Программа курса по выбору "Журналистика"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Галеева Лилия Вагизовна

Программа курса по выбору «Журналистика» разработана для учащихся 9 класса, продолжительностью 8 часов (2 месяца). Курс введен с целью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnalistika1_avtosohranennyy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №4 г. Агрыз Р.Т.

Общеобразовательная программа курса

по выбору «Журналистика»

Составитель программы:

Галеева Лилия Вагизовна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Муниципального бюджетного

                                     общеобразовательного  учреждения

средняя общеобразовательная школа №4 г. Агрыз Р.Т.

8 (85551) 2-30-36

2012 г.

Пояснительная записка

к курсу «Журналистика».

      Данная программа элективного курса общеобразовательная, тип элективного курса - углубление и расширение знаний по предметам русский язык и литература, входящих в базисный учебный план школы, курс относится к группе - элективные   курсы,  в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного  курса, входящие в обязательную программу данного предмета средней общеобразовательной школы. Содержание курса представляет собой:  введение в  сопутствующую данному предмету науку – журналистику.

      Программа курса по выбору «Журналистика» разработана для учащихся 9 класса, продолжительностью 8 часов (2 месяца). Курс введен с целью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии.

      В основе содержания и структуры программы, предлагаемой ребятам для изучения в школе начинающих журналистов, лежит концепция допрофессионального образования, освоения заинтересованными школьниками особенностей журналистского труда на базе творческой деятельности. Журналистика обладает огромным потенциалом в плане развития личности ребенка, так как требует не только определенных умений, но и нравственных убеждений, эстетического вкуса, художественных навыков, такта, коммуникативного опыта, жизненной активности.

    Нельзя не упомянуть и о социальном спросе на предмет «журналистика». Мы живем в эпоху средств массовой информации, что, несомненно, предопределяет устойчивую популярность, «модность» среди молодежи профессий, связанных со сферой коммуникации. Дополнительное образование, которое всегда чутко реагирует на запросы общества, стремится заполнить нишу допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации детей.

    Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре.

    Журналистика, как феномен культуры, несет в себе образовательный, воспитательный, нравственный и коммуникативный потенциал. Познание мира через диалог с миром взрослых, социальные проблемы через диспуты, обсуждения, беседы, интервью и опросы позволяют воспитанникам адаптироваться в мире.

   У подростков есть потребность передать свое отношение к действительности через собственную журналистскую деятельность.

Многие молодые люди с помощью СМИ хотят донести мнение своего поколения до окружающих, повлиять на ход событий, отстаивая активную жизненную позицию, а  не оставаясь безучастными наблюдателями.

Цели курса:

1.Развитие интереса к осознанному выбору будущей профессии

2.Поднятие престижа данной профессии.

3.Совершенствование и развитие творческих умений и навыков работы в разных жанрах журналистики.

4.Привитие навыков работы с периодикой, литературной критикой.

5.Формирование  и развитие умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

6.Развитие эстетического вкуса, умение «не тонуть» в бурном море журналистики.

7.Воспитание чувства гордости за представителей данной профессии и ответственности за их труд.

                      Программа курса ставит следующие задачи:

  1. Показать и раскрыть интересный, увлекательный и творческий мир профессии журналист.
  2.  Уметь работать в разных жанрах журналистики, учитывая особенности и своеобразие.
  3. Научить общаться с читателем через собственные издания.
  4. Посредством приобщения к науке и умением ориентироваться в ней, готовить учащихся к конкурентоспособности на рынке труда.

      При отборе тем для данного  курса учитывалась личная и общественная значимость журналистики, сложившаяся на сегодняшний день, оценка критиков работы журналиста, стилистическая особенность и нормативность лексики, доступность для учащихся. Некоторые темы данного курса дополняют изучаемый материал по основным программам, что позволит учащимся глубже освоить разные жанры журналистики.

                             Программа призвана выполнять

  1. практическую функцию: умение работать в разных жанрах журналистики
  2. эстетическую функцию: создавать в социуме положительную атмосферу
  3. нравственную функцию.

 Обучение журналистике – важный этап в закреплении речеведческих умений. Оно характеризуется интенсивностью творческих поисков журналиста, является одним из средств познания меняющейся действительности.

              Прогнозируемые образовательные результаты программы:

1.Понимание учащимися специфики развития современной журналистики.

2. Умение оценивать жанры этого курса, используя при этом адекватный информационный инструментарий.

3. Высказывать собственное мнение по проблеме.

4. Владеть умением работать в разных жанрах журналистики.

 5.Журналист должен следовать следующим правилам:

 • Наблюдай всё, что есть вокруг тебя.

 • Все свои наблюдения записывай.

 • Будь точен в своих записях.

 • Будь беспристрастен и правдив.

 • Не делай поспешных выводов и заключений.

