Коммуникативно-ориентированные упражнения по русскому языку при подготовке к ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Долгих Наталья Александровна

Упражнения в системе объединены общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию учащихся, которое предполагает овладение языковыми знаниями и использование этих знаний в реальных жизненных ситуациях.Упражнения в системе объединены общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию учащихся, которое предполагает овладение языковыми знаниями и использование этих знаний в реальных жизненных ситуациях.

 

В структуру компетентностно-ориентированных упражнений входит:

1. Описание речевой ситуации, в условиях которой действует ученик.

2. Формулировка самого задания, направленная на формирование заданной компетенции.

3. Текст упражнения.

4. Образец для контроля и самоконтроля действия ученика.


Компетентностно-ориентированные упражнения направлены на достижение конечного результата обучения русскому языку на начальном этапе – формированию предметных компетенций на межпредметном материале.

Принципы построения упражнений: взаимосвязанность, функциональность, речемыслительной активность, интеграция, индивидуализация, ситуативность, новизна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативно-ориентированные задания по русскому языку при подготовке к ЕГЭ.

Выполнила Долгих Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ г. Кургана «СОШ №36»

Задание № 1

«Подготовка к ЕГЭ. Разбор задания А4. Употребление деепричастного оборота в речи.

Задания направлены на формирование информационной компетентности, формирование компетентности работы в группах, коммуникативной компетентности, компетентности разрешения проблем

СТИМУЛ

Наташа:                                                                

- Я часто допускаю ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Недавно в сочинении опять написала: «Прочитав книгу, она мне понравилась». А ведь задание А4 как раз посвящено им. Мне с ним никогда не справиться!

Андрей:

- Не переживай ты так! Я раньше тоже не понимал эту тему. Мог сказать: «Открывая дверь, она громко скрипнула». Но потом учитель нам дал памятку к этому заданию. И теперь я легко с ним справляюсь!

Заданная

формулировка

  1. Ознакомьтесь с памяткой «Употребление деепричастных оборотов»
  2. Выполните упражнения.
  3. Выполнив упражнения, приступите к выполнению теста, включающего задание А 3.

Информация, необходимая для решения данной задачи

  1. Распечатка с памяткой «Употребление деепричастных оборотов»
  2. Материал пособия Павловой С.А. «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010  стр. 26-67
  3. Карточки с заданиями, тесты стр. 28-30 пособия Павловой С.А. «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010  стр. 26-67

Памятка «Употребление деепричастных оборотов»

Что должен знать каждый учащийся о деепричастном обороте?

В предложении с деепричастным оборотом выполняются ДВА ДЕЙСТВИЯ: ОСНОВНОЕ (это сказуемое) и ДОБАВОЧНОЕ (это деепричастие). Добавочное действие ― это действие, дополнительное к основному (то есть, к сказуемому).

Важно! Оба этих действия выполняются ОДНИМ ОБЪЕКТОМ (лицом, предметом), выраженным подлежащим. Необходимо найти подлежащее (имя существительное или местоимение в именительном падеже) ― именно оно будет выполнять и действие сказуемого, и действие, выраженное деепричастием.

Рассмотрим примеры:

1.     Выполняя домашнее задание, комната проветривалась.                

2.     Выполняя домашнее задание, я всегда пользуюсь словарями.

Для начала ищем подлежащие в каждом из этих предложений, начинающихся с деепричастного оборота.

В первом предложении подлежащее комната. Основное действие (сказуемое) ― проветривалась. Дополнительное действие (деепричастие) ― выполняя. Можно ли сказать, что комната одновременно и проветривалась, и выполняла (домашнее задание)? Нет. Значит, в этом предложении допущена грамматическая ошибка. Правильно было бы: Когда выполнялось домашнее задание, … или Выполняя домашнее задание, мы проветрили комнату.

Во втором предложении подлежащее я. Оно выполняет и основное действие, выраженное сказуемым (пользуюсь), и добавочное действие, выраженное деепричастием (выполняя). Следовательно, предложение построено правильно.

А если подлежащего нет?

Как известно, в русском языке есть предложения, где один главный член предложения ― сказуемое. Это односоставные предложения: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные. Именно в них чаще всего происходит ошибочное использование

деепричастного оборота.

Что нужно знать выпускнику?

Деепричастный оборот в начале предложения будет употреблен уместно, если:

― сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении: Выполняя домашнее задание, обязательно проветривайте комнату;

― сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица изъявительного наклонения: Выполняя домашнее задание, обязательно проветриваю комнату;

― сказуемое выражено неопределённой формой глагола в форме повелительного наклонения: Выполняя домашнее задание, нужно проветривать комнату.

Рассуждаем методом «от противного»

Знание случаев невозможности употребления деепричастного оборота в тех или иных случаях также необходимо для правильного выполнения задания А4.

Во-первых, и это самое главное: деепричастный оборот не может употребляться в случае, когда основное действие (сказуемое) и добавочное действие (деепричастие) выполняются разными объектами, т. е они не могут относиться к одному и тому же подлежащему. Например: Подходя к дому, наконец-то, пришло смс-сообщение.

Во-вторых, деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении без глагола в неопределенной форме. Сравним: Вернувшись домой, ему стало скучно (нельзя!) и Вернувшись домой, нельзя грустить (можно!).

Это правило можно перефразировать так (кому-то будет понятней): деепричастный оборот не употребляется в предложениях: а) с личным местоимением в дательном падеже без инфинитива (Вернувшись домой, мне было грустно); б) с личным местоимением в винительном падеже без инфинитива (Вернувшись домой, его охватила скука). Это те же безличные предложения.

В-третьих, деепричастный оборот не употребляется в предложении, где есть сказуемое выражено страдательной конструкцией. У слов-сказуемых, выражающих действие, будут разные исполнители: Подходя к дому, смс-сообщение будет прочитано.

Выполнение упражнений. Работа в группах.

Класс разделен на 4 группы. Работа выполняется самостоятельно, консультанты проверяют работы в своей группе

I группа: работая над текстом, должны пронаблюдать за ролью деепричастий, деепричастных оборотов  в тексте, предварительно расставив знаки препинания в предложениях с данными конструкциями. Определить, из какого произведения эти строчки.

Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.

И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.

Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат.

Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».

II группа:    Работа с деформированным текстом.

В данном тексте пропущены причастия и деепричастия: вместо них в скобках дан инфинитив глагола. Попытайтесь восстановить текст.

Ветер упал. (Затихнуть) волны несли изломанные остатки ледяных полей, словно разбитые обломки гигантского корабля. Тучи поспешно сбегали с синего свода, унизанного ярко мерцающими звёздами.

Северная холодная ночь раскинулась над глухим (рокотать) морем. Оно ещё не улеглось от недавней бури. Одинокие льдины тихо покачивались волной. На одной их них неясно выделялся едва видимый силуэт высокой фигуры. Это был Иван. Вокруг неуклюже _____________(надвигаться) глыбы  пенилась вода. Над ___________________ (расстилаться) водяной гладью блестела золотая Медведица. В голове Ивана теснились думы. ________________ (ослабеть) от усталости он приостановился на минутку и огляделся вокруг. Морозное небо фосфорически заискрилось мириадами ___________ (дробиться) звёзд. Море улеглось необъятно. Неподвижно глядит _________________ (побелеть) мороз, неслышно __________________ (проникать) в _____________________ (стынуть) тело.

