Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. «Где же наша человеческая благодарность, милосердие?»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Хлюстова Марина Равильевна

Урок развития речи.Воспитание бережному отношению к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_7_klasse._stilt_rechi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе.

«Где же наша человеческая благодарность, милосердие?»

Цель. Продолжить обучению выражать правильно свои мысли. Учить видеть проблему, поставленную автором, видеть позицию автора в тексте.

Уметь видеть актуальность проблемы на современном этапе. Обучение выражению мысли на письме.

  Воспитывать бережному отношению к животным, учить быть отзывчивыми, добрыми.

Оборудование. Тексты на каждого учащегося, магнитофон, фонограммы,

                                фотоальбом с изображением животных.

Ход урока.

Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о добрососедстве с братьями нашими меньшими. Подобные занятия для вас уже не новы, но сегодня я предлагаю обратиться к нашим сердцам, заглянуть в сердце и отыскать уголок добра, мира и понимания к собакам. Вы уже знаете, что порой отношение к животным ярче, чем когда-либо характеризует человеческую сущность. Одним из домашних заданий было составить рассказ на минутку на определенную тему.

  1. Рассказ на минутку. « В животном мире»

Примерный рассказ: Сегодня утром встала от птичьего гомона за окном. Очень заинтересовалась, что могло так встревожить птиц. Подошла к окну и увидела, как небольшая стайка птиц прогоняет кошку. Меня поразило единство в действиях птиц: они, не боясь, летали низко, старались клюнуть кошку и долго ее сопровождали. Долго стоять у окна у меня не было времени – надо было идти в школу.  С сожалением я отправилась собираться на занятия. И вот до сих пор меня мучит вопрос: за что так была наказана кошка, что она натворила?

(  слушаем 2-3 рассказа)

  1. Вашему вниманию предлагаю выставку фотографий с изображением собак. Какими они здесь запечатлены? (ответы учащихся)

Наверное, они и должны быть счастливыми  у хороших хозяев. Но, к сожалению, не все так гладко в отношении природы и человека. Поэтому послушайте стихотворение «Человек» С. Острового.

                           Человек – он ведь тоже природа.

                           Он ведь тоже закат. И восход,

                           И четыре в нем времени года,

                           И особый в нем музыки ход.

                           И особое таинство цвета,

                           То с жестоким, то с добрым огнем,

                           Человек – он зима. Или лето.

                          Или осень. С грозой и дождем.

                          Все вместил в себя. Версты и время.

                          И от атомных бурь он ослеп.

                          Человек – он и почва и семя.

                          И сорняк среди поля. И хлеб.

                          И какая в нем брезжит погода?

                          Сколько в нем одиночества?

                                                                Встреч?

                           Человек – он ведь тоже природа…

                           Так давайте природу беречь.    

Мне кажется, что стихотворение не требует комментариев, оно призывает задуматься…

Как вы, наверное, догадались: сегодня предметом нашего внимания будут собаки.

У вас на столах я вижу игрушечных собачек, статуэтки, фотографии ваших любимцев.

Расскажите коротко о том, что вы принесли. ( рассказ 3-5 фразами)

3. Работа с текстами.

Задание. Прочитайте внимательно тексты, все ли слова вам понятны?

Текст 1

Собака – млекопитающее семейства волчьих. Происходит от волка. Начало одомашнивания собаки относится к мезолиту. Известно свыше 400 пород собак.

Мезолит – это переходный период от древнего каменного века(палеолита) к новому каменному веку (неолиту).

Текст 2

Жил-был пес. Черный бархатный нос.

Уши – лопушком. Белое брюшко.

Шея – дугой. Хвост – трубой.

Не старик, а бродит. Рыжая бородка.

Бахромой усы висят. Важная походка.

Звали его…

Текст 3

Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомство, а значит – дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?

  1. Что объединяет эти тексты? ( тексты про собаку)
  2. Определите стиль каждого текста.( первый текст описывает собаку с научной точки зрения, второй – создает образ пса, следовательно, это художественный стиль, третий текст поднимает общественную проблему, воздействует на читателя, значит, это публицистический стиль)
  3. Назовите особенности каждого стиля.
  4. Какой тип речи представляет собой начало художественного текста? (описание)
  5. Какие микротемы вы предложите для продолжения научного стиля?

         (Место обитания, пищевые пристрастия, особенности разведения и содержания, дрессировка)

  1. Что ба вы предложили для продолжения публицистической статьи?

Ответить на вопросы:

  1. Определите тип публицистического текста. (рассуждение)
  2. Какую проблему поднимает автор в своем тексте?  (отношение к животным)
  3. Какова позиция автора?  (Е. Лайкова бьет тревогу о человеческой душе.  Призывает читателя бережно относиться к животным, заглянуть в свое сердце и найти в нем хоть капельку того, что мы называем милосердие).
  4. Какую роль играют вопросительные предложения?

     ( Именно через них автор пытается эмоционально воздействовать на читателя. Она негодует по поводу утраты человеческой души, призывает к элементарной благодарности к животным)

  1. Разделяете ли вы точку зрения автора? ( ученики высказывают свою точку зрения)
  2. Встречались ли вы с ситуацией, описанной в тексте? (ребята делятся своим жизненным опытом)
  3. В каких произведениях других авторов вы читали, что собака пришла на помощь человеку или об отношении человека к собаке?  (  М. Пришвин «Кладовая солнца», А.Барто «Дозор», Андреев «Кусака» и т.д.)
  4. Разберите по составу слово «милосердие», дайте толкование этому слову.
  5. Как вы понимаете выражение «дефицит милосердия»?

Предлагаю сделать наброски сочинений по нашей сегодняшней теме. Стиль выберите сами, но соблюдайте его на протяжении всего сочинения. В тексте используйте причастия и деепричастия. (3-5 мин)

Ребята зачитывают работы ( 2-3), обсуждаем обороты речи, сохранение стиля, идею текста.

В заключение урока мне хотелось бы, чтобы вы, ребята, написали на тех лучиках, которые лежат у вас на столе, важные человеческие качества (милосердие, добросердечие, взаимопонимание, доброта и т.д.) и прикрепили к доске. (В результате получается солнышко доброты). 

(пока ребята заполняют лучики, читаю «Шарик» И.Солженицына из «Крохоток». )

Шарик.

Во дворе у нас один мальчик держит песика Шарика на цепи, - кутенком его посадил, с детства.

  Понес я ему однажды куриные кости, еще теплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу.

   Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал – и прочь опять, брюхом по снегу!

   Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!...

    Спасибо вам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе в рамках темы «Самопознание»: «Человеческая личность» (создание лингвокультурологического портрета слова «личность»)

Данный урок позволяет  рассказать о концепте «личность» на разных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, лингвокультурологическом; составить лингвокультурологическое гнездо кон...