           • В конце каждой недели отмечай все перемены, происшествия,     которые произошли в окружающем мире за последнее время.

                       

                   Цели и задачи курса определили его структуру:

           8 часов отведено на усвоение теоретических знаний и реализацию практических умений и навыков.

Межпредметные связи с курсом русского языка и литературы осуществляются через выполнение практических работ, включающих в себя анализ особенностей жанров журналистики.

          Основным организационными формами вовлечения учащихся в журналистскую деятельность являются:

- самостоятельная работа (исследование предложенных проблем)

- работа в малых группах

- индивидуальная работа

- интернет - форумы, круглые столы, конференции

-анкетирование, социологический опрос

-сотрудничество с профессиональными журналистами

        Программа подразумевает как теоретические, так и практические занятия на каждом уроке. Курс ведется параллельно с программой по русскому языку в 9 классе, где отведены разделы на изучение вопросов журналистики.

                                   

                                       

                                         

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Количество часов

1

О чем должен знать журналист, чтобы избежать ненужных проблем.

1 ч.

2

Информация.

1 ч.

3

Интервью.

1 ч.

4

Репортаж.

1 ч.

5

Публицистическая статья.

1 ч.

6

Жанры журналистики: комментарий, рецензия, фельетон, эссе.

1 ч.

7

Нет газеты без читателей.

1 ч.

8

Реклама в печати. Резюме курса.

1 ч.

Содержание программы

Тема занятия

Теория

Практика

1

О чем должен знать журналист, чтобы избежать ненужных проблем.

1.Микромир

2.«Мины» ожидающие начинающего журналиста в контактах  с внешним миром.

3.Права и обязанности журналистов.

4.Печатное право.

Создание собственной редакции (распределение обязанностей)

1.По интересу.

2. По темпераменту.

3. По личному опыту.

4.По уровню айкью

5.Грамотный русский язык и чувство стиля;

6.Широкий кругозор;

7.Умение выполнять работу быстро и в срок;

8.Умение обращаться с профессиональными приборами и техникой, необходимыми в работе журналиста (диктофон, фотокамера и т.д.);

9.Знание Закона о СМИ и умение им пользоваться;

10.Дополнительные особенности:

Тем, кто хочет связать жизнь с журналистикой, необходимо понимать, что данная профессия — это не только творчество. Журналистская практика — это прежде всего ответственность за каждое сказанное и написанное слово, умение доносить объективную информацию до аудитории.

2

Информация.

1.Чем является информация.

2.Типы.

3.Структура короткой и длинной информации.

4.Печатные заголовки, надзаголовки, подзаголовки

1.Сбор информации для школьной газеты.

Работа в группах по всем направлениям социальной и политической жизни в г.  Агрыз,  республике Татарстан, России. (Встречи с представителями местных организаций,  знакомство и анализ содержания печатных изданий, просмотр телепередач, анализ радиопередач, работа в социальных сетях, социологический опрос).

2. Круглый стол на тему «Проблемы общества и пути их решения», «Наши победы и пути их преумножения» с привлечением представителей городского самоуправления.

3

Интервью.

1.Подготовка к интервью (сбор информации)

2.Составление списка вопросов.

3.Техника интервью

4.Берем интервью (как ведем себя, что за чем, новые сюжеты)

5.Так называемые «трудные вопросы»

Составление и проведение интервью

1 этап - визуальное интервью

 ( интервьюируемые - ветер, солнце, капелька, снежинка и т.д.)

2 этап – реальное интервью (интервьюируемые – директор школы, представитель по делам молодёжи и спорта, заведующий отделом по вопросам национальной политики  и  др.)

3. Организация и проведение интернет – форума

по вопросам времени (обмен опытом) с журналистами

 г. Агрыз  ( газета «Агрызские вести» и г. Ижевск (газета    «Яңарыш»).


4

Репортаж.

1.Тема для репортажа

2. Виды репортажа :

А) Событийный

Б) Тематический.

В) Ситуационный

3.Техника работы

4..Техника письма

Составление и проведение репортажа (групповая работа) для публикаций в районной газете.

(Со стадиона «Локомотив» с представителем команды-победительницы в ежегодных играх «Кожаный мяч»,

с победителем Гранта «Наш лучший учитель-2012», «Наш новый учитель», «Учитель-исследователь»,

 с участниками

акции «Терроризму – нет!»,

с представителем школьного самоуправления, с победителем в Республиканском конкурсе  «ИКТ в образовательном пространстве, с начальником ЖКХ и др.)

5

Публицистическая статья.

1.Организация публицистического материала. Сбор данных (источники информации)

2.Формулировка лида и постановка главного тезиса.

3.Группирование данных: тематического центра, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности.

4.Публицистика в  широком смысле.

5.В узком смысле.