Модельный ответ.

Ветер упал. Затихнувшие волны несли изломанные остатки ледяных полей, словно разбитые обломки гигантского корабля. Тучи поспешно сбегали с синего свода, унизанного ярко мерцающими звёздами.

Северная холодная ночь раскинулась над глухим рокотавшим морем. Оно ещё не улеглось от недавней бури. Одинокие льдины тихо покачивались волной. На одной их них неясно выделялся едва видимый силуэт высокой фигуры. Это был Иван. Вокруг неуклюже надвигающейся глыбы  пенилась вода. Над расстилавшейся водяной гладью блестела золотая Медведица. В голове Ивана теснились думы. Ослабев от усталости, он приостановился на минутку и огляделся вокруг. Морозное небо фосфорически заискрилось мириадами дробящихся звёзд. Море улеглось необъятно. Неподвижно глядит побелевший мороз, неслышно проникая в стынущее тело.

III группа: Исправьте ошибки в предложениях с деепричастиями.

  1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
  2. Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.
  3. Бесшумно пошёл, засыпая, снег.
  4. Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
  5. Подойдя  к  дому,  собака  встретила  меня  радостным  лаем.
  6. Покатавшись  на  катке,  сильно  болят  ноги.
  7. Возвращаясь  домой,  пошёл  дождь.
  8. Поселившись  в  деревне, его  мечта  осталась  прежней.

IV группа:

 «Отгадайте фразеологизм!»

- В пословицах, в образных оборотах мы часто встречаем деепричастия. Дома вы подготовили рисунки с изображённых на них фразеологизмами. Нам нужно отгадать фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.

Учащиеся отгадывают фразеологизмы и поясняют значения устойчивых сочетаний:

  1. говори подумавши, садись осмотревшись;.
  2. не зная броду, не суйся в воду;
  3. сломя голову, очертя голову, стремя голову (стремглав);
  4. плакать в три ручья,
  5. ходить, задрав нос.

Тестовое задание

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.  Говоря о богатстве языка, 

1) в аудитории началась дискуссия.

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4) мы имели в виду главным образом его словарный запас

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.  Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.  Исполняя эту пьесу,

1) было чувство радости.

2) я старался передать своё настроение.

3) должен учитываться авторский замысел.

4) зал хорошо слушал пианиста.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: Возвратившись из поездки,

1) произошёл интересный случай.

2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

3) мне не спалось.

4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Прочитав новую книгу,

1) меня увлёк её сюжет.

2) началась подготовка к читательской конференции.

3) я увлёкся историей.

4) это помогает лучше понять окружающий мир.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Тщательно подготовившись к выступлению,

1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.

2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

4) оратор произнёс убедительную речь.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.   Изучая историю,

1) понадобилось много времени.

2) наши современники усваивают уроки прошлого.

3) есть возможность гордиться её прошлым.

4) это помогает лучше понять настоящее.

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Играя в шахматы,

1) у меня заболела голова.

2) мы развиваем логическое мышление.

3) незаметно пролетел вечер.

4) воспитывается воля и наблюдательность.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Создавая экологический прогноз,

1) учитывается состояние окружающей среды нашего города.

2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

3) требуются специальные знания. 4) учёными обработан большой статистический материал

11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Используя языковые средства выразительности,

1) речь наполняется яркими красками.

2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.

3) подчёркивается индивидуальность стиля.

4) мысль автора выглядит более убедительно

12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.  Отогнав акул далеко в море,

1) спасателей уже ничто не волновало.

2) дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.

3) на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.

4) жителей посёлка ожидала другая напасть.

Задание № 2

  «Подготовка к ЕГЭ. Разбор задания А3. Морфологические нормы. Склонение числительных.

Задания направлены на формирование информационной компетентности, формирование компетентности работы в парах, коммуникативной компетентности, компетентности разрешения проблем

Упражнение 1

Стимул        

Ученик  из параллельного класса получил задание записать количественные числительные словами и допустил ошибки. Представь, что ты учитель, и исправь неверное написание.

Заданная

формулировка

  1. Прочитай числительные, найди и исправь ошибки. При необходимости воспользуйся словарём.
  2. Запиши числительные в исправленном виде.
  3. Ознакомься с таблицей «Склонение числительных»
  4. Просклоняй любые три из предложенных словосочетаний.

Информация, необходимая для решения данной задачи

  1. Словари
  2. Таблица «Склонение числительных»
  3. Материал пособия Павловой С.А. «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010  стр. 19-25
  4. Карточки с заданиями, тесты стр. 25-26 пособия Павловой С.А.

Форма предъявления результатов КОЗ

Пядесят два килограмма, пицот  тонн,  четыресто девяноста пять экземпляров, одна тысяча четыресто пятдесят людей,  шесот грамм, тристо метров, восемдесят апельсинов.

Модельный ответ

Пятьдесят два килограмма, пятьсот  тонн,  четыреста девяноста пять экземпляров, одна тысяча четыреста пятьдесят людей,  шестьсот грамм, триста метров, восемьдесят апельсинов.

И.п.  пятьсот  тонн,  

шестьсот грамм

восемьдесят апельсинов.

Р.п.  пятисот  тонн,  

шестисот грамм

восьмидесяти апельсинов.

Д.п.  пятистам  тоннам,  

шестистам граммам

восьмидесяти апельсинам

В.п.  пятьсот  тонн,  

шестьсот грамм

восемьдесят апельсинов.

Тв.п. пятьюстами  тоннами,  

шестьюстами граммами

восьмьюдесятью апельсинами

Пр.п. пятистах  тоннах,  

шестистах граммах

восьмидесяти апельсинах.

Упражнение 2

СТИМУЛ. Представь, что ты на экскурсии в Москве в Храме Христа Спасителя. С тобой в группе туристы-иностранцы, изучающие русский язык и порядковые числительные. Помоги им найти числительные в речи экскурсовода и правильно их записать.

Торжественная закладка Храма состоялась 10 сентября 1839 года. Освещение храма прошло только на 44 год его существования и состоялось 26 мая 1883 года. Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (уложено 30 миллионов кирпичей) продолжались более 10 лет. В 1860-м завершили все наружные отделочные работы, сняли строительные леса, и Храм впервые явил всю свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь он Храм-памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти.

Модельный ответ

10 сентября

Десятого сентября

1839 года

Тысяча восемьсот тридцать девятого года

На 44 год

На сорок четвертый год

26 мая

Двадцать шестого мая

1883 года

Тысяча восемьсот восемьдесят третьего года

В 1860-м

В тысяча восемьсот шестидесятом

Составь текст, употребив в нем порядковые числительные 1628, 381, 2009, город, основатель, центр

Упражнение 3. Выбор правильного слова.

