Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Юдина Татьяна Николаевна

Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl._zapyataya_pered_i1.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 10 классе  

 «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И»

(Подготовка к ЕГЭ)

Цели урока:

  1.  повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика», «Орфография»;
  2. закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях;
  3. закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения;
  4. отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;
  5. подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ;
  1. активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста.

Оборудование:

  1. компьютер
  2. проектный экран
  3. учебные таблицы
  4. портрет С. Есенина
  5. раздаточный материал

Тип урока - комбинированный.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент, включающий:

Цели урока:

  1.  повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика», «Орфография»
  2. закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях
  3. закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения
  4. отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте
  5. подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ

Задача урока:

  1. активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста

Оборудование:

  1. компьютер
  2. проектный экран
  3. учебные таблицы
  4. портрет С. Есенина
  5. раздаточный материал


Тип урока - комбинированный.

Цель данного этапа:

- знакомство учащихся с целями урока,

- повторение правописания словарных слов,

- способов их образования,

- лексическая и фонетическая работа.


Развитие познавательного интереса.

Учащиеся повторяют такие разделы русского языка, как «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», определяют лексическое значение словарных слов, сравнивают фонетическое звучание слова и его правописание, делают вывод о теме урока, ставят перед собой цели на урок.

I.    Озвучивание целей урока.

- Ребята, тема нашего урока «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И». Как вы думаете, какие разделы русского языка мы с вами сегодня повторим?

- Какие умения и навыки вы будете отрабатывать на уроке?

- После того, как вы отработаете умения и навыки постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях, мы начнем готовиться к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ.


  1. Словарная работа  (мультимедийное использование)

 

А)  Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах:

Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.  

             

  Б)   Определить способ образования следующих слов:

               Беспристрастный ( пристрастный;  приставочный)

               Во-вторых (второй; приставочно-суффиксальный)

               Поневоле ( неволя;  приставочно-суффиксальный)

             

В)  Работа с лексическим значением слова:

 Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

 Укрепление, сплачивание чего-нибудь                        (КОНСОЛИДАЦИЯ)

Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями                                                                                                 (АЛЬТЕРНАТИВА)

Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле (ПАЦИФИСТ)

Г)   Фонетическая работа. Во всех ли словах произносится звук [а]?

               Врасплох  -  [в р /\  с п л о х]

               Толерантность - [т ъ л’ и р а н т н /\ с· т’]  

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:


Цель: повторить служебные части речи, виды союзов, разряды сочинительных союзов, их основные функции; развивать умения различать простые и сложные предложения, расставлять знаки препинания перед союзом И, развивать логическое мышление.


  1. Вопросы классу

А)  На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

Б)   Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

В)  Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)

Г)   Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

3

Изучение нового учебного материала.

Анализ языкового материала в презентации, последующий вывод о том, когда ставятся знаки препинания перед союзом И.


Цель: проанализировать языковой материал и сделать вывод о расстановке знаков препинания по изучаемой теме.

Цель: обучение выразительному чтению, методам исследовательской работы.


Метод наглядный, частично-поисковый

Прием  эвристической беседы



IV.  Новый материал.

- Ребята, рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия запятой перед этим союзом.

                         Презентация

Запятая перед союзом И ставится

         А)      В простом предложении:

        - между однородными членами перед повторяющимся союзом

  1. Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой.                                                                                              (С.Есенин)

Б)      В сложном предложении:

      - между частями сложносочиненного предложения

  1. Вот уж осень улетела, и примчалася зима.  (С. Есенин)
  1. Соловей не поёт, и дергач не кричит.   (С. Есенин)

                                         

     - между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

  1. Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.


                Запятая перед союзом И не ставится

           А)     В простом предложении:

                - между однородными членами с одиночным союзом.

  1. Люблю я ропот буйных вод

           И на волне звезды сиянье.

  1. Запрокинулась и отяжелела

            Золотая моя голова.                         (С. Есенин)          


         Б)       В сложном предложении:  

 - между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член  предложении

  1. Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

                                                            (С. Есенин)

- между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И

             Но если б дома был ты изначала,

      То у меня была б теперь сноха

      И на ноге внучонка я качала.     (С. Есенин)

        В)   Если союз И соединяет два назывных предложения

  1. Мелколесье. Степь и дали.        (С. Есенин)  

4

Закрепление учебного материала, предполагающее:


Проверка усвоения теоретического материала (работа у доски).