6.Функции публицистики и публицистических произведений.

7.Особенности языка и стиля публицистических произведений.

8.Простота и доступность, доходчивость изложения.

9. Стандартизация, клишированность публицистических текстов

( в сочетании с экспрессивностью)

10. Классификация жанров публицистических текстов.

11.Информационный жанр.

12.Состав публицистических документов по каждой группе жанров.

13.Аналитический жанр.

14.Рейтинг (англ.)

Журналистское расследование - особый жанр аналитической публицистики.

15Методы получения информации.

16.Художественно-публицистический жанр.

1.Экскурсия в редакцию газеты « Яңарыш»   г.Ижевск.

2.Школьная конференция на тему “Публицистика наших дней”. Опубликование лучших выступлений на интернет-сайтах.

(Статьи Д.С.Лихачёва из книги “Земля родная”, А.И.Солженицина “Образованщина”, “Как нам обустроить Россию”, В.Селюнина “Бремя действий”

3..Конкурс статей  в школьную газету на тему:

«Мир, в котором я живу».

6

Жанры журналистики: комментарий, рецензия, фельетон, эссе.

1.Комментарий: презентация единичного факта, структура, язык, разновидности.

2.Структура рецензии. Критика и рецензия.

3.Фельетон: характеристика жанра, разновидности.

4.Эссе: поиск источников, главный тезис, мысленная конструкция, повествование.

5. Художественно-эстетические и познавательно-практические задачи рассматриваемых жанров.

6. Знаменитые рецензенты:

Александр Пушкин,

Виссарион Белинский,

Николай Добролюбов,

Иннокентий Анненский,

Корней Чуковский,


Рецензия сегодня:

Лев Данилкин,

Наталия Иванова,

Самуил Лурье,

Андрей Немзер,

Виктор Топоров.

Групповая работа

( создание продукта деятельности для участия в районных, республиканских и российских конкурсах, подготовка к олимпиадам)

1.Автобиографическое, личностное эссе.

 2.Создание комического эффекта в фельетоне.

3.Создание рецензии, в основе которой информационные явления - книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

7

Нет газеты без читателей.

1.Кем является наш читатель.

2.Контакт читателя с редакцией.

3.Чего он ожидает от редакции,  как ему помочь.

Круглый стол

с участием профессиональных

журналистов районной газеты «Агрызские вести».

8

Реклама в печати. Резюме курса.

1.Рекламный текст: плюсы и минусы.

2.Профессиональная этика.

3.Положения авторского права.

1.Создание рекламы.

2.Создание продукта журналистской деятельности для районной газеты «Агрызские вести».

Научно-методическая литература, использованная при подготовке программы:

  1. Власов Е. Г. «Формулы журналистской деятельности». Москва: Просвещение, 1996 г.
  2. Ресурсы интернета.
  3. Куликова Л. М. «Журналистика». Екатеринбург: «АРГО», 1997 г.
  4. Померанц Г. Фельетонизм и Касталия//Журналист. 1998. №12.
  5. Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1976. №4.
  6.  Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998; Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.
  7. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1994. С. 3.

                                         

                               

Литература, рекомендуемая для учащихся:

1. Козлова Н.И. Глобализм дореволюционной публицистики//Журналистика в 1998 году.      

2.Тезисы научно-практич. конф. Ч. II. М., 1999 С. 1.

3.Введение в литературоведение/Под ред. П.Н. Поспелова. М., 1983. С. 286.

 4.Тертычный А.А. Указ. соч. С. 200.

5.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 179.

6.Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. М., 1978. С. 9.

 7.Шостак М.И. Указ. соч. М , 1998. С. 40, 46.

8. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

9. Публицистика: теория и практика. - М, 1995. 164 с.

 10.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998

 11.Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. Курс лекций по стилистике русского языка. - М., 1982. 198 с.

12.Газетные жанры. / Под ред. В.И. Власова и др. - 2-е изд. - М., 1976. -176 с.

 13.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учеб.пособие- М.,2000- 310 с..

 14.Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. 15."Журналистика" / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2000. — 272 с

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта 1.http://agroweb.unesco.kz/

2.Cpj.org КЗЖ - Комитет защиты журналистов // Press Freedom Online - Committee to Protect Journalists CPJ (на англ. языке)

3.Cpj.org/ru/ - сайт КСЖ на русском языке

4.EVARTIST (evartist.narod.ru) - образовательный портал. Журналистика, реклама и пиар.

5.Библиотека Центра экстремальной журналистики (www.library.cjes.ru/online/)

6.Портал для журналистов "Живое слово" (zhivoeslovo.ru)

7.Полезные ссылки на сайты с информацией по журналистике (каталог образовательных и специализированных сайтов по теме журналистика) (kgu-journalist.ucoz.ru) - Курский госуниверситет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...