Урок -путешествие в страну "Языкознание"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Игра можен быть использована на уроке и во внеклассной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_puteshestvie_v_stranu_yazykoznaniya_1.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИГРА

5 КЛАСС

МОУ «Есеновичская СОШ»

МЕШКОВА М.А.

Урок повторения и обобщения

Цель урока:  повторить в форме занимательной игры разделы языкознания и основные  знания, полученные учащимися в 5 классе.

Задачи урока:

  1. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
  2. Способствовать развитию любознательности и любви к родному языку;
  3. Формировать умение работать в группах.

Оборудование:

  1. Карта;
  2. Карточки с заданием («посадочные билеты» с изображениями самолёта, автобуса, велосипеда и поезда);
  3. «Ромашка для гадания»;
  4. Костюмы для действующих лиц (астролога-предсказателя, экскурсоводов по штатам, пиратов, командиров экипажей, диспетчера и Знайки).

 Учитель:  Сегодня мы отправляемся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и  некоторые опасности.

Кто хочет отправиться в Соединённые Штаты Языкознания?

Это государство расположено между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений.

Материк напоминает своими очертаниями две буквы: Р и Я. Догадались?

Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия, и никто не отставал.

Командиры, готовы?  Можно в путь!

(Входит астролог)

Астролог:  Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности?  Может, не стоит рисковать?  Может, лучше остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звёздам каким будет ваше путешествие.

Козерогов ждут опасности в штате Пунктуация.

Водолеи будут подвержены нападениям пиратов в районе Больших Синтаксических гор.

Рыбам надо опасаться перелёта через океан Знаний, так как их могут подвести неверные знания.

Овны в штате Словообразование должны оказать уважение всем частям речи.

Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией.

Близнецы в плавании по реке Чернильной истратят весь свой запас орфографических правил.

Раки и Львы столкнутся с коварством подлежащего и сказуемого.

Девы, находясь возле озера Знатоков Препинания, должны тщательно проверять сложные предложения.

Весам и Скорпионам советую изо всех сил заниматься морфологическим разбором.

Стрельцам нужно беречь силы для прохождения штата Орфография, где бушует орфографический вирус.

В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть  внимательными и трудолюбивыми.

Учитель:  Значит, опасности будут, но мы их преодолеем! Ой, смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же ромашка! Наверное, она хочет, что бы мы погадали на ней: доедем – не доедем, дойдём – не дойдём.

(Знайка отрывает лепестки ромашки, на которых написаны вопросы и отвечает, дети подсчитывают количество «знает» и «не знает»)

ВОПРОСЫ:

  1. Какие твёрдые согласные не имеют мягкой пары?
  2. Чего боятся безударные гласные?
  3. Где живут буквы?
  4. Какой звук можно обозначить разными буквами?
  5. Какие роли играет мягкий знак?
  6. Какие слова никогда друг с другом не соглашаются?
  7. Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?
  8. Какая орфограмма объединяет слова шорох, жёлтый и щётка?
  9. Какой знак препинания самый старый?

Учитель:  Ребята, мы полетим на самолёте.  Нам нужны  билеты. Чтобы их получить, тоже нужно ответить на вопросы.

(Диспетчер раздает командирам вопросы, команды обсуждают их и, ответив, получают билеты).

ВОПРОСЫ:

  1.  Когда буквы Е, Ё, Ю,Я обозначают два звука?
  2. Какие гласные звуки вы знаете?
  3. На какие группы делятся согласные звуки?
  4. Расскажите правило написания Ъ и Ь.
  5. Как знание фонетики помогает правильно писать приставки?

Учитель:  Итак, перелёт совершён, нас встречает очаровательный экскурсовод штата ФОНЕТИКА.

Экскурсовод:  Самолёт произвёл посадку в городе Звукинске – столице штата Фонетика. В штате живут звуки речи: гласные и согласные. Самые красивые места в штате – Большие Йотированные озёра.  Форма их соответствует буквам Е,Ё,Ю,Я, которые могут прятать звук [й] в начале слова, после гласных и после знаков разделительных.

