"Синтаксис и пунктуация" конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Михайлина Ольга Руслановна

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация».

Цель урока: познакомить учащихся  с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом.

Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации.

Задачи урока:

  • Познавательные:
  • познакомить учащихся  с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом;
  • с новым разделом науки о языке и основными понятиями, изучаемыми в разделе «Синтаксис. Пунктуация»;
  • ввести понятие «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица», «грамматическая связь»;
  • дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации, как системе правил правописания предложений;
  • учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.

 

  • Воспитательные:
  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка.

 

  • Развивающие:
  • развивать у детей интерес к предложению и тексту как единицы языка;
  • развивать стремление обогащать свой словарный запас;
  • развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами».

Урок – практикум.

Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому и пунктуационному разбору,  нахождению обособленных членов предложения.

Задачи.

  1. Образовательная:
  1. закрепить знания учащихся по теме «обособленные члены предложения»;
  2. отработать выразительное чтение текста;
  3. отработать систему синтаксического разбора предложения;
  4. отработать правильную постановку знаков препинания при обособленных членах;
  5. отработать навык нахождения грамматического условия обособления;
  6. отработать составление графических схем с обособленными членами предложения.

  1. Воспитательная:
  1. воспитывать культуру речи;
  2. поддерживать интерес к урокам русского языка.

  1. Развивающая:
  1. развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.  

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

Учебник 8кл.

Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка д/з.
  3. Тренировка в усвоении орфографических, пунктуационных навыков.
  4. Тренировка речевых умений и навыков учащихся.
  5. Контрольный диктант.
  6. Задание на дом.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

1.Организа -

ционный момент

















2. Проверка д/з.
























3. Тренировка в усвоении орфографичес - ких и пунктуацио -

нных навыков.  
































































4. Тренировка речевых умений и навыков учащихся.

















5. Контрольный диктант.


































6. Задание на дом.

-  Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать навык нахождения обособленных членов предложения, правильно расставлять знаки препинания, проводить синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составлять схемы этих предложений. Также вы сегодня попробуете самостоятельно составлять предложения с обособленными членами, а для этого вам надо быть внимательными и активными.


 - Давайте проверим д/з.

Учитель задал выполнить дома на этот урок такое упражнение, которое непосредственно связано с изучаемой темой – учащиеся должны были в данных им предложениях найти обособленные члены предложения, правильно расставить знаки препинания и составить схемы.



Учитель проверяет выполнение задания, требует прочитывать предложение четко, проговаривая трудные места, называя главные члены предложения, второстепенные и вид обособления. Учитель ведет индивидуальный опрос учеников, ставит оценки.


- Теперь я  буду читать предложение, а вы должны будете правильно записать его, расставить все знаки препинания и провести синтаксический и пунктуационный разбор, а также составить схему.

Нескольким ученикам учитель дает индивидуальное задание подобного типа.


Учитель диктует следующие предложения:


1. Сильный, порывистый ветер, направленный вниз по склону горного хребта, создает значительное похолодание.

2. Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины.

3. Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.  

4. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком.

5. Как опытнейшему проектировщику, Валерию поручали самые ответственные задания.

6. Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений.

Учитель вызывает к доске разных учеников, ставит оценки.




Индивидуальные карточки:

I. Брянская земля, древняя, славная – край удивительной красоты.

В самые сложные, кризисные  моменты Пушкин всегда обращался к Жуковскому, как к мудрому советчику и надежному другу.

II. Здесь, среди болот, поросших богатой растительностью, и глухих лесов, изгибаясь, пробирается тоненький ручеек.

4. Озаренные сиянием луны, палатки казались иссиня – белыми.

Учитель проверят работы учащихся с индивидуальными карточками.


- Запишите на следующей строке слово «словарь» и следующие слова:

Впечатление, серебряный, ровесник, сверстник, местный, неизвестный, разыскивать.


 - Теперь самостоятельно составьте 2-3 предложения с любым видом обособления, используя данные словарные слова.


 Учитель берет на проверку несколько работ, выставляет оценки.

- Сейчас мы напишем небольшой диктант по данной теме в своих

рабочих тетрадях.


Учитель читает сначала весь текст, затем отдельные предложения, а после – по синтагмам предложения.


Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска света. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями.  

По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой – то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная, но никогда не умирающая до конца.

Как только учащиеся записали и самостоятельно проверили текст, учитель начинает проверку текста.


- Вы должны будете дома составить либо текст, либо упражнение, в которое войдут предложения с обособленными членами разного вида. Но вы должны не только составить такие предложения, но и самостоятельно их разобрать, составить схемы.


Учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт.





Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.












 

Учащиеся прочитывают предложения, выполняя требования учителя.























Один ученик выполняет задание у доски, остальные у себя в тетрадях.


Ученики с индивидуальным заданием работают самостоятельно у себя в тетрадях.










 





















 






























 









Учащиеся самостоятельно составляют предложения.































Учащиеся записывают текст, проверяя правильное написание слов и расставляя знаки препинания.  





Учащиеся слушают задание учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс «Синтаксис и пунктуация»

Конспект урока по русскому языку5 класс Тема: «Синтаксис и  пунктуация». Форма проведения: игра «Счастливый случай» Оборудование:1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение пройденного. Синтаксис и пунктуация.

Предложен материал для повторения и систематизации пройденного материала, обращено внимание на сложные моменты....