Урок делового письма. Поздравительная открытка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Панасова Светлана Викторовна

Данный урок способствует обучению навыка написания  поздравительной открытки через практическую деятельность, анализ стандартного образца и самостоятельное творчество. Развивает речь, логическое мышление, память  учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Способствует дальнейшей адаптации учащихся в обществе. Воспитывает внимательное отношение к близким. В уроке используются активные методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru 

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru 



Подробный конспект образовательного мероприятия

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО, должность)

Панасова Светлана Викторовна

Образовательное учреждение

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 31»

Республика/край

Челябинская область

Город/поселение

город Златоуст

Предмет

Письмо и развитие речи

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа

5 класс учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Поздравительная открытка

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

  1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Москва «Просвещение» 2006

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

 Урок делового письма. Тип урока – усвоение новых знаний и способов действий.

Краткая характеристика класса /коллектива/группы

Особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья является олигофрения; нарушение познавательных процессов; психические процессы недоразвиты. Среди детей – олигофренов, обучающихся в данном классе  у 6 человек наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается также нарушение речи. При недостаточной остроте слуха они не различают близкие по характеру звуки (фонемы), не могут выделить отдельных звуков в плавной речи, плохо дифференцируют сложные звуковые комплексы, т.е. имеют стойкое нарушение фонематического восприятия.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Коррекционно-обучающая

Создать условия для обучения навыку делового письма через следующие приемы:

  1. практическую деятельность,
  2. твердое уяснение, в каких случаях применяется данная деловая бумага,
  3. анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа,
  4. подражание образцу,
  5. самостоятельное творчество.

Коррекционно-воспитывающая

Создать условия для воспитания культуры поведения через доброжелательное отношение к ученикам, друг к другу, работу в парах.

Коррекционно-развивающая

Создать условия для развития:

  1. речи при анализе документа с новым содержанием, через правильное построение предложений,
  2. логического мышления через правильное выражение мысли, коллективное составление документа после разбора образца,
  3. эмоций через самостоятельную работу,
  4. памяти через составление документа на темы, предложенные учителем или учениками.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Триединая задача урока

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков по написанию поздравительных открыток.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

В ходе урока учащиеся должны твердо уяснить, в каких случаях применяется данная деловая бумага; научиться производить анализ данного образца; подписать открытку по образцу и самостоятельно, применяя свое творчество.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).

К основным функциям УУД относятся:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в предметной области познания.

Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.)
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование:

  1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Москва «Просвещение» 2006
  2. Проектор
  3. Мультимедийный экран
  4. Предметы (елочки) для ароматерапии
  5. Большой конверт от Деда Мороза
  6. Ребус
  7. Образцы открыток
  8. Панно с загадками

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

(изложение в предложенной  форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже)

Этап урока/занятия/мероприятия

Время, продолжительность этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме[1] (если есть)

Описание действий участников образовательного процесса

Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует)

Инициация

I.Организационный этап

Приветствие

-Сегодня день недели…четверг.

-Вчера была… среда.

-Позавчера… был вторник.

-Завтра будет… пятница.

-Послезавтра…суббота.

-Какие дни недели мы не назвали?  Мы не назвали воскресенье и понедельник.

-Сколько дней в неделе?

_Какое сегодня число?

-Сколько в числе десятков и едениц?

_Проговаривваем орфографически…

_Открываем тетради, записываем вместе со мной с проговариванием.

Двадцать четвертое декабря.

Классная работа.

Работа над словом.

II. Этап проверки выполнения домашнего задания.

5 минут

Цель: встреча друг с другом, приветствие.

Численность: весь класс.

Время:  5 минут.

Учитель просит встать участников лицом друг к другу.

 Затем дети делают друг другу пальчиковый массаж рук, поочередно с силой нажимая на подушечки пальцев.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в родном краю! – (дети пожимают друг другу руки)

Всех я вас приветствую! – (учащиеся обнимаются).

Примечание. Это приветствие помогает размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками и созданию благоприятного эмоционального настроя

Здороваются пальчики правой и левой руки, поочередно, начиная с мизинчика.

Здороваются соседи по парте рукопожатием.

Обнимают друг друга в парах

Вхождение или погружение в тему

III. Подготовка учащихся к основному этапу.

(Стук в дверь – появляется почтальон Печкин)

-Здравствуйте! Вам корреспонденция! – вручает конверт.