Малые шипящие озёра тоже очень красивы, но их окружают труднопроходимые леса. Можно подойти к ним только в том случае, если вы полностью выбросите из своей речи слова с буквами Ы,Ю,Я, которые так не любят шипящие Ж-Ш, Ч-Щ.

Жители штата, Звуки, любят водить за нос простодушных туристов, специально звучат так, что их трудно узнать. Но гласные при этом боятся ударения, а согласные боятся гласных, а поэтому справиться с ними можно:  ОСЕНЬ – ОСЕННИЙ,  МОРОЗ – МОРОЗЫ.

Отправляясь в путешествие по нашей прекрасной стране, не забудьте об уважении к звукам! Добро пожаловать в Соединенные Штаты Языкознания!

Учитель:  Ребята, теперь нам нужно сесть в автобус. Опять билет – за ответ.

(Диспетчер раздаёт вопросы, а затем раздаёт билеты).

ВОПРОСЫ:

  1. О каких словах говорят «имеет окончание», а о каких – «Оканчиваются на …»?
  2. Для чего служит окончание?
  3. Как отделить окончание от основы слова?
  4. Почему корень является главной значимой частью слова?
  5. Что общего и в чём различие между приставкой и суффиксом?

Учитель:   Все сели?  В  путь!  А сопровождает нас замечательный экскурсовод штата СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Экскурсовод:  Автобус следует в столицу штата Словообразование – город Частисловск.  По  пути  следования автобуса вы видите в окна жителей штата , это Части Слова. Они живут в разных районах: Приставок, Корней, Суффиксов, Окончаний, Основ.  Ежемесячно в столице штата происходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слова не закралась ошибка.  Законы в штате очень строгие: ошибка в корне наказывается штрафом, в приставке и суффиксе – арестом, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого Окончания, где нет ни дичи, ни рыбы,  ни ягод, ни грибов.  Поэтому надо напомнить некоторые правила туристам…   Не надо?  Вы их знаете?  А ну-ка, например, как пишутся буквы Е и И в корнях с чередованием?

(Ребята отвечают).

Между тем автобус останавливается в Частисловске. Всего вам доброго!

Учитель:   Ребята, дальше надо ехать на велосипедах.  Чтобы получить велосипед, каждый член команды и капитаны должны позаботиться, чтобы любой, на кого укажет диспетчер, сумел ответить на вопрос.

ВОПРОСЫ:

  1.  Что такое лексическое значение слова?
  2. Назовите противоположные понятия:  однозначные слова - …, прямое значение слова - …?
  3. Подберите синонимы к словам Родина, восхищаться, исчезать.
  4. Что такое омонимы?
  5. Являются ли антонимами слова:  утро – вечерний, белый – чернота, стареть – молодой, рано – поздно?

Учитель:  Путь в штат ЛЕКСИКА  открыт!  Слово экскурсоводу.

Экскурсовод:  Путешествие по штату Лексика обогатит ваш лексикон, т. е. словарный запас. Самые уважаемые предметы в штате – толковые словари. Жители штата никогда не расстаются с ними, поэтому удивляют приезжих своими глубокими познаниями. Самые большие знатоки штата собираются возле трёх гор: Антонимов, Синонимов и  Омонимов, чтобы выбрать мудрейших.  Рядом со штатом Лексика – штат ФРАЗЕОЛОГИЯ.

Учитель:   Ребята, на дороге завал!  В столицу, Лексиконск, можно попасть только в том случае, если мы разберем завал из слов, т. е. разделим их на группы.

На доске записаны слова:

Ключ

Лук

Бор

Злой

Добрый

Грубость

Очаровательный

Нежность

Восхитительный

Забавный

Смешной

Учащиеся «разбирают» завал:

Омонимы: ключ, лук, бор;

Синонимы:  восхитительный – очаровательный, забавный – смешной;

Антонимы:  злой – добрый, грубость – нежность.

Учитель:   Вот и Лексиконск! Прощайте, велосипеды! Дальше начинаются районы, где почти нет дорог, высокие горы преграждают путь, ехать можно только на чудо-лошадках с пятью крылышками (пять крылышек – это подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство).

Однако сначала надо ответить на вопросы.  Отвечает любой человек из команды, на которого покажет диспетчер.

