Интегрированный урок на тему "Берёза"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

 

 «Берёза». Интегрированный урок в 5 классе.

Тема (чтение): С.А. Есенин

Задачи:

1)                Формировать навык беглого, выразительного, сознательного чтения.

Учить умению дифференцировать части речи; умению использовать

Тема (русский язык): Умение различать части речи.

Цель: Учить с помощью интонации передавать эмоциональное и смысловое содержание произведения. На примере данного произведения учить умению относить слова к определённой части речи.

2)                 в речи существительные, прилагательные, глаголы; расширять и активизировать словарный запас.

3)                Воспитывать любовь к родной природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5 классе.

Тема (чтение): С.А. Есенин «Берёза».

Тема (русский язык): Умение различать части речи.

Цель: Учить с помощью интонации передавать эмоциональное и смысловое содержание произведения. На примере данного произведения учить умению относить слова к определённой части речи.

Задачи:

  1. Формировать навык беглого, выразительного, сознательного чтения.
  2. Учить умению дифференцировать части речи; умению использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы; расширять и активизировать словарный запас.
  3. Воспитывать любовь к родной природе.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Загадка: Белоноса, белолица.

               Как махнула рукавом,

               Всё покрыла серебром.  (Зима)

Рассматривание иллюстраций картин на тему «Зима».

           Под снежной пеленою скрылись деревья, кустарники, земля. Кажется, что на всю землю набросили ковёр – огромный снежный. Это зима так нарядила, украсила природу. Такой красивой природу однажды увидел С. Есенин.

С. А. Есенин русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихотворения он посвящал изображению родной природы. «Берёза» - первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. В этом стихотворении поэт, восхищается берёзой в зимнем наряде. Все ветви у берёзы покрыты снежинками. Снежинки похожи на серебро. Утром солнце встает, и снежинки как будто горят в золотом огне. А пушистые ветви распустили кисти. Эти кисти похожи на белую бахрому. И действительно как красива зимняя берёза в белом наряде. Образ берёзы становится у поэта символом Родины. В стихотворении С. Есенин хотел показать, как красива не только берёза, но вся русская природа.

3. Чтение стихотворения учителем.

Вопросы: Какой увидел зимнюю берёзу автор?

Какое время суток рисует автор?

4.Повторное чтение стихотворения учащимися сначала про себя, потом вслух. Учитель комментирует чтение вслух, подсказывая, где с помощью интонации можно передать смысловое и эмоциональное содержание.  

Работа над содержанием (вопросы на снежинках с номерами):

1.Какие слова и выражения указывают на утро?

2.Солнечное утро или пасмурное?

3.Почему снежинки горят в золотом огне?

4.С чем сравнивает автор снег на ветках берёзы?

5.Почему тишина названа сонной?

6.Что является главным предметом повествования?

7.Расскажите, какой вы представляете эту берёзу.

Вставить в предложение прилагательные:

…. берёза в …. наряде.

5. Физминутка. Игра с мячом: подобрать к существительному – берёза, прилагательные. (Белая, красивая, пушистая, зимняя, русская, кудрявая, белоствольная, нарядная, стройная и т.д.) На мяче написаны или приклеены слова – прилагательные, если ребёнок сам не может назвать – подсматривает.

6.Словарная работа.

Повторение. Дать определение – существительному, прилагательному, глаголу.

Какой частью речи являются данные слова: укрыться, накрыться, принакрыться?

Объяснение значения слов:

Укрыться – закрыться плотно, со всех сторон. Скрыться, спрятаться, найти себе защиту, приют где-нибудь.

Накрыться – укрыть себя чем-нибудь с головой.

Принакрыться – накрыться, закрыться неплотно.

Вставить в предложение наиболее точный глагол:

Берёза снегом .... .

Какое прилагательное использует автор при описании веток?

С чем сравнивает автор кисти?

Объяснение значения слов:

Бахрома – тесьма, один из краёв которой снабжён сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.

Кайма – полоса по краю ткани, отличающаяся от неё цветом, узором.

Прочтите строки, где говорится о зимнем наряде берёзы.

7.Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Вставить в текст слова по смыслу и определить к какой части речи они относятся:  

В этом стихотворении поэт …, берёзой в зимнем наряде. Все … у берёзы покрыты снежинками. Снежинки похожи на … . Утром встаёт солнце, и снежинки как будто горят в …. огне. А … ветви распустили кисти. Эти кисти похожи на белую … . Как красива белая берёза в зимнем наряде!

(восхищается, ветви, серебро, золотом, пушистые, бахрому)      

8.Итог урока.

Какое стихотворение сегодня читали? Кто написал это стихотворение?

Символом чего становится образ берёзы у поэта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....