-Ребята, как вы думаете, что это? Дети высказывают свое мнение, и мы приходим к выводу, что новое словарное слово.

конверт

-читаем по слогам

-с ударением,

-смотрим толкование слова по словарю.

кон- верт

2 сл.,7 б., 7 зв.

Показ конвертов различных форм и видов. Составление предложения. Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого.

Маша написала адрес на конверте четким почерком.

- Почему адреса нужно писать четким почерком?

Сообщение темы

-Кто из вас сможет сформулировать, чем мы будем заниматься на следующем этапе урока?

Сегодня у нас урок делового письма.

Рассказывает подготовленный  ученик (из истории деловой письменности)

Деловая речь имеет важное значение в обслуживании потребностей людей. Еще в Древней Руси сложилась особая деловая письменность. Деловые бумаги назывались челобитными грамотами. Они содержали в себе жалобу, заявление в суд, просьбу о приеме на работу. Каждое слово в челобитной грамоте стояло строго на своем месте. Писали их грамотные люди писцы. Так еще в древности рождалась деловая речь. В деловых бумагах люди ясно и кратко излагали свою просьбу, жалобу, заявление. (По В.Костомарову)

Формулировка задач урока вместе с учащимися.

-Назовите, что относится к деловой письменной речи?

  1. Деловая корреспонденция (письма, телеграммы, заметки, открытки)
  2. Деловые бумаги (расписка, объявление, заявление, доверенность)

-Как назывались просьбы, заявления в суд в Древней Руси?

Работа с толковым словарем.

челобитная, - ой, ж. в России до начала 18 в.: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную.

 Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.

-Для чего нужна деловая письменная речь? Для дальнейшей жизни в обществе.

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Когда мы сталкиваемся с необходимостью написать какую-либо деловую бумагу, то подчас оказываемся беспомощными. Для этого мы должны четко знать правила написания той или иной деловой бумаги.

7 минут

Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Организация внимания.

Деловые бумаги имеют свои отличительные особенности:

  1. краткость,
  2. общепринятая стандартность.

Сообщение основной идеи изучаемого материала.

-Мы уже научились писать письма.

Обеспечение осмысления

-Скажите, для чего нужна переписка?

Беседа о значении переписки в жизни людей.

Обеспечение усвоения методики воспроизведения (с чего и как начать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать, выводы)

-Давайте вспомним план схему письма.

  1. Обращение.
  2. Сообщение о чем-либо.
  3. Просьба или пожелание.
  4. Дата.
  5. Подпись.

-Кому мы писали письма?  Мы писали письма Деду Морозу.

-Вспомним игру про него.

Пальчиковая физминутка.

Этот пальчик Дед Мороз.

У него есть красный нос.

Есть седая борода.

В гости ждем его всегда.

Со Снегуркой он придет.

И подарки принесет.

11 минут

Можно использовать

метод «Дерево ожиданий»  - 41 (представлен С.В.Корниловым,  Л.Э.Корниловой «Методический ларец». Петрозаводск. «Петро Пресс», 2002г., 12 с.), но немного переделанный под текущий урок.  Назовем его «Ель ожиданий», так как занятие проходит в преддверии Нового года.

Цель: ученики самостоятельно и с помощью учителя формулируют свои ожидания от урока, узнают об ожиданиях других. На протяжении всего урока видят свое продвижение вперед.

Численность:  весь класс.

Время:  10 минут

Материалы – заготовленные заранее шаблоны елочных игрушек, фломастеры, скотч.

Структура работы. Учитель заранее готовит плакат с условным деревом – елью. Ученикам раздаются шаблоны елочных игрушек, где они пишут свои ожидания от данного этапа урока и вешают их на елку.

Интерактивная лекция

V. Этап первичной проверки понимания изученного.

Проверка понимания, что является главным в содержании.

- Интересно, а от кого же нам пришло письмо?

Читаем адрес на конверте.

Ликвидация неясностей, пробелов.

Анализ правильности написания адреса, выявление недочетов.

VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Организация деятельности учащихся по воспроизведению материала.

Вскрываем содержание письма.

Отгадывание ребуса, находящегося  в конверте.

Разбор образца план-схемы письма.

