Дифференцированное обучение на уроках русского языка в средней школе
методическая разработка по русскому языку по теме

Мажаева Валентина Васильевна

Методическая разработка содержит теоретические и практические рекомендации по организации дифференцированного обучения русскому языку на уроках в среднем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_differenciacii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация на уроках русского языка

      В последнее время много говорится о преодолении пробелов в знаниях, умениях учащихся. А ведь тормозит обучение школьников недостаточное развитие реальных возможностей всех учеников.

      Рациональная организация учебной деятельности предполагает дифференцированный подход к учащимся. Необходимость его вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего. В школьной практике накоплен богатый опыт дифференцированного подхода к обучающимся, имеющим недостаточный уровень подготовки. Но, к сожалению, мы мало используем возможности одарённых детей, имеющих более высокий уровень подготовки по предмету. Анализируя опыт работы учителей-словесников, можно выделить три направления работы.

       Во-первых, чтобы не снижать деловую активность сильных учащихся, можно увеличивать объём их работы. Такой путь наименее рационален, так как он не содействует развитию познавательных способностей, а выполняет только одну функцию – обеспечивает занятость детей на уроке.

       Во-вторых, можно увеличивать объём работы учащихся не за счёт количества записанных слов, а за счёт дополнительных заданий, имеющих самый разнообразный характер: подобрать к слову синонимы или антонимы, найти слова с чередованием звуков, с несоответствием между буквами и звуками, составить графические схемы слов и предложений. Такой подход более эффективен, так как он не только обеспечивает занятость детей, но и содействует формированию более прочных навыков, систематическому повторению пройденного. Особую группу дополнительных заданий представляют упражнения с комплексным анализом текста, в основе которых лежат логические связи между изученными явлениями, способствующие формированию у детей системных знаний.

        В-третьих, можно включить в урок задания повышенной сложности, для выполнения которых нужен более высокий интеллектуальный уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому мы и сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы помогут его реализовать?

  1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала (например, в упражнении пятиклассникам предлагается изменить лицо глагола  в данных пословицах. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они подобрали самостоятельно.
  2. Детям предлагается вставить в данных словах пропущенные орфограммы. Сильные учащиеся должны самостоятельно подобрать слова с аналогичными видами орфограмм и обозначить их.
  3. Задания исследовательского характера. Например, подбор доказательств к данному умозаключению. Докажите справедливость следующих слов: «Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей».
  4. Формулировка собственных умозаключений как результата исследования: «Сравнительные обороты в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», «Модальные частицы в баснях Крылова («Ворона и Лисица», «Осёл и соловей», «Лжец»).
  5. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний. Например, работая над прилагательными, учитель преднамеренно сталкивает детей с причастиями: в предложении для разбора слова ТАИНСТВЕННЫЙ и МЕРЦАЮЩИЕ учащиеся классифицируют как прилагательные. Учитель исправляет ошибку,  предлагает раскрыть «тайну» второго слова, указав источники, куда можно обратиться за справкой.
  6. Задания, ориентирующие учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и проверки заданий. Так, выполняя упражнение на поиск правильного написания гласной о-ё в суффиксах имён прилагательных, учащиеся предлагают более рациональное выполнение задания: запись данных слов не в строчку, а в два столбика (сначала слова с гласной О в суффиксе, затем слова с гласной Ё).

Домашние задания тоже предлагаем дифференцированные. Три варианта рассчитаны на учеников 1) увлечённых, легко усваивающих материал, 2) испытывающих определённые затруднения, 3) имеющих существенные пробелы в знаниях.

Примеры дифференцированных домашних заданий в 5-ом классе по теме «Имя существительное».

Имя существительное как часть речи.

  1. Запишите существительные, обозначающие возраст, профессию, качество, чувство, событие, насекомое, кустарник.
  2. Составьте 4-5 предложений по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье», употребив существительные, которые обозначают признак и действие как предмет.
  3. Упражнение из учебника по образцу (от выделенных слов образовать существительные).

Род имён существительных.

  1. Составьте словосочетания по схеме прил.+ сущ. со словами ТЮЛЬ, МОЗОЛЬ, ШАМПУНЬ, ФЛАНЕЛЬ, ВЕСТИБЮЛЬ. Пользуйтесь орфографическим словарём.
  2. Составьте предложения. Мышь (пробежать, маленький). Рельс (лопнуть, стальной). Впечатление (остаться, незабываемый). Сомнение (появиться, сильный).
  3. Упражнение из учебника по образцу: серая мышь (ж.р.). Мышь пищала (ж.р.)

Имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

  1. Внимательно рассмотрите карту Кольского полуострова и найдите имена собственные, употребляющиеся только во множественном числе.
  2. Составьте задание «Найди лишнее» по теме урока.
  3. Найди лишнее: 1) ворота, 2) двери, 3) сани, 4) салазки.

Три склонения имён существительных.

  1. Напишите коротенькую записку с просьбой товарищу зайти за вами, чтобы вместе пойти на каток. Используйте существительные всех трёх склонений. Склонение обозначьте.
  2. Вместо цифр запишите существительные нужных склонений. 331 211 123. Используйте словарные слова.
  3. Проверьте, правильно ли записаны слова по столбикам:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

зима

поход

корабль

газета

дождь

смерть

даль

вещь

жизнь

конь

осень

январь

Падеж имён существительных.

  1. Подготовьте сообщение о происхождении названий падежей (См. Панов Б.Т. «Внеклассная работа по русскому языку»)
  2. Вспомните 3 пословицы о книгах, запишите их, определите падеж существительных.
  3. Просклоняйте существительное КНИГА, пользуясь памяткой на с.36.

        Предлагая задания различной трудности, учитель даёт всем учащимся возможность справиться с ними, поверить в свои силы, почувствовать радость успеха.

        Дифференцированный подход можно осуществлять и на уроках развития речи (например, при подготовке к изложению). Учащимся, имеющим слабую подготовку по предмету и низкий уровень развития зрительной памяти, предлагается дома заранее познакомиться с текстом изложения по учебнику. На уроке, когда класс уже приступил к самостоятельной работе, слабые ученики собираются в одну группу и негромко отвечают на вопросы учителя по тексту для изложения, объясняют правописание отдельных орфограмм. При работе над сочинением таким учащимся предлагаются карточки с опорными словами, возможным началом или заключительной частью сочинения.

        Дифференцированный подход позволяет каждому ученику в классе работать в оптимальном темпе, вселяет уверенность в собственные силы, повышает интерес к учебной деятельности. Но всё это требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки и предупреждения перегрузок школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

Урок по теме:"Сложное предложение. Виды связи между частями СП". Разработан на основе УДО. Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать ...

«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Переход  детей из начальной школы в среднюю  часто сопряжён с падением успеваемости. Традиционно мы связываем это с трудностями социальной адаптации при переходе на предметное обучение, с по...

Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе

В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  ...

Доклад "Дифференцированный подход на уроках русского языка в основной школе"

Обобщение педагогического опыта по применямой технологии дифференцированного подхода...

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать  индивидуальные особенности и...