Учитель предлагает учащимся выбрать правильный вариант употребленного числительного в данных примерах (раздаточный материал):

С (пятистами, пятьюстами) рублями в кармане

Над (одной тысячей, тысячью, тысячей) случаев

О (пятистах, пятьюстах) жителях

В (ста, стах) метрах

Дом с (пятьюдесятью, пятидесятью, пятидесяти) комнатами

Разотрите масло с (двумястами, двухстами) граммами сахара

Три (первые, первых) урока он прогулял

Упражнение 4. «Собираем пазлы»

Задание: Допишите части слова числительных.

Падежи

Склонение числительного.

И.п.

 пять___     семь____       шесть коробок

Р.п.

 пяти___       _____десяти        шести    коробок

Д.п.

 пяти____        семи_______     шести    коробкам

В.п.

 пять______ семь_______   шесть      коробок

Т.п.

 ________стами       _____десятью   шестью  коробками

П.п.

 о пяти____    семи_______    шести   коробках

Модельный ответ.

И.п. пятьсот семьдесят шесть коробок

Р.п.  пятисот семидесяти коробок

Д.п. пятистам семидесяти шести коробкам

В.п. пятьсот семьдесят шесть коробок

Т.п. пятьюстами семьюдесятью шестью коробками

П.п. о пятистах семидесяти шести коробках

Упражнение 5.  Прочитайте текст, пропишите числительные.

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях. 2.  В (1455  _______________________) году в Неаполе при землетрясении погибло (60000 _________________ человек).
Через (100__________________) лет в Китае число жертв достигло (830_________________) тысяч.
В  (1755__________________) году подземная буря разрушила Лиссабон и унесла  (70000______________) жизней.
В (1920_____________________) году страшные толчки сотрясли Токио и унесли (100000____________________) человеческих жизней.
В (1948________________________) году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины.
Погибло (80000__________________) человек.
В Армении в (1988_________________________) году подземная буря поглотила (119000__________________) человек.
Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия.   (Из "Детской деловой газеты").

Модельный ответ

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

 В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек.  Через сто лет в Китае число жертв достигло восьмисот тридцати тысяч.  В  тысяча семьсот пятьдесят пятом году подземная буря разрушила Лиссабон и унесла  семьдесят тысяч жизней.  В тысяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. В тысяча девятьсот сорок восьмом  году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины.
Погибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.
Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия.   (Из "Детской деловой газеты").

Упражнение 6. Работа в парах. Соберите пословицы и выучите их. Всего пословиц 4.

СЕМЕРО     ТРОИЦУ    УМОВ     ОДНОГО

 СЕМЬ       БОГ  НА   ГОЛОВ    НЕ  ГОЛОВ

ПЯТНИЦ  ЖДУТ     ЛЮБИТ   НЕДЕЛЕ     СТО

ОТВЕТЫ:

  1. Семеро одного не ждут.
  2. Семь пятниц на неделе.
  3. Сто голов, сто умов.
  4. Бог любит троицу.

Тест «Имя числительное. Склонение количественных числительных»

1.  Укажите пример без ошибки в форме числительного:

1) (о) девятьсот пятидесяти шести рублях

2) семисот тридцать семь книг

3) четырьмьюстами восьмьюдесятью пятью телефонами

4) шестистам пятидесяти четырём килограммам

2.  Укажите пример с ошибкой в форме числительного:

1) девятисот пятидесяти шести попугаев

2) сто две кошки

3) семьюстами тридцатью восьми обложками

4) девятьсот тридцать восемь

3.  Укажите пример с ошибкой в форме имени числительного:

1) восьмьюстами пятьюдесятью пятью дисками

2) (о) девятисотах шестидесяти семи рублях

3) семистам тридцати восьми детям

4) четырьмястами восьмьюдесятью пятью часами

4.  Укажите пример без ошибки в форме числительного:

1) семисот тридцати восьми наборов

2) восьмистами сорока девятью монетами

3) двести пяти книгам

4) триста сорока девяти

5. Укажите пример с ошибкой в форме числительного:

1) (около) пятисот сорока девяти дней

2) девятисот сорок семь тетрадок

3) трехсот семидесяти шести книг

4) семисот тридцати восьми розеток

6. Укажите пример без ошибки в форме числительного:

1) семьюстами тридцатью пятью рублями

2) девятьюсотами пятьюдесяти шестью калькуляторами

3) восьмистами семьюдесятью шестью телевизорами

4) двадцатью семи рублями

7. Укажите вариант ответа, в котором оба числительных имеют правильную форму:

1) семьсот тридцать семь, восьмистами пятьюдесятью пятью

2) семьсот семьдесят шесть, четырьмьюстами восемьюдесятью двумя

3) девятьсот девяносто девять, двумястами семьюдесятью двумя

4) сто девяти, шестьсот семьдесят двум

8. Укажите пример с ошибкой в образовании имени числительного:

1) девятьюстами пятьюдесятью семью

2) двумястами восьмидесятью тремя

3) семьюстами двумя

4) девятьюстами двумя

9.  Укажите пример с ошибкой в форме числительного:

1) семьюсотами пятьюдесятью шестью

2) (о) пятистах тридцати восьми

3) семьюстами тридцатью пятью

4) девятьюстами пятьюдесятью семью

10. Укажите пример с ошибкой в форме числительного:

1) четырьмьюстами восьмьюдесятью семью

2) двадцатью пятью

3) ста шести                   4) семьсот тридцать восемь

ЗАДАНИЕ № 3 «Подготовка к ЕГЭ. Разбор задания А13».

Компетентности: информационная, разрешение проблем, коммуникативная.

Аспект: планирование и поиск информации.

Стимул        

Таня, ученица 10 класса:

- Наталья Александровна, мне кажется, правописание Н-НН в прилагательных и причастиях – самое сложное правило в русском языке. Его запомнить просто невозможно!

- Танечка, ты права, правило, действительно, сложное. Чтобы его запомнить, необходимо выучить алгоритм.

Тогда, я уверена, ты запомнишь это правило!

Заданная

формулировка

  1. Ознакомьтесь с алгоритмом правописания  Н-НН в прилагательных и причастиях.
  2. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы
  3. Подумайте, на какие группы можно поделить данные слова? Впишите соответствующие названия колонок в таблицу. Заполните таблицу данными примерами.
  4. Добавьте в каждую колонку свои примеры (по 4 слова).
  5. Выполнив упражнение таблица, приступите к выполнению теста, включающего задание А 13.

Информация, необходимая для решения данной задачи

  1. Распечатка с алгоритмом правописания Н-НН в прилагательных и причастиях.
  2. Материал пособия Павловой С.А. «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010  стр. 50-52
  3. Карточки с заданиями, тесты стр. 52-54 пособия

АЛГОРИТМ

      

                    ПИШИ НН                         ПИШИ Н

Н-р: туманный   революционный   серебряный   кожаный  

                            искусственный    

СХЕМА № 2

ПИШИ Н                                   ПИШИ НН                                                     ПИШИ НН

жареный                              иллюстрированный                  зажаренный; непрожаренный

несолёный                           брошенный                                жаренный на  масле;    

                                                                                                                                       

Здесь можно ошибиться!

