Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Фурцева Ирина Сергеевна

 

   Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью  повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис простого предложения”, навык синтаксического разбора простого предложения и словосочетания,  отработку  пунктуационных и орфографических  навыков, развитие коммуникативных навыков; способствовать коррекции работы органов опорно-двигательного аппарата, совершенствовать мыслительные операции, развивать творческие способности. Урок построен с использованием ИКТ (презентация), интеграции предмета литературы (использование текстов художественных произведений), элементов драматизации,что способствует повышению интереса к изучению как русского языка, так и литературы, развитию самостоятельности, творческих способностей детей, успешной адаптации данной категории учащихся в социальной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.11.

Класс:5б

Предмет: Русский язык

Изучаемый раздел: Синтаксис. Пунктуация. Развитие речи.

Номер урока: 30

Тип урока:  Комбинированный            

Тема: «Пунктуационный разбор простого предложения».

Цели урока:

  1. образовательные: повторить и закрепить изученный на уроках материал по теме “Синтаксис простого предложения”, навык синтаксического разбора простого предложения и словосочетания.
  2. воспитательные: способствовать воспитанию внимательного отношения к языковым средствам, интереса к изучению предмета, интереса к чтению произведений художественной литературы;
  3. развивающие:  отрабатывать  пунктуационные и орфографические  навыки, развивать коммуникативные навыки;
  4. коррекционно-развивающие: способствовать коррекции работы органов опорно-двигательного аппарата, совершенствовать мыслительные операции, развивать творческие способности.

 Оборудование: Русский язык, учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,  Л.А. Тростенцова, карточки с заданиями, презентация

Ход урока

1. Объявление темы, задач урока. Запись в тетради.

2. Разминка. Любите ли вы загадки? Свои загадки вам хотят загадать знаки препинания.

Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу -
За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак)

Голосок мой очень тих,
Я почти невидный штрих.
Но почетна роль моя:
Мысль могу закончить я. (Точка)

У меня задорный хвост,
Только труд и мой непрост:
Я задорная такая,
Называюсь - …… (Запятая)

Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало - 
И мне пришлось сойти вниз с пьедестала. (Восклицательный знак)

Какие из этих знаков могут стоять в конце предложения, а какие только в середине? Какие еще знаки могут завершать предложение? Как меняется предложение со сменой знака?

3. Прочитать предложения с нужной интонацией.

На улице похолодало (.!?)

Скоро наступит Новый год (.!?)

К нам пришли гости (.!?)

4. Знакомство с порядком пунктуационного  разбора простых  предложений

 с.90.   Памятка

5. А для чего служит запятая? Может ли она, такая маленькая, иметь большое значение? Давайте вспомним сказку “В стране невыученных уроков”. Маленькая запятая помогла мальчику Вите избежать казни.

Запятая: Он еще ни разу в жизни не поставил меня на мое место.

Витя: Куда же ее нужно поставить? Эй, подскажи. Ну, пожалуйста!

Запятая: Думай сам. Размышляй.

Витя: Если я поставлю запятую здесь, получится “Казнить, нельзя помиловать!” Казнить! Я не хочу! А если я поставлю запятую после слова “нельзя”, то получится “Казнить нельзя, помиловать!” Ура! Помиловать!

Запятая: Теперь ты понял, какую важную роль я играю в предложении?!

Витя: Понял, понял! Давай с тобой дружить!

6. Физминутка

Руки кверху поднимаем,

 А потом их отпускаем.

 А потом их развернем

 И к себе скорей прижмем.

 А потом быстрей, быстрей

 Хлопай, хлопай веселей.

7. Любой язык – это настоящее чудо, это волшебство, поэтому сегодня провести урок нам помогут герои сказок и волшебные предметы. Постарайтесь, выполняя задания, вспомнить, кто написал эти замечательные сказки.

Волшебные предметы и герои сказок появляются на экране вместе с заданием. Ученики записывают задания в тетради и выполняют их.  

 8. Следующее задание – от хрустальной туфельки.

Вставить недостающие определения:

 Золушка ложилась спать не на ….. постель, а рядом с печкой, на …… золу.  

9. Со следующим заданием в гости к нам пришла Красная Шапочка.

Найти и подчеркнуть обстоятельство.  

Ступай, Красная Шапочка, в лес, отнеси больной бабушке гостинец

10. Маленький мальчик-с-пальчик приготовил вам непростое задание.

Подчеркните грамматическую основу и дополнения.  

  Сидит мальчик-с-пальчик в ухе у лошади и покрикивает.  

11. И последнее задание нам принесли Бременские музыканты – Осел и Петух.

 Объясните постановку знаков препинания.

Довольны были все музыканты кот осел петух и собака.     И атаман и атаманша и остальные разбойники все единодушно решили, что надо убираться отсюда подальше.  

 12. Из словосочетаний рождаются предложения. У вас на парте лежат листочки с заданием. Попробуйте, пользуясь рекомендациями, составить предложение и выполните его синтаксический разбор.

- Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок возьмите прилагательное, выступающее в роли определения и поставьте его в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода.

- Из предложения  Ночью земля покрылась пушистым снегом возьмите обстоятельство, употребив его как подлежащее.

- Добавьте глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.

- Из предложения Над городом пролетел самолет возьмите обстоятельство.

Тихая ночь опустилась над городом. (Пов., невоскл., простое, распростр.)

Из каких членов предложения состоит основа? Чем они выражаются? Как называются предложения, состоящие только из грамматической основы? Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

13.  Рефлексия

14. Д. з.: с. 91.упр 220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...