Основные этапы работы над сочинением
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме

Позняк Светлана Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_ramkah_konkursa_uchitel_goda.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в рамках конкурса «Учитель года»

Тема урока: Основные этапы работы над выпускным сочинением.

2004-2005 учебный год

Вступительное слово учителя: Здравствуйте. Мы начинаем наш урок, который является одним из этапов нашей большой работы по подготовке к написанию экзаменационного сочинения. В течение учебного года мы с вами уже знакомились  с основными этапами и принципами работы над сочинением. Давайте вспомним основные моменты:

  1. выбираем тему
  2. подбираем материал (критическая литература, исследовательская литература, необходимые для нас цитаты из самого художественного произведения).
  3. при подборе цитат необходимо помнить об основных способах включения цитат в текст своего сочинения
  4. составляем план
  5. пишем черновик (при этом не забываем о 3-хчастной структуре сочинения: введение, основная часть, заключение)

После того, как черновик готов, мы еще раз перечитываем свою работу и стараемся сами оценить по следующим критериям:

  1. Уровень владения фактическим материалом (знание текста художественного произведения, знание критики и т.д.).
  2. Уровень сформированности литературоведческих навыков (владение навыками анализа текста художественного произведения, владение литературоведческой терминологией, системность оценок и суждений).
  3. Уровень сформированности личностной позиции
  4. Практическая грамотность (грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки)
  5. Уровень сформированности речевой компетенции (композиция, последовательность, логичность работы, соблюдение норм литературного языка и речевые недочеты)

      Сегодня на уроке мы и остановим свое внимание не речевых недочетах – самых «коварных « недостатках сочинения.

      Работа над языком – это мастерство, но порой бывает трудно править собственное «произведение», так как кажется, что ту или иную мысль можно выразить только так, а не иначе. Поэтому, чтобы научиться бороться с этим «врагом» письменных работ, надо знать его в лицо.

      Итак, давайте посмотрим, какие же речевые недочеты встречаются в наших работах.

* разбираем материал по опорам (работа учителя и учащихся)

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо больше читать.

В сочинении надо употреблять только те слова, значение которых понятно и известно. А можно прибегнуть и к более суровым мерам, которые рекомендовал в таких случаях Л.Н.Толстой: «Если бы я был царь, то я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог».

2. Смешение лексики разных исторических эпох. На богатырях были одеты кольчуга, брюки и варежки.

3. Нарушение лексической сочетаемости слов. коричневые. У девочки были  коричневые глаза.

Несоблюдение правил лексической сочетаемости слов может привести к комическому эффекту, хотя бы к такому, как в строчках Е. Свистунова:

О вкусах не спорят:

Одни уважают урюк в рассоле,

Другие любят с горчицей варенье.

Но все это не имеет роли

И, кроме того, не играет значения.

4. Употребление лишнего слова ( плеоназм ) от греч. слова – излишество.

Прилетели пернатые птицы.

5.Употребление рядом ( или близко ) однокоренных слов ( тавтология ) от греч.- то же самое. В рассказе «Му-Му» рассказывается…

Такие ошибки объясняются тем, что часто ученики не умеют подбирать синонимы. К. Чуковский назвал эту проблему «словесным худосочием». Эту ошибку он часто наблюдал у переводчиков: «Запас синонимов у них скуден до крайности. Лошадь у них всегда лошадь. Почему не конь, не жеребец, не рысак, не вороной, не скакун…человек худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не щуплый, не тощий…Многие переводчики думают, что девушки только красивые. А между тем они бывают миловидные, хорошенькие, смазливые, пригожие, недурные собой – и мало ли еще какие!»

6. Употребление слов иной стилевой окраски и неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства или просторечных, диалектных слов.

У Олега Кошевого были дружки – Иван Земнухов и Сергей Тюленин.

На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки.

7. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Брат сидел и раскрашивает картинки.

8. Неудачное употребление личных и указательных местоимений.

Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

9. Бедность и однообразие синтаксических конструкций и неудачный порядок слов.

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.

А сейчас мы с вами поиграем в игру под кодовым названием «Найти и обезвредить».

Материал для игры.

Употребление слова в несвойственном ему значении.

  1. Наконец в работе наступил аншлаг (антракт, перерыв)
  2. В романе у Базарова нет сообщников (единомышленников)
  3. Служба, жена, светские гостиницы – все надоело князю Андрею.

Смешение лексики разных исторических эпох.

  1. Андрей Болконский не любил светской жизни, поэтому добровольно ушел на фронт.

Нарушение лексической сочетаемости.

  1. До психического положения Катерину доводит вся обстановка дома Кабановых.
  2. Появление Наташи в зале сыграло большой эффект.

Употребление лишнего слова (плеоназм)

  1. Наш герой негодовал от возмущения (возмущался, высказывал свое недовольство)
  2. Он был мужественным и смелым человеком.

Тавтология

  1. В этом рассказе использована композиция, которая называется «рассказ в рассказе». Сначала мы слышим рассказ самого повествователя. Это рассказ о вопросах, мучивших его.

Употребление слов иной стилевой окраски и неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства или просторечных, диалектных слов.

  1. Раскольников думал, что он сделал всех.
  2. Порядки дружной семейки Ростовых совсем не похожи на порядки, царившие в семье Болконских.

Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

  1. Война была выиграна тем самым безграмотным и «темны» русским народом, который всю жизнь пахал землю и во всем повинуется своему барину.

Неудачный порядок слов.

  1. Каждый стремился использовать другого в достижении своих целей  как средство.

Заключение.

     Подводя итоги нашего урока, Я хочу зачитать вам слова А.П.Чехова: «Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек. Надо рассказ писать 5-6 дней и думать о нем все время… Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два…»Вот какова цена «краткости- сестры таланта».

Домашнее задание: поработать с текстом своего сочинения, исправить все речевые недочеты, на которые я вам указала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы над сочинением (к ЕГЭ)

.Данная презентация поможет старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ, при написании сочинения. В ней дается не только план сочинения, но и план работы над текстом, чтобы правильно суметь выделить проблем...

Этапы работы над сочинением

Материал полезен для подготовки к ЕГЭ (С1)....

Этапы работы над сочинением

Этапы работы над сочинением...

Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ в части С по русскому языку

Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на  экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и коммен...

Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).

Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности,...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2013г.

В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии...

Основные этапы написания итогового сочинения по литературе

Презентация, содержащая основные этапы и опорные моменты в подготовке к итоговому сочинению...