Запомните правописание некоторых распространенных слов, не попадающих под действие этого алгоритма:

1.Н - ветреный (но: безветренный), приданое, юный, румяный, багряный, свиной (непроизводные слова); 

НН - стеклянный, оловянный, деревянный, неслыханный, невиданный, (не)виденный, нежданный, негаданный, желанный, священный, медленный, читанный, считанный, данный, окаянный (от устар. окаяти = осудить, сов. вида), неожиданный, нечаянный, нетленный, жеманный, деланный и некоторые другие. 

2. С одной Н пишутся также притяжательные прилагательные (отвечают

на вопрос чей?) с основой на -Н: бараний, фазаний, вороний, кабаний и под.

3. Глагол ранить - так называемый двувидовой: он может выступать в предложении в значении как совершенного, так и несовершенного вида. Для того чтобы правильно написать Н-НН (за исключением особо сложных случаев), достаточно работать с ним как с глаголом несовершенного вида: раненый боец - израненный солдат, раненный в перестрелке, тяжелораненый, раненный тяжело.

4.Различаются прилагательные масляный (образовано от существительного масло + -ЯИ-) в значении «для масла, из масла, на масле» (масляное пятно, масляные краски, масляный насос) и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить (вспомните, перед Н-НН гласный И инфинитива меняется на Е): масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица), а также в переносном значении - масленые глаза (глаза, которые блестят, будто пропитанные маслом). Сравните также: ветреный человек - ветряная оспа, ветряная мельница; соленый груздь (от глагола солить) - соляная кислота, соляные копи. 

5.В существительных, наречиях и сложных прилагательных пишите столько Н, сколько в исходном слове. Следовательно, сначала найдите производящее слово, затем работайте по алгоритму:

вареник - вареный - варить (несов. вид); путано (отвечать} - путаный - путать (несов. вид); запутанно (мыслить) - запутанный - запутать (сов. вид}, свежемороженый - мороженый - морозить (несов. вид). немороженый - мороженый - (не) морозить (несов. вид).

Для любознательных

У  некоторых слов исторически исходные бесприставочные прилагательные и причастия уже забыты:

Мученик сегодня образовано от мучить (несов. вид, ср. измученный);

Труженик от трудиться (несов. вид, ср. натруженный);

Гривенник от гривна (10 копеек), то есть основа на -Н - + суффикс -Н - (ср. современное двугривенный);

Мошенник от мошна (кошелек, карман) по тому же правилу;

Сребреник (серебряная монета) сохранилось лишь во фразеологизме «продать кого-то за тридцать сребреников», то есть «предать». Образовано от прилагательного серебряный по общему правилу, но с чередованием гласных.

Образцы рассуждений:

Казе...ный - образовано от существительного казна + Н, пишу НН: казенный;

петуши...ый - образовано от существительного петух + -ИН-, пишу Н: петушиНый;

румя...ый - исключение, пишу Н: румяНый;

гран...ый - образовано от гранить, несов. вида, нет зависимыхслов, пишу Н: граненый;

плохо стира...е (бельё) - образовано от стирать, несов. вид, есть зависимое слово, пишу НН: стиранное;

выстира...ое - образовано от выстирать, сов. вид, пишу НН: выстиранное.

торфя...ик - существительное, смотрю торфяной (торф+-ян), пишу Н.

  1. А теперь выполните упражнение, причем сначала положите рисунок

перед глазами и повторяйте вслух все "шаги" алгоритма. Постепенно переходите к мысленному воспроизведению правила.

Форма предъявления результатов КОЗ

Усея...а  листьями, искусственный мех, песча...ый берег, равни...ый пейзаж, полуде...ое солнце, смоля...ые косы, топле...ое в печке молоко, некраше...ый пол, рва...ая рана, ране...ый под Киевом боец, беше...ый галоп, гране...ый стакан, взлома...ый сейф, золоче...ое блюдо, лакирова...ые туфли, авиацио…ый завод, паре...ый лук, орли...ый взгляд, клятве...ые обещания, ветре...ая красотка, масл...ые краски, исти...ая правда, зажаре..а с луком, стекля...ая посуда, ю...ные спортсмены, безветр...ый день, мыши...ая возня, дискуссио.ый вопрос, водя...ая гладь реки, румя...ое яблоко, недоваре...ый картофель, купле...на давно, правле...ый редактором текст, импровизирова...ое выступление, щедро соле...ая закуска, нехоже...ые тропы, подмоче...ая репутация, броше...ый камень, писа...ый красавец, тума…ое утро

Бланк для выполнения задания

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ПРИЧАСТИЯ, ОТГЛАГ. ПРИЛАГ.

Модельный ответ:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ПРИЧАСТИЯ, ОТГЛАГ. ПРИЛАГ.

Н

НН

Н

НН

песчаный берег

равнинный пейзаж

усеяна  листьями

топленное в печке молоко

смоляные косы

клятвенные обещания,

некрашеный пол

раненный под Киевом боец,

орлиный взгляд

истинная правда

рваная рана

взломанный сейф

ветреная красотка

стеклянная посуда

бешеный галоп

лакированные туфли

масляные краски

безветренный день

граненый стакан

пареный лук

недоваренный картофель

юные спортсмены

дискуссионный вопрос

золоченое блюдо

правленный редактором текст

мышиная возня

искусственный мех

зажарена с луком

импровизированное выступление

водяная гладь реки

туманное утро

куплена давно,

щедро соленная закуска

румяное яблоко

авиационный завод

нехоженые тропы

подмоченная репутация

полуденное солнце

писаный красавец

брошенный камень

Тест по теме: « Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий »

I.  НН пишется во всех словах ряда

  1. жела..ый, чужестра..ый                              4. ю..ый, краде..ый
  2. тыкве..ый, напаре..ый                                5. броше..ый, труже..ик
  3. жева..ый, тка..ый шёлком

II. – НН пишется на месте обоих пропусков в предложениях

  1. В фильме отраже..о  мировоззрение нашего совреме..ика.
  2. Он отвечал пута..о и  крайне неувере..о.
  3. На окраине отдалё..ой деревни нередко можно было увидеть следы не пуга..ых человеком  лосей.
  4. Недолечё..ая ангина постепе..о перешла в воспаление легких.

III. НН пишется во всех словах ряда

  1. горта..ый, напое..ый                             4. явстве..ый, мече..ый
  2. пря..ый, ещё не штопа..ый                   5. стёга..ый, таможе..ик
  3. невида..ый, недоваре..ный

IV. -  НН пишется на месте обоих пропусков в предложениях

  1. На подоко..ике давно пылился ещё не чита..ый роман.
  2. На лома..ом русском языке китаец пытался что- то объяснить таможе..икам.
  3. Средства для освоения нового нефтя..ого месторождения были изыска..ы из правительстве..ого резерва.
  4. В ответ на вопрос журналиста промышле..ик  озадаче..о замолчал.

