26 минут).

Слайд №24- 35-Давайте, ребята, вместе определим разряд прилагательного. Один ученик читает словосочетание, другой отвечает, рассуждая.

Садовое яблоко, вкусный торт, волчья пасть, удобное кресло, бабушкины тапочки, железная дорога.

Слайд №36-44- Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?  

Слайд № 37. Находящийся в состоянии покоя (Спокойный)

Слайд № 38.  Существующий с давнего времени (Старый)

Слайд № 39. Совершенно верный ответ (Точный)

Слайд № 40.  Любящий безделье (Ленивый)

Слайд № 41.  Не знающий страха (Смелый)

Слайд № 42. Доставляющий удовольствие (Приятный)

Слайд № 43. Сохраняющийся на очень долгое время (Вечный)

Слайд № 44. Полный злобы (Злой)

Пирог из яблок (Яблочный)

- Ребята, а будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным?  Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных? (Отвечают)

Слайд №45- Прочитайте текст по цепочке, вставляя вместо точек относительные прилагательные.  Укажите значение прилагательных.  (Время, место, материал и т.д.)

 В (летние) дни хорошо бродить в (березовой) роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет (лесными) грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются (солнечные) лучи. Хорошо лежать в (цветочной) поляне, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому  небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

Слайд №46-51-Исключи лишнее! - Среди  пар картинок выберите ту, к которой  можно было бы применить  данное сочетание слов как притяжательное  прилагательное +существительное.

- Ребята, при поиске притяжательного прилагательного как вы будете рассуждать? Что означают данные сочетания слов в другом варианте?

Выражение "крокодиловы слезы" означает лицемерное сожаление, лживость, обман. Оно применимо к людям, притворяющимися огорченными несчастьями тех, кому готовят уж если не погибель, то основательную гадость. Возникло сие выражение в связи с древним поверьем, что у крокодила перед сытным обедом текут слезы, коими он оплакивает грядущую кончину невинно съедаемой жертвы. По другой версии, крокодил жалобным плачем зазывает жертву, после чего хватает ее и пожирает. Еще считалось, что рыдать крокодил начинал уже под конец обеда, когда от жертвы оставалась лишь голова. Так или иначе, крокодил был символом вероломства, хитрости и коварства. Крокодилий плач оказался чисто физиологическим процессом – таким образом животное избавляется от избытка соли в организме, только и всего.

Воронье гнездо – волосы у человека торчат в разные стороны, объем не держится.

Волчий аппетит – поедание человеком необычайно больших количеств пищевых продуктов.

Анютины глазки – цветы.

Мышиные глазки – очень маленькие глаза, как у мыши.

Конский хвост – причёска, волосы завязаны в хвост. Хвост похож на конский.

5. Физминутка (1минута).

Для предупреждения зрительного утомления использован комплекс упражнений       Аветисова Э.С.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула,  сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

Слайд №52-53- Грамматический разбор в тетрадях и ответ у экрана.

На свист откликнулись десятки птичьих голосов, и соловьиный раскат пронесся по зарослям 

  1. Запишем предложение в тетрадях;
  2.  синтаксический разбор 2 части предложения;
  3.  назовем имена прилагательные, поставив к ним  вопросы.

Слайд №54- 55- Буквенный диктант в тетрадях по рядам.

1  2  3    4  5   6   7  8   9   10

К  К О  П К  О К О  П   П

Слайд №56-  Анализ стихотворения «Отечество моё Россия»

Живу я в глубине России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки сини, горы – сини

И в синих отсветах металл.

По красоте, по скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия,

Суровей, строже, может быть.

        Л. Татьяничева

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-Определите основную мысль стихотворения.

-Какова роль выделенного прилагательного в речи?

-Подчеркните эти прилагательные как члены предложения.

Слайд №57- Переход прилагательных из одного  разряда в другой.

Стальной нож, медвежья берлога, баранья котлета, утиная походка, спортивная одежда, ослиные уши, стальные нервы, спортивный юноша, медвежья шуба, бараньи рога, утиная охота,  медвежья услуга, баранья голова, утиный клюв, ослиное упрямство.

Распределите прилагательные по разрядам

качественные

относительные

притяжательные

Слайд №58- Укажите разряд прилагательного и объясните, почему…

  1. Гусиная кормушка, гусиная походка, январское утро
  2. Лисья нора, лисий характер, приречный луг
  3. Волчья стая, волчий аппетит, папин взгляд

Слайд №59- Отгадайте загадки, от полученного существительного образуйте прилагательное и составьте словосочетание «существительное + прилагательное»

9) Морфемный анализ притяжательных прилагательных

Укажите суффиксы прилагательных:

отцов  (пиджак) -           олений  (след) -                 козье  (молоко) -      дедушкины  (очки) -

заячья  (тропа) -             медвежьи  (лапы)  -          братский   (портфель) -

волчьего  (логова) -        пастушью  (сумку) -

Обозначает ли мягкий знак мягкость согласного или является разделительным?

10) Произведите морфологический разбор выделенных прилагательных:

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Умчи меня, олень, в свою страну оленью!

6. Рефлексия. Итог урока (1минута).

Слайд №60- Возьмите оценочные листы, проверьте таблицы и дорисуйте рот клоуну:

сдайте учителю.

 Слайд №61- Молодцы! По оценочным листам видно, что невыясненных вопросов практически не осталось. Все, кто работал на уроке активно и отвечали у экрана, получили «отлично», остальные «хорошо». Главное, что было интересно!

7.  Домашнее задание (1минута).

Слайд №62- .  Придумайте прилагательные и расселите их по квартирам-столбикам в тетради.

- Попробуйте догадаться, в какой домик нужно поселить качественные прилагательные? Относительные и притяжательные? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе "Множество значений функции,применение при решении нестандартных уравнений и неравенств.

Нахождение области значений функции всегда вызывает затруднения у учащихся, между тем такие задания есть в КИМ-ах ЕГЭ. Комбинированные уравнения и неравенства пугают детей, многие даже не приступают к...

Разработка открытого урока Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей.

Комбинированный урок "Многоклеточные водоросли". Биология 7 класс класс.Цель урока:продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различным...

Открытый урок: Корень, его строение и значение.

Открытый урок на тему "Корень, его строение и значение". Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко; под ред. проф. И....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ «ЛИСТОПАД И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ» 7 КЛАСС

Урок естествознания в коррекционной школе...

Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...

Открытый урок по ФГОС "Многообразие и значение бактерий" 5 класс

Разработка открытого урока  имеет цель  раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериям...