Конспект урока по теме "Обобщение по теме "Лексика" в 6 классе"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Вихлянцева Елена Милентьевна

Материал представляет собой урок-путешествие по стране Лексикология. Название урока звучит так "Как Рыжиков и 6 класс оказались в стране выученных уроков". Две команды "Лексис" и "Логос" побывают на Острове фрезеологизмов, в Городе однозначных и многозначных слов и т.д., выполняя занимательные задания по лексике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika.doc66 КБ
Office presentation icon leksika.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Лексика» в 6 классе:

 «Как Рыжиков и 6 класс оказались  в Стране выученных уроков»

Тип урока: обобщающий урок - путешествие

Форма: нетрадиционная

Класс: 6

Цель урока:

- Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение применять полученные знания на практике, умение пользоваться словарём.

Развивающие:

- развивать творческое мышление, активность учащихся

·  совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

- Воспитательные:

·  привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

· воспитывать бережное отношение к родному языку

- Оборудование:

·  выставка «В мире словарей»

·   проектор, компьютер, экран

·   компьютерная презентация

 

Ход урока:

Вступление

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Слайд №2. Зачитать эпиграф к уроку – слова К. Г. Паустовского.

   « Для всего, что существует в природе,- воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов».

К.Г. Паустовский

Слайд №3. Цели урока:

-Повторить основные понятия темы  «Лексика»;

-обобщить знания учащихся по теме;

-показать богатство и разнообразие русского языка;

 -развивать речь, память, мышление;

-воспитывать любовь к родному языку, желание знать и изучать его.

Слайд №4. 

А вот и Рыжиков. Посмотрим, чем он занят.

 Сценка.

Сидит Рыжиков за книгами, что-то пишет, учит:

- Лексика, фразеология, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы.Ух, устал я от этих измов. Надоело. Не хочу учиться, хочу…

 Появляется Двойка:

-Знаю, знаю, куда ты хочешь. Попасть в Страну невыученных уроков.

Рыжиков (испуганно):

-Нет, нет, что ты! Знаю, что там приключилось. Согласен. Хочу учиться, хочу попасть в Страну выученных уроков!

Двойка исчезает:

-Ах!

Появляется Пятёрка.

- Я готова тебя отправить в эту замечательную страну. Ты готов?

Рыжиков:

- Стоп, стоп, не готов. Одно условие. Туда я отправлюсь только вместе со своим классом.

Слайд №5. На фото 6 класс

Пятёрка:

- Будь по-твоему. Крибле- крабле бумс.

Слайд №6. Страна Выученных уроков.

Часть Первая.

Слайд №7. Появляется учитель в мантии (учитель накидывает мантию): 

- Здравствуйте, ребята. Я Магистр Лексикологии. Давно вас жду. Я готов проверить ваши знания по теме, которую вы недавно изучили. Тема «Лексика». Для начала разобьёмся на две команды:

Слайд №8.

1 команда «Лексис»                                 2 команда «Логос»

Стоят две парты. Класс поделён на две команды. От каждой команды будут выходить учащиеся и давать ответы на вопросы или выполнять задания.

За правильные ответы команды получают  жетоны.

Начнём с разминки.

Слайд №9.

  1. Повторим, что такое:
  2. Лексика
  3. Лексикология
  4. Лексическое значение слова
  5. Лексикон

Слайд №10. Проверка.

  1. Лексика - это словарный состав языка.
  2. Лексикология - это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.
  3. Лексическое значение слова - это смысловое содержание слова, то, что обозначает слово.
  4. Лексикон - это словарный запас человека.

Учитель:

- Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто.

 Сценка. 2 ученика читают стихотворение по ролям.

Девочка:

-Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

Мальчик:

- Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Девочка:

- Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла!

 

- Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

У нас же богатый словарный запас. Он-то и поможет справиться с трудными заданиями! А за верный ответ команда будет получать золотой жетон. У кого больше окажется жетонов, тот и победил.

Часть Вторая

Слайд№11.

- Мы оказались в Городе Однозначных и Многозначных слов

- Расскажите о жителях этого острова!

-Какие слова мы называем однозначными? Многозначными? Как найти в словаре такое слово?

- Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари.

Слайд №12. Итак, мы прибываем в бухту Словарей.

 

Каждый словарь – почетный житель острова.

- Посмотрите внимательно, какие из энциклопедических словарей вам уже знакомы? Библиотекарь демонстрирует выставку словарей.

- С какими из лингвистических словарей вы знакомы? Какие сведения мы можем узнать из этимологического словаря? В нашей библиотеке много различных словарей – пусть они станут вашими верными помощниками!

Как сказал А.Франс, «словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».

Слайд №13.Задание.

1.Узнайте по словарю (какому? Вы должны сказать), какое это слово ЗЕМЛЯ, однозначное или многозначное.

2. Подберите к этому слову синонимы!

Слайд №14.Задание.

Подберите синонимы и антонимы к словам:

  1. Друг
  2. Отважный
  3. Добрый

 Слайд №15.Остров омонимов.

-Что такое омонимы?

Слайд №16. Проверка.

Слайд №17.

  1. Прослушайте диалог Сашки и Матвея
  2. Какие омонимы вы услышали?
  3. Как вы записали ответ?

Сценка.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю овсянку! – добавил Сашка

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Проверим, какие омонимы вы услышали в сценке.

Овсянка1.

Овсянка2.

Слайд №18. А теперь мы  попали в город  устаревших слов

. Как вы думаете, кто жители этого острова? (устаревшие слова).

- Что такое устаревшие слова?

- На какие 2 группы они делятся?

Слайд №19.

- Что такое архаизмы? Историзмы?

 

Слайд №20. Задание.

  1. Прочитайте текст. Что перед нами: историзмы или архаизмы?
  2. Выпишите выделенные слова, подберите к ним синонимы

…и зной

Дышал от уст её и щёк.

И мрак очей был так глубок…

Нет, никогда средь пылких  дней

Кипящей младости моей

Я не желал с таким мученьем

Лобзать уста младых   Армид,

Иль розы пламенных ланит,

Иль перси , полные томленьем…

Слайд №21. Последняя остановка. Город фразеологизмов.

На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать.

- Что такое фразеологизмы?

Слайд №22,23, 24. Рисунки. Угадай фразеологизм.

 Слайд №25. Задание. Прочти текст и выпиши все фразеологические обороты.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)

Часть Третья

Слайд №26. Исполняем « Песенку про лексику» на мотив песни «Вместе весело шагать» (Слова: Е. М. Вихлянцева)

Припев:

На уроке изучать

Будем слово, будем слово, будем слово.

Эту песню напевать будем снова, будем снова, будем снова.

1 куплет.

В словаре найти словечко нам захочется.

Раз - синоним, два – антоним, Песня сложится,

Лексикон пополним свой словом лексика.

Раз словечко, два словечко – будет песенка.

2 куплет.

Диалектные слова

Узнать нам надобно.

Кочет, вёдро и бурак –

Слова нас радуют.

Заграничные слова нам знакомы,

Даже новые слова нам не новы.

3 куплет.

Знаем много разных слов и разных терминов.

Словари теперь для нас друзья верные.

Разбираемся в словах мы толково,

Имя Даля нам теперь всем знакомо!

Подведение итогов.

- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по Стране Выученных уроков. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.

 Подсчитайте жетоны. Кто же оказался победителем?

ИТОГ.

- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Перед открытым уроком мы посетили школьную библиотеку, поработали со словарями!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...