V. НН пишется во всех словах ряда

  1. белокоча..ый, оплаче..ый
  2. серебря..ый, закваше..ый
  3. смышлё..ый, солё..ый в бочке
  4. божестве..ый, толчё..ый
  5. неслыха..ый, язве..ик

VI. - НН пишется на месте обоих пропусков в предложениях

  1. Платье это было стира..о-перестира..о.
  2. Пресса реагировала на торжестве..ые обещания правительства крайне сдержа..о.
  3. Копчё..ый на открытом огне, сви..ой окорок был необычайно аппетитен.
  4. Маринова..ые огурчики были традицио..ой закуской для любого застолья.

VII. – НН пишется во всех словах ряда

  1. рискова..ый, бестала..ый                                4. веществе..ый, племя..ик
  2. овся..ый, испорче..ый                                     5.маза..ый, высоче..ый
  3. нехоже..ый, давно дарё..ый

VIII. -  НН пишется на месте обоих пропусков в предложениях

  1. Новый воспита..ик тренера неожида..о показал высокие результаты.
  2. Обучение на курсах  рассчита..о на дипломирова..ых специалистов.
  3. Недавно крахмале..ая скатерть была заранее приготовле..а для праздника.
  4. На столе его ждал ужин -  плавле..ый сырок и запечё..ая в духовке рыба.

ЗАДАНИЕ № 4

  «Подготовка к ЕГЭ. Разбор задания А14». 10  класс

 Компетентности: информационная, разрешение проблем, коммуникативная.

 Аспект: планирование и поиск информации.

Стимул        

- Паша, по-моему, самое лёгкое задание в ЕГЭ по русскому языку на правописание корней. Нет ничего проще, чем проверить гласную в корне. Подбирай проверочное слово с ударной гласной - и всё.

-  Нет,  Коля,  не  всё  так  просто.  Если  будешь  пользоваться этим способом проверки, допустишь много ошибок.        

Заданная

формулировка

        Кто прав? Сформулируйте причины различия безударных гласных вкорне. Оформите результаты в виде таблицы, озаглавив столбики и распределяя примеры.

Информация, необходимая для решения данной задачи

  1. Распечатка с алгоритмом правописания корней
  2. Материал пособия Павловой С.А. «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010  стр. 54-57
  3. Карточки с заданиями, тесты стр. 58-60 пособия Павловой С.А.

Форма предъявления результатов КОЗ

Бланк                 для   выполнения    задания

Тип корня

?

?

?

ПРИМЕРЫ из таблицы

1

1

1

2

2

2

3

3

3

Свои примеры

Слова для распределения        

З...ренька, пр...токол, укр..тить, ст..рожка, ум. .рать, р..внение, к..т..лог, к..сить, р...синка,  к..сание, приоритет, пром. .кашка, к..согор, к...нкурент

        

Критерии оценивания        

1.Классификация        корней

2.Выбор гласной        

3.Наличие правильного доказательства        (можно графического)

Инструкция для учителя по оценке знаний: количество предложенных слов может быть увеличено по желанию учителя.

За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ - 0,5 балл

За каждый неверный ответ - 0 баллов.

Максимальное количество - 9 баллов.

Приступая к выполнению задания, ученик должен:                                        

а) внимательно прочитать задачную формулировку,                                        

б) изучить бланк для заполнения.  

В процессе работы учащийся должен продемонстрировать следующие умения:

1) классифицировать корни с безударной гласной (корни с гласной, проверяемой ударением

2) корни с непроверяемой гласной;

3) корни с чередующейся гласной

4)выбирать  гласную  (с  помощью     подбора  проверочного  слова,     нужного правила или орфографического словаря);

5)аргументировать свой выбор.

Тест задания А14

1 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)   нагр..вать,стр..мление,соч..тающий
2)   под..рить,хв..стун,просл..вляя
3)   переб..рёшь,к..варный,ст..рона
4)   об..яние,прик..снуться,л..скающий

2.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ак..демия, упр..стить, оз..рённый

2) обог..щение, перен..сить, п..хучий

3) оч..ровать, агитк..мпания, приг..рание

4) осн..щение, к..мпенсация, р..сток

3.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) кр..терий, изб..жать, пр..цедура

2) в..кцина, приг..рающий, сп..сающий

3) соб..раться, м..нимальный, р..внина

4) д..йствительный, зач..рованный, отт..чить

4.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) дол..теть, вет..ран, сж..гание

2) архит..ктурный, соб..седование, к..саться

3) бл..стательность, уб..рать, инц..дент

4) сопост..вление, разд..лять, обн..вить

5.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р..сток, пол..гаться, т..ропливый

2) укр..щать, пон..мание, г..сударственный

3) ок..лдовать, разб..раться, зап..тевать

4) в..жатый, отт..ргать, напр..гаясь

ЗАДАНИЕ № 5

  «Подготовка к ЕГЭ. Разбор задания А15». 10  класс

  Компетентности: информационная, разрешение проблем, коммуникативная.

 Аспект: планирование и поиск информации.

Стимул        

Разговор на перемене двух учениц 10 класса.

- Эти приставки  выучить невозможно! Их так много!

- По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.

- Поможешь мне?

Заданная

формулировка

  1. Ознакомьтесь с алгоритмом правописания приставок ПРЕ -ПРИ
  2. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы в приставках.
  3. Подумайте, на какие группы можно поделить данные слова? Впишите соответствующие названия колонок в таблицу. Заполните таблицу данными примерами.
  4. Добавьте в каждую колонку свои примеры (по 4 слова).
  5. Можно ли преобразовать эту таблицу в более сложную, чтобы она отображала все пункты правила? Начертите более сложную модель.
  6. Выполнив упражнение таблица, приступите к выполнению теста, включающего задание А 15.

Информация, необходимая для решения данной задачи

  1. Распечатка с алгоритмом правописания приставок ПРЕ -ПРИ
  2. Материал пособия Павловой С.А. . «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010  стр 60-62
  3. Карточки с заданиями, тесты стр. 63-64 пособия

Форма предъявления результатов КОЗ

Пр...близиться к родным местам, ра...жать ладони,в...пахать землю, пр...градить путь,пр...открыть дверь, бе...жалостный человек, пр...ступить закон, пр...шить пуговицу, пр...школьный участок,  ра...чистить двор.

Бланк для выполнения задания

Модельный ответ:

таблица №1

Пре-

При-

Буква З на конце приставки

Буква С на конце приставки

преступить

приблизиться

разжать

вспахать

преградить

приоткрыть

безжалостный

расчистить

пришкольный

пришить

таблица №2

Пре =очень

Пре = пере

При-прибл., присоед.

При-около чего-либо

Словарные слова

З на конце приставки

С на конце приставки

свои примеры

свои примеры

свои примеры

свои примеры

свои примеры

свои примеры

свои примеры

                                                

Оценивание:

"5"- учащийся дал верное название колонок; правильно распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и грамотно построил таблицу №2. Вы к зачёту готовы.

"4"- а) учащийся дал верное название колонок; верно распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку, но неправильно построил таблицу №2 или не сделал совсем.

б) учащийся назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и правильно построил таблицу №2, но допустил 2-3 ошибки. Вы хорошо подготовились к зачёту, но знаете по данной теме ещё не всё.

"3"-а) учащийся назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и правильно построил таблицу №2, но допустил 3-4 ошибки.

б) учащийся назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и неправильно построил таблицу №2 или не построил совсем, но допустил 2-3 ошибки. Увы, вам нужно серьёзно заняться изучением этой темы, иначе зачёт вы не сдадите.

Тестовое задание

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1.ро…черк,  не…гибаемый,  и…подтишка

2.сверх…яркий,  под…езд,  сер…ёзно

3.пр…смыкаться,  непр…менно, без пр…крас

4.д…гнать,  вз…браться,  з…облачный

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)не..цененный, пр..игрыватель, з..работать

2)бе..домный, ра..думывать, в..бираться (на дерево)

3)пр..поднять, пр..интересный, пр..седание

4)от..грывать, от..скать, за..грывать

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)не..ткрытый, пр..явить, пр..дедушка

2)и..пользование, в..бодриться, не..держанный

3)пр..глушить, пр..думать, пр..вычный

4)без..ядерный, об..ём, без..облачный

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)с..беседник, з..речный, в..обще

2)непр..косновенный, пр..обретённый, пр..знание

3)ра..крыть, ни..ложенный, во..гордиться

без..мянный, на..менование, из..мать (из оборота

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)не..жиданный, с..мнение, н..завтра

2)пр..забавный, пр..следовать, пр..рекание

3)и..бежать, ни. .падающий, ра..весёлый

4)об..грать, раз..скать, за..скивающий

Задание № 6

  «Подготовка к ЕГЭ. Разбор задания А17». Правописание суффиксов.10  класс

      Компетентности: информационная, разрешение проблем, коммуникативная.

      Аспект: планирование и поиск информации.

Стимул        

Разговор по телефону двух учениц 10 класса.

- Эти суффиксы  выучить невозможно! Их так много!

- По-моему, ты преувеличиваешь. Нам учитель на уроке дал отличную схему правописания суффиксов. Если её выучить, то ты справишься с заданием А 17.

Заданная

формулировка

  1. Ознакомьтесь со схемой правописания суффиксов различных частей речи
  2. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы в суффиксах.
  3. Подумайте, на какие группы можно поделить данные слова? Впишите соответствующие названия колонок в таблицу. Заполните таблицу данными примерами.
  4. Добавьте в каждую колонку свои примеры (по 4 слова).
  5. Можно ли преобразовать эту таблицу в более сложную, чтобы она отображала все пункты правила? Начертите более сложную модель.
  6. Выполнив упражнение таблица, приступите к выполнению теста, включающего задание А 17.

Информация, необходимая для решения данной задачи

1.Распечатка со схемой правописания суффиксов

2.Материал пособия Павловой С.А. . «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010  стр. 68-71

3.Карточки с заданиями, тесты стр. 72-74 пособия

     

ЗАПОМНИ!

Некоторые суффиксы существительных надо просто знать «в лицо»:

-ОСТЬ- (-ЕСТЬ), -ОТ(А), -ЕТ(А), -ЕСТВ(О). Сравните: пустота, нищета, казачество.

• -ИЗН-, -ИНСТВ-: большинство, крутизна, достоинство.

• -К(а) в существительных - суффикс «женскости»: студент -студентка, белорус - белоруска.

Правописание суффиксов имён прилагательных

Суффикс  -ив

Суффикс -ев (-еват, -евит)

под ударением: ленивый, красивый

Исключение: милостивый        

при безударном произношении: ключевой, соевый, боевой, молодцеватый

Суффикс  - к

Суффикс  - ск

Если прилаг. имеет краткую форму: узкий – узок, дерзкий – дерзок

Образовано от сущ. с основой на К, Ч, Ц: немец – немецкий, рыбак - рыбацкий, ткач - ткацкий

В остальных случаях.

Белорус – белорусский,

Француз – французский.

ЗАПОМНИ!

Суффиксы прилагательных -ЧИВ- и -ЛИВ- пишутся с И (суффиксов-ЧЕВ- и -ЛЕВ- не бывает). Поэтому, столкнувшись с этой орфографической проблемой, сначала разберите слово по составу: талантливый(корень талант-, суффикс -ЛИВ-), фланелевый (корень фланел-,суффикс -ЕВ-). Исключение: милостивый.

Правописание суффиксов глаголов

Суффикс –ова, -ева

Суффикс –ыва, -ива.

Если в 1 лице ед.ч. глагол оканчивается на –ую, -юю.

Заведовать – заведую,

Воевать – воюю.

Если в неопределённой форме и в прошедшем времени сохраняется  тот же суффикс. Разведывать – разведывал – разведываю.

Правописание суффиксов причастий

Суффикс –УЩ, -ЮЩ, -ЕМ

Суффикс –АЩ, -ЯЩ, --ИМ.

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения.

Бороться – борющийся. Читать-читаемый

Если причастие образовано от глагола 2 спряжения.

Дышать – дышащий. Видеть - видимый

  Форма предъявления результатов КОЗ

Монаш...нка, фонар...к, жемчуж...нка, дружоч...к, точиль...ик, разнос...ик почты, извоз...ик, врем...чко, крут...зна, меньш...нство, бедн...та, юнош...ство, одиноч...ство, старш...нство, протал...нка, добыт...ик , смаз...ик

усидч..вый, привязч...вый, болот...стый,  ступенч...тый, француз...кий, уз...кий, щавел...вый, удушл...вый, тюлен...вый, ,завистл...вый, полес.кий, оренбург..кий, ноябрь...кий, заманч...вый, тунгус...кий

выздоравл…вать, исповед…вать, совет…вать, отвоёв…вать,  перебрас…вать, взвеш…вать,  приков…вать,  восстанавл…вать, запис…вать, прониз…вать,

Вер…щий людям, зна…щий правду, люб…щий спорт, кле…щий коробочку, се…щий хлеб, легко дыш…щий, скач…щие всадники, стро…щийся дом,уважа..мый

изуча..мый, привоз..мый,рекоменду..мый

Бланк для выполнения задания

Модельный ответ:

существительные

прилагательные

глаголы

причастия

Монашенка, фонарик, жемчужинка, дружочек, точильщик, разносчик почты, извозчик, времечко, крутизна, меньшинство, беднота, юношество, одиночество, старшинство, проталинка, добытчик , смазчик

усидчивый, привязчивый, болотистый,  ступенчатый, французский, узкий, щавелевый, удушливый, тюленевый, завистливый, полесский, оренбургский, ноябрьский, заманчивый, тунгусский

выздоравливать, исповедовать, советовать, отвоёвывать,  перебрасывать, взвешивать,  приковывать,  восстанавливать, записывать, пронизывать,

Верящий людям, знающий правду, любящий спорт, кле…щий коробочку,  сеющий хлеб, легко дышащий, скачущие, строящийся дом,уважаемый

изучаемый,привозимый, рекомендуемый

Упражнение № 2  Восстановите правило

Правописание суффиксов -ив-, -ев-.

Суффикс ______ пишется под ударением (лен…вый, правд…вый)

Искл. юродивый, милостивый.

Суффикс ______ без ударения (со… вый)

Упражнение № 3 Проверь себя!

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание суффиксов. Проверочное слово напишите в скобочках.

1.    Кремлёвские звёзды путь к свету указ…вают (                           ).

2.    Делай так, чтобы не передел…вать (                           ).

3.    Сытого гостя легко потч…вать (                           ).

4.    Кто рассказ…вает (                           ) тайну, тот теряет всякое доверие.

5.    Боль без языка, да сказ…вается (                           ).

6.    Совет хорош, когда его спраш…вают (                           ).

7.    Всякий трус о храбрости бесед…вать (                           ) горазд.

Упражнение № 4 Пользуясь образцом, замените действительные причастия страдательными.

Образец: Советские воины, охраняющие границы. – Границы, охраняемые советскими воинами.

1. Ученик, возвраща…щий книгу. 2. Строители, восстанавлива…щие здание. 3. Люди, возрожда…щие город. 4. Собеседники, возобновля…щие разговор. 5. Вода, враща…щая турбины. 6 Хирург, опериру…щий больного. 7. Мальчик, припомина…щий стихотворение. 8. Разведчик, выполня…щий задание. 9. Воды, омыва…щие остров.

Упражнение № 5. Лингвистическая задача. “Собери причастие”.

  1. В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас.
  2. Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.
  3. От глагола читать взять глагольный суффикс.
  4. Из причастия тающие (снега) взять суффикс.
  5. Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник. (А. Пушкин).
  6. К полученному слову добавить суффикс возвратности.
  7. Составить с полученным словом словосочетание.
  8. С данным словосочетанием составить предложение.
  9. Заменить причастный оборот придаточным определительным, записать предложение, которое получилось.

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ  Тест. А 17

1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. застра...вающий Б. гел...вый В. причудл...вый Г. танц...вать

1) Б, В                 2) Б, Г                      3) В, Г                          4) А, Г

2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. фланел...вый Б. удва...вать В. овлад...вать Г. хитр...нький

1) А, Б, Г                     2) А, Б, В                        3) А, В, Г                     4) В, Г

3. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. забывч...вый Б. расстег...ваться В. миндал...вый Г. откле...ться

1) А, Б, Г                         2) А, Б, В                      3) В, Г                     4) А, В, Г

4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. син...ватый Б. передерг...вать В. обидч...вый Г. зате...ть

1) А, Б, В                         2) В, Г                   3) Б, В, Г                             4) Б, В

5. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. перекра...вать Б. оранж...вый В. удоста...вать Г. дешев...нький

1) В, Г                          2) А, В                       3) А, Б, Г                            4) А, Б, В

6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. леле...ть (мечту) Б. алюмини...вый В. продл...вать Г. застенч...вый

1) А, В                               2) Б, Г                             3) А, Б, Г                          4) Б, В

7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. выносл...вый Б. обур...вать В. милост...вый Г. припа...вать (деталь)

1) Б, Г                        2) А, Б, Г                       3) А, В, Г                        4) Б, В

8. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Е?

А. просматр...ваю.        Б. рыжеват...нький         В. забол...вать        Г. щавел...вый

1) А, Б, В                             2) А, В, Г                       3) А, Б, Г                    4) Б, В, Г

9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А. попроб...вать      Б. оборуд...ванный        В. век...вой           Г. погляд...вать

1) А, Б, В                       2) Б, Г                         3) А, Б                         4) А, В

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. марл...вый          Б. усва...вать         В. талантл...вый             Г. ноч...вать

1) А, Г                           2) А, Б, Г                    3) В, Г                       4) А, Б, В

Задание № 7

  «Подготовка к ЕГЭ. Разбор задания А29: функционально-смысловые типы речи.

      Компетентности: информационная, разрешение проблем, коммуникативная.

       Аспект: планирование и поиск информации.

СТИМУЛ

Наташа:                                                                 Андрей:

- Никак не могу запомнить эти типы речи!       - Так и быть, помогу тебе. Есть отличная

 Всё время путаю!                                                 схема.  Выучив её, выполнишь задание А 29.                                                                              

Заданная

формулировка

  1. Ознакомьтесь со схемой «Типы речи»
  2. Прочитайте 3 совета о том, как определить тип речи текста.
  3. Выполните предложенные упражнения,
  4. Выполнив упражнения, приступите к выполнению теста, включающего задание А 29.

Информация, необходимая для решения данной задачи

  1. Распечатка со схемой «Типы речи»
  2. Материал пособия Павловой С.А. . «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010  стр. 114-116
  3. Карточки с заданиями, тесты стр. 117-120 пособия

3 совета о том, как определить тип речи текста

1.     Представьте, в каком источнике мог использоваться данный текст: в учебнике, художественной литературе, журнале, газете, бытовом разговоре.

2.     Определите способ обращения автора к читателям: поучение, рассказ, доказательство, выражение своего отношения, отражение своих взглядов или чувств.

3.     Подумайте: идёт ли в тексте речь…

…об одновременно присутствующих качествах предмета;

           … о сменяемых событиях или действиях;

          … о причинах и следствиях какого-либо явления.

Важно! Правильное определение типа текста в предложенном фрагменте поможет выпускнику при выполнении задания С. А именно ― в избежании фактической ошибки в работе, в уместном употреблении глаголов: «Автор рассуждает…» ― если речь идёт о тексте-рассуждении: «Автор рассказывает…» ― если говорится от тексте-повествовании; «Автор описывает…» ― при работе с текстом-описанием.

Форма предъявления результатов КОЗ

Упражнение 1. Лингвистическая разминка.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Обучающиеся на каждую букву придумывают словарное слово:

 аллея

 ноктюрн

 телефон

 интерес и т. д.

 т ....

 е ....

 з ....

 а ....

«Свяжи слова»

 Обучающиеся должны логически связать в предложении два слова, совершенно разных по смыслу:

 Космонавт – огород

 Лужа – компьютер

 Космонавт с орбиты увидел свой необыкновенный огород, сплошь покрытый яркими подсолнухами.

Подобрать эпитеты к словам:

 Лес (волшебный)

 Небо (свинцовое)

 Река ....

 Болото ....

 Воздух

Упражнение 2. Прочитав тексты, заполните таблицу

Текст № 1

Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая, мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их.      (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Текст № 2

«Вот оно!» — думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него. Несколько солдат упало.

— Ура! — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер-офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Текст № 3

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

– Какой это тип речи? Запишите в таблицу

ОПИСАНИЕ

текст №

цель автора –

выделите в тексте ключевые слова – детали;

найдите языковые изобразительные средства;

ПОВЕСТВОВАНИЕ

текст №

цель автора –

выделите в тексте ключевые слова – детали;

найдите языковые изобразительные средства;

РАССУЖДЕНИЕ

текст №

цель автора –

выделите в тексте ключевые слова – детали;

найдите языковые изобразительные средства;

Закрепление в форме игры «Аргументы и факты»

1) Учитель формулирует тезис, учащиеся приводят аргументы и факты.