(Диспетчер раздаёт вопросы, капитаны готовят команду).

ВОПРОСЫ:

  1. Из каких частей состоит словосочетание?  Привести пример.
  2. Из каких членов предложения  состоят простые предложения? Привести примеры.
  3. Какие члены предложения  называются однородными. Привести примеры.
  4. Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Приведите примеры.
  5. Чем различаются простые и сложные предложения? Приведите примеры.

Учитель:  Итак, удобнее устраивайтесь на лошадках и послушайте по дороге, что вам поведает всезнающий экскурсовод штата СИНТАКСИС.

Экскурсовод:  Штат Синтаксис – один из самых труднодоступных районов страны.  В штате два города спорят между собой за право называться столицей:  Подлежащее  и  Сказуемое.  Оба города находятся в Больших Синтаксических горах, из которых по перевалу Вопросительных Членов Предложения  можно проникнуть к озеру Знаков Препинания.  Но путь возле озера опасен. Пираты захватили власть в штате ПУНКТУАЦИЯ и берут в плен тех, кто проникнет в этот район.

Ой, начинается сильный ветер из залива Восклицательного Знака!  Это  очень опасно!  Если не остановить ветер, он может унести нас прямо в руки пиратов!  Скорее придумывайте предложения с восклицательным знаком!  Это единственный способ остановить ветер!

(Ребята придумывают предложения с восклицательным знаком, а в это время дверь класса неожиданно открывается, и в класс вбегают пираты с криками «Ага, попались!»).

Он в плену теперь у нас –

Этот класс!  Целый  класс!

Мы пираты-грамотеи,

Правильно писать умеем!

Наш послушайте приказ:

Если правильно сейчас

Спишите с доски слова

Да порядок наведёте

В знаках препинания,

Вас отпустим мы тогда –

Получайте знания!

(Учащиеся переписывают предложения и расставляют знаки препинания. Пираты «разбойничают» - проверяют тетради и толкают тех, у кого находят ошибки).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ  НА  ДОСКЕ:

  1. Осень раздевает лес  студит  воду.
  2. Наступили холода всё чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком.
  3. Ветер срывает одинокие листочки с деревьев свистит и гудит по ночам в трубах.
  4. Если за день ничему не научился зря прожил день говорит народная пословица.
  5. Ребята овладевайте русским языком

(Пираты уходят).

Учитель:  Теперь мы можем продолжать путь.  Нужны билеты на поезд, чтобы попасть в штат МОРФОЛОГИЯ.

(Диспетчер раздаёт вопросы, капитаны обменивают их на билеты)

ВОПРОСЫ:

  1. Назовите самостоятельные части речи.
  2. Назовите служебные части речи.
  3. Назовите постоянные грамматические признаки имён существительных.
  4. Назовите непостоянные грамматические признаки имён прилагательных.
  5. Как различаются глаголы I и II спряжения?

Учитель:  Слово умнейшему экскурсоводу штата Морфология.

Экскурсовод:  Штат Морфология пользуется особой славой.  Только на территории этого штата стараниями его деятельного губернатора Глагола построена железная дорога.  Поезд быстро доставит  вас в столицу Морфобург.  Здесь гостеприимные жители.  Они сразу же покажут вам главную достопримечательность города: музей Частей Речи.

(Экскурсовод показывает изображение музея).

Добро пожаловать в Морфобург! А через весь город протекает река Чернильная. Здесь можно пересесть на лодки, и если хорошо налечь на вёсла, то через некоторое время вы попадёте в столицу штата ОРФОГРАФИЯ – город Грамотград.

Учитель:   Плавание на лодках увлекательно,  но на пути встречаются препятствия: пороги, водопады.  Чтобы их преодолеть, надо применить свои знания по орфографии.

По мере прохождения порогов учащиеся записывают под диктовку в тетрадях и на доске следующие предложения:

  1. Е
  2. О
  3. В
  4. Д
  5. У лентяя Федорки всегда отговорки.

Учитель:   И вот мы  в  Грамотграде.  Наше путешествие  подошло к концу, надо возвращаться домой.  Но эта замечательная страна ещё не раз позовет нас пройти по своим дорогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...