Урок-зачёт по теме "Лексика" в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Для организации зачёта по теме "Лексика" в 5 классе используется нестандартная форма урока-путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachyot_po_leksike-5._urok-puteshestvie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                          Тема: Путешествие по стране Лексика.

Цель: контроль качества усвоения основных понятий по теме, выявление пробелов в знаниях учеников.

Задачи:1. Контроль за усвоением основных  изученных лексических понятий;

           2.Совершенствовать навыки работы с изученным теоретическим материалом, применения полученных знаний на практике (в нестандартной ситуации); развивать творческие способности учащихся;

          3. Прививать интерес к слову посредством использования занимательного материала, разгадывания кроссвордов, головоломок.

Тип урока: урок-зачёт.

Оборудование:

Индивидуальные карточки контроля («Карта-путеводитель»).

Ход урока:

Сегодня мы отправляемся в путешествие по изученной  стране Лексика.

– Что нужно человеку, отправляющемуся в путешествие? (багаж, карта – путеводитель, средство передвижения)

  1. Сейчас вам предстоит  собрать «багаж знаний»: заполнить таблицу  определениями по теме «Лексика».

- Путешествие мы будем совершать на планёре.

2. Определите с помощью толкового словаря учебника, к какой группе: однозначных или многозначных – слов относится слово «планёр». (однозначное – безмоторный летательный аппарат).

-  Перед вами  на партах лежат листочки с заданиями. Это и есть ваша карта-путеводитель. Вам предстоит выполнить несколько контрольных упражнений. Кто успешно завершит путешествие по карте, тот получит зачёт по теме «Лексика». Желаю всем приятного путешествия по стране Лексика.

    3. Выполнение контрольных заданий. Индивидуальное консультирование учащихся, испытывающих трудности при выполнении зачётной работы.

    4. Подведение итогов урока-зачёта (оценивание теоретической подготовки учащихся по теме, выполнение практической части зачёта анализируется на следующем уроке).

Карта-путеводитель по стране Лексика.

  1. Заполните «путевой лист»: заполните кроссворд.

        1        2        

        1        

        2

        3

  По горизонтали:

1.Словарный состав языка.

  1. Антоним слова «мир».
  2. Синоним слова «влажный».                               По вертикали:
  1. Антоним слова «работящий»
  2. Слова одной и той же части речи,

имеющие близкое лексическое значение.

  1. Лексический район.

Выпишите словосочетания, в которых употребляются слова в переносном значении:

Золотое кольцо, золотые колосья, железный гвоздь, железная хватка, ножки стула, ножки ребёнка, мягкий характер, мягкий диван.

  1. Микрорайон «Синонимы».

Перепишите текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами.

 Мы взвалили на себя тяжёлую ношу и отправились в путь. Путешествие предстояло тяжёлое, но мы приняли твёрдое решение: продолжить  движение вперёд. Почва под ногами была твёрдая, ноги гудели от усталости, а мы всё шли к своей цели.

4. Микрорайон «Антонимы».

В стране Лексика в микрорайоне, где живут слова–антонимы, происходит неразбериха. Взбунтовались антонимы, которые не могут жить в мире, согласии с другими словами. Вот их требования:

Бездельникам – почёт и уважение!

Своё мнение высказывать запрещается!

Да здравствуют  зло и несчастье!

         Наведите порядок в стране Лексика: исправьте лозунги, заменяя выделенные слова антонимами.

  1. Микрорайон «Омонимы».

В микрорайоне, где живут омонимы, есть Музей потерянных и найденных  вещей. Человеку какой профессии принадлежат следующие экспонаты музея: кран, ключ, ручка? Составьте словосочетания с данными словами, чтобы было понятно значение этих слов и запишите слово-отгадку.

«Багаж знаний».

Заполните таблицу определениями.

Слово

                      Его лексическое значение

Лексика


Лексикология


Лексическое значение слова

Однозначные слова

Многозначные слова

Синонимы



Антонимы



Омонимы




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. Зачёт по теме "Глагол" в 6 классе

Урок-зачет по теме «Глагол» в 6 классе. Данный урок рассчитан на два часа, разнообразные формы организации работы учащихся (в группах, в парах, индивидуально) позволяют систематизировать и обобщ...

Урок - зачёт в 8 классе по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, и Н.В.Гоголя

Цели урока:  * Выявить знания по содержанию повести «Капитанская дочка», комедии «Ревизор», поэмы «Мцыри»;* показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеоб...

Система организации и проведения уроков-зачётов в старших классах

Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и навыков каждого учениа класса с зачётом по основным темам.Система зачетов позволяет осуществить контроль за освоением теоретич...

Природа России.Урок-зачёт.География 8 класс.

Данный урок был проведён  на Дне открытых дверей в ГБОУ  СОШ № 448 г.Москвы в марте 2012г. и получил самые высокие оценки от родителей,коллег и учеников 8 а класса. Этой разработкой могут во...

Урок - зачёт по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" 9 класс

обобщить  знания  и умения по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»;развития навы­ков использования средств ИКТ для выполнения индивидуаль­ных творческих работ средст­вами MS W...

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...

Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.

Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...