«Я здоровый человек» (назовите ключевое слово)

 а) делаю ежедневно зарядку;

 б) посещаю спортивную секцию;

 в) правильно питаюсь;

 г) у меня нет дурных привычек;

 д) не болею простудными заболеваниями.

«В мире животных» – моя любимая передача

 а) узнаю много нового о жизни животных;

 б) ведущий интересно рассказывает;

 в) в программе всегда удивительные документальные сюжеты.

ТЕСТ

(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. (А. Гербер)

1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к этому тексту?

а) Не место красит человека, а человек место.

б) Мал золотник, да дорог.

в) Не все золото, что блестит.

г) Муравей невелик, а горы сворачивает.

2. К какому стилю речи относится текст?

а) к публицистическому;

б) к научному;

в) к разговорному;

г) к официально-деловому.

3. Каков тип речи текста?

а) описание с элементами рассуждения;

б) рассуждение;

в) повествование с элементами описания;

г) описание.

4. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?

а) союз; б) синонимы; в) личное местоимение и лексический повтор;

г) союз и частица.

5. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста?

а) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза;

б) метафора, антонимы, синонимы;

в) эпитеты, фразеологизм, антонимы;

г) разговорные выражения, эпитеты, гипербола.

Задание № 8

«Подготовка к ЕГЭ. Разбор задания А20. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
А20. Проверяется знание пунктуации в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Требуется знать, как ставятся запятые в простом и сложном предложении с союзом -и. Нужно определить необходимость знака и выбрать правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия.

Задания направлены на формирование информационной компетентности, формирование компетентности работы в группах, коммуникативной компетентности, компетентности разрешения проблем

СТИМУЛ

Аня:                                                                

- Я часто допускаю ошибки в постановке запятой в сложном предложении. Всё время забываю, когда надо ставить запятую перед союзом –И-, когда не надо ставить.

Алексей:

- Аня, ничего сложного в этом правиле нет. Сейчас я тебя с ним познакомлю, и, следуя образцу рассуждения, ты легко справишься с заданием А 20.

Заданная

формулировка

  1. Ознакомьтесь с памяткой «Постановка запятой перед союзом –И- в сложном предложении и перед ОЧП»
  2. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы
  3. Подумайте, на какие группы можно поделить данные предложения? Впишите соответствующие названия колонок в таблицу. Заполните таблицу данными примерами.
  4. Добавьте в каждую колонку свои примеры (по 2 предложения).
  5. Выполнив упражнение «Таблица», приступите к выполнению теста, включающего задание А 20.

Информация, необходимая для решения данной задачи

  1. Распечатка с памяткой «Постановка запятой перед союзом –И- в сложном предложении и перед ОЧП»
  2. Материал пособия Павловой С.А. «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010  стр. 88-89
  3. Карточки с заданиями, тесты стр. 28-30 пособия Павловой С.А. «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010  стр. 89-90

ПАМЯТКА «Постановка запятой перед союзом –И- в сложном предложении и перед ОЧП»

Где и почему

Запятая перед –И- ставится

Запятая перед –И- не ставится

Простое предложение с однородными членами  и неповторяющимся союзом и

Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

[О, О и О].

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

Стало холодно, и мы затопили печь.


[ ], и [ ].

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член

Зимой на даче холодно и мы топим печь.

1) холодно (когда?, где?)

зимой на даче

2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче

[общ.втор.член =] и [ - =]

Рассуждаем вместе

Дано предложение с союзом И

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в

предложении.

  1. Сначала сразу вычеркиваем 2 варианта ответа, которые не могут быть правильными:
  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  1. Осталось 2 варианта ответа:
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  1. Подчёркиваем грамматические основы в предложении.
  2. Если предложение простое (одна грамматическая основа, союз И соединяет однородные члены предложения), выбираем ответ «Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна».
  3. Если предложение сложное (две грамматические основы, между ними союз И), выбираем ответ «Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая».

   

Упражнение «Таблица»

Знаки препинания НЕ расставлены!

1.Море вечно и (не)умолкаемо шумит и плещ_т. 2. Океан словно зам_р и тихо и  рокоч_т. 3. Снег  ра_сыпает_ся мелкой пылью и весь лес дымит и как(будто) пыла_т белым холодным пожаром. 4. Веселая тропинка в_лась между посевами и хотелось идти по ней. 5. На рассвете запели птицы и пош_л снег.(Б.Полевой) 6. Весна в этом году выд_лась ранняя и дружная и в конце марта снега как (не,ни)бывало. 7. (В)начале апреля уже вили гнезда скворц_ и летали бабочки. 8. В конце марта трава уже вылезла острыми зелеными р_стками и почки на деревьях набухли и раскрылись. 9. Весна и всюду радость обн_вления. 10. Пестрая куча мальчиш_к вдруг выск_чила из(под) насыпи и звонко закричала что(то). 11. Как в забытьи каком стоишь и слыш_шь свежий запах сада. 12. В семь часов я сажусь в седло и конь весело несётся.

Модельный ответ

Простое предложение с ОЧП, запятая перед –И- не ставится

Сложное предложение, запятая перед –И-  ставится

В сложном предложении есть общий второстепенный член, запятая перед –И- не ставится

Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

Снег  рассыпается мелкой пылью, и весь лес дымит и как будто пылает белым холодным пожаром.

На рассвете запели птицы и пошёл снег.(Б.Полевой)

Океан словно замер и тихо и  рокочет.

Весёлая тропинка вилась между посевами, и хотелось идти по ней.

В начале апреля уже вили гнезда скворцы и летали бабочки.

Пёстрая куча мальчишек вдруг выскочила из-под насыпи и звонко закричала что-то.

Весна в этом году выдалась ранняя и дружная, и в конце марта снега как ни бывало.

В конце марта трава уже вылезла острыми зелёными ростками и почки на деревьях набухли и раскрылись.

Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада.

Весна, и всюду радость обновления.

В семь часов я сажусь в седло и конь весело несётся.

Тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание А 20. Запятая перед союзом И в простых и сложных предложениях» для 10-11 классов

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Противоположные возвышенности отступали от долины ( ) и по низменности под ними пролегала древняя каменистая дорога. (Бунин И.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб ( ) и уходил в бирюзовое небо. (Бунин И.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Со стороны садов пахло лежалыми яблоками ( ) и свежескошенным сеном (Андреев Л.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В парке в полной темноте сиренево светился снег ( ) и на нём чернели протаявшие и скованные морозом тропы. (Дудинцев В.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Я попросил проезжего хлопца подвезти меня ( ) и он посадил меня в свою тележку на двух колёсах. (Бунин И.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

 Люди на берегу бросили работу ( ) и глядели на подходившие суда. (Чесноков И.)

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Вот на колокольне Василия Великого вспыхнул пожаром красный бенгальский