Работа с текстом, определяющая  практический уровень овладения  пройденным материалом (работа с текстом)























































Подготовка к ЕГЭ.

Цель: отработка навыка выполнения типовых заданий В8, А20,А5.

  1. Упражнение для закрепления        

(У доски работают 3 ученика)

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

1   Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.

                        [—  =], и [= — ].   ССП

2   Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня

     И над пашнею счастливо созревают зеленя.

                        [= — и —], и [ = — ].    ССП

3   Шелестят зелёные серёжки

     И горят серебряные росы.

                        [ = — ], и [= — ].   ССП

4   Брожу по улицам и лужам

     Осенний день пуглив и дик.

                        [ = -·- и -·-],  [ —  = и = ].   СБП

5   Ручей волной гремучею все ветки обдает

     И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

                        [ —  = и = ].  Простое с однородными сказуемыми.

6.  Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

     Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.

                                                    (С. Есенин)

                        [  —  = и,  - · - , =  -·- и -·-   -- и -- ].  

Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

!!!  Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

Слово учителя

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений Сергея Александровича Есенина. И это не случайно: следующий этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта.

Итак, выразительно прочитаем фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.

  VI.   Работа с текстом.

            (1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

            (3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

            (6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

            (12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

            (13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.

            (16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина.                                                 (А. Марченко)

VII. Вопросы к предлагаемому тексту.

7.1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

     А) Природа в поэзии Есенина

     Б) Певец Весны

     В) Мир есенинских красок

     Г) Последний поэт деревни               Ответ:  В

7.2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

       А) Чем покорил своих читателей  Есенин?

        Б) Каковы характерные черты есенинского стиля?

        В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

        Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?  Ответ:  Г

7.3. В каком предложении используется сравнение?

   А) 2            Б) 4             В) 9           Г) 12

Ответ:  Г

7.4.  В предложении №14 автор использует метафорическое выражение «эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает смысл этого выражения?

А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о

 природе.

Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать насущные социальные проблемы.     Ответ:   А

 7.5.  В каком предложении используется составной (сложный) эпитет?

         А)  4      Б)  5      В)  15      Г)  16               Ответ:  В

  1. Определите, какое выразительное средство синтаксиса используется автором текста в предложении № 15? В каких стилях речи используется данный прием?          Ответ:   асиндетон (худ.,публиц., разговорн.)


7.7. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом.  

         Укажите его номер.          Ответ:  № 13

7.8. Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5.

                    Ответ: связывает однородные члены предложения

7.9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

         Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не   замечал.

Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

                                                                             Ответ:  А

5

Задание на дом, включающее:

Цель: развитие письменной речи при подготовке к написанию сочинения-рассуждения (частьС ЕГЭ), отработка навыков грамотного письма и расстановки знаков препинания.

 

 VIII.     Домашняя работа.

  1.  Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
  3. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
  4. Объем сочинения – не менее 150 слов.

       

( Резервное время)  Тестовое задание.

  1. В каком случае союз И соединяет части ССП?

      А)  Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

      Б)  Мела пурга-метелица и леденила кровь.

      В)  Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

      Г)  Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

  1. В каком случае перед союзом И нужна запятая?  

      А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.

      Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

      В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

      Г) Тишина и безлюдье.

  1. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

      А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

      Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

      В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

      Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

  1. В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?

      А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.

      Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.

      В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.

      Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.

Ответы на тестовое задание:     1.   В           2.   В              3.  В            4.  Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе "Пунктуация в предложениях с прямой речью".

На данном уроке у учащихся формируются навыки структурирования предложений с прямой речью и постановки знаков препинания в них, обогащается и активизируется словарный запас, развивается познавательная...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Конспект урока в 11 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»

На уроке повторения и обобщения знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»,«Орфография» происходит закрепление и отработка умен...

Проект урока русского языка в 9 классе "Отсутствие запятой перед союзом И в сложном предложении"

Тема: Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении. Цели: Педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся): 1) усвоение всеми учащимися стандартного миним...

Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой

Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации.   Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой...

Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации. Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой

Презентация по теме "Трудные вопросы пунктуации.   Запятая перед союзом И. Подготовка к ЕГЭ " 11 класс, русский язык, учебник под редакцией Гольцовой...

Методическая разработка конспекта урока русского языка в 7 классе "Пунктуация. Пунктуационный разбор"

Цели: а) повторить знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах;             б) закрепить знания, полученные на предыдущем ...