Закрепление методики изучения нового материала.

Нахождение недочетов.

Нет обращения, сообщения, даты, числа.

VII. Этап применения знаний и способов действий.

Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных новых ситуациях.

-Что содержится в письме Деда Мороза?

Только поздравление.

Посмотрим, может быть, Дед Мороз приготовил для нас сюрприз?

-Сложите из букв слово и прочитайте. Загадки.

-На дворе идет снежок

Скоро праздник…(Новый год)

-Тихо шепчутся иголки

Хвойный дух идет от …(елки)

-Дед Мороз приготовил для каждого из вас ароматную елку.

Раздаю елочки для ароматерапии

-Хвойный аромат поможет вам сосредоточиться в дальнейшей работе.

-Какая  еще деловая корреспонденция содержит поздравление?

Открытка (демонстрирую открытку с Новым годом)

10 минут

Проработка содержания темы

VIII. Этап обобщения и систематизации знаний.

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний в систему.

-Сегодня мы будем подписывать открытки нашим гостям  по плану. С чего начнем?

Начнем с обращения.

-Как мы обращаемся к официальным или малознакомым  лицам?

Мы обращаемся со словами: уважаемый или глубокоуважаемый.

Так как наши гости женщины, то мы начнем со слова…уважаемая.

-Пишем с заглавной буквы. Имя, отчество у каждого из вас лежат на парте.

Каждый ученик орфографически читает имя, отчество)

-Как пишутся имена и отчества людей?

-Имя и отчество пишем на второй строчке.

-На какой строчке пишем имя и отчество?

-Далее в открытке идет…

Поздравление.

-Как мы будем обращаться ко взрослым людям?

-Какое местоимение употреблять?

Местоимение Вы употребляется в речи при обращении к одному лицу. Так следует обращаться к малознакомому человеку, к старшему по возрасту. Эта вежливая форма также принята в личной и деловой переписке: в письмах, поздравительных открытках, объявлениях, извещениях, объяснительных записках. В этом случае местоимение Вы пишется с большой буквы.

Например:

Поздравляю Вас…

А знаете ли вы, что так было не всегда. До конца 17 века обращение на ты было в России всеобщим. Так обращались к царю и крестьянину, к старшему и младшему. Только при Петре Первом были приняты образцы «Как писать письма разным особам». Они узаконили местоимение Вы как вежливое обращение к одному лицу.

-Следующий пункт плана – это пожелание.

-На парте у вас лежат два образца поздравления, вы можете выбрать один из двух.

Поздравляю Вас с Новым годом!                     Желаю Вам всяческих благ.  

                           

Много счастья Вам я желаю

В наступающем Новом году!

 Желаю всех оттенков счастья

Желаю теплоты друзей.

-Пожелание будем писать на третьей строке.

-Ниже слева - число, справа -  подпись.

5 минут

Подведение итогов

IX. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Проверка знаний и способов действий.

-Итак, по какому плану мы подписывали открытку?

  1. Обращение.
  2. Поздравление.
  3. Пожелание.
  4. Число.
  5. Подпись.

Проверка образа мышления.

-Давайте сравним этот план с планом письма.

Чем похожи?

Чем отличаются?

Комментирование ответов.

X. Этап коррекции знаний и способов действий.

Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков.

Анализ подписанных открыток в парах.

Образцы неправильно подписанных открыток

Анализ, исправление ошибок.

XII. Этап подведения итогов занятия.

Подведение итогов учебного занятия.

-Давайте подведем итоги в парах.

Кто как работал. Дайте оценку работы своего товарища. Если остальные согласны, похлопайте, пожалуйста.

XIII. Этап рефлексии.

Мобилизация на рефлексию своего поведения.

-Давайте украсим письмо от  Деда Мороза! Если вам понравилось то, как вы сегодня работали на уроке – прикрепите голубую снежинку, если нет – белую.

5 минут

Метод «Солнце» -130 (представлен в «Копилочке»  Е.Нездойменой, В.Митиным,

О Будаевой , но немного переделанный)

Цель: подведение итогов занятия.

Численность: весь класс.

Время:  5 минут.

(У нас в классе уже висит веселое солнышко, с которым мы здороваемся на каждом уроке, но у него нет лучиков)

Материалы – отдельные лучики, на которых заготовлены фразы:

  1. Сегодня на уроке я научился…
  2. Я могу научить других…
  3. В дальнейшем я собираюсь…
  4. Мне понравилось…
  5. Меня удивило…
  6. Меня поразило…
  7. Я не понял…

Структура работы. Дети берут лучик, читают всем начало  и дополняют фразу, прикрепляют к солнышку.

Учащиеся выбирают лучик, читают всем начало и придумывают продолжение фразы.

Домашнее задание (если имеется)

XI. Этап информации о домашнем задании.

Информация.

-Вы часто радуете своих родных?

-Чем?

Можно сделать открытку своими руками, вложить в нее свою любовь и нежность.

-Подписать открытку родителям или родственникам с Новым Годом.

Как можно обратиться к родным людям?

Мотивация д\з.

Инструктаж.

Некоторым учащимся дается индивидуальные задания.

Одни выполняют работу творчески, другие по образцу.

Проверка понимания учащимися содержания, способов выполнения д\з.

2 минуты

Дополнительная информация

Результативность урока/занятия/мероприятия,  его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)

Обучение деловой письменной речи     способствует дальнейшей адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья     в социуме. Необходимость составлять различные деловые бумаги возникает у учащихся сразу же, как только они заканчивают школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать объявления, адреса на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять бланки телеграмм и т.д. Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа ценна тем, что она приучает учащихся с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

Какие АМО, используемые на уроке/занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов)

На уроке я использовала следующие АМО: приветствие с пальчиковым массажем «Здравствуй!»

и «Солнышко»

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия

На уроке формировалось мировоззрение, нравственные качества личности, добросовестное отношение к труду и учению.

Соблюдался охранительный режим через пальчиковую гимнастику, ароматерапию, физминутку, правильную осанку.

Цель урока была сформулирована, о ее выполнении свидетельствует итог, подведенный самими учащимися. Данный урок воспитал у детей веру в свои силы, возможности и способности – это ярко показал этап рефлексии. Мне удалось реализовать все поставленные задачи.

Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО (если апробация состоялась)

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

  1. Проектор
  2. Мультимедийный экран
  3. Предметы (елочки) для ароматерапии
  4. Большой конверт
  5. Ребус
  6. Образцы открыток
  7. Панно с загадками.

Обоснование целесообразности использования  АМО и технологии модерации  для  выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации)

Для выполнение целей и задач урока необходимо использовать активные методы обучения, так как они повышают эффективность и качество образовательного процесса, способствуют дальнейшему продвижению учащихся в обществе. Учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у школьников навыки, которые пригодятся им в студенческой группе, в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни.

Использованная литература, источников информации.

  1. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-7 классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под редакцией З.Н.Смирновой. Москва «Просвещение» 1998. С.192-200.
  2. Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова. уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. Пособие для учителей. Издательство «Просвещение» Москва. 1990. с.238-240.
  3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2002
  4. К.П.Щепина. Обучение деловому письму на уроках русского языка. Пособие для учителей. Москва «Просвещение» 1999.
  5. Копилочка Активных Методов Обучения
  6. Электронный курс «Технология интерактивного обучения»
  7. Электронный курс «Активные методы обучения»

Примечания автора/ов


[1] Схему описания АМО см. в Приложении 4, пункт 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Деловое письмо. Заявление". в 8/9 классе.

Презентация к уроку "Деловое письмо. Заявление" в 8/9 классе....

Урок делового письма. Заявление

Цели урока:Коррекционно-обучающаяСоздать условия для обучения навыку делового письма через следующие приемы:• практическую деятельность,• твердое уяснение, в каких случаях применяется данная деловая б...

Презентация "Урок делового письма" .

Данная работа поможет провести урок на тему "Как писать деловое письмо , который завершает цикл уроков по теме "Обращение""...

Презентация по теме "Урок делового письма"

Урок по теме "Обучение деловому письму" предназначен для учащихся 8 класса...

План-конспект урока "Деловое письмо. Поздравительная открытка"

План-конспект урока "Деловое письмо. Поздравительная открытка"...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".

Знакомство с запиской как видом делового пись­ма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...

Методическая разработка урока на тему : "Поздравительная открытка ко Дню учителя"

Методическая разработка урока на тему : "Поздравительная открытка ко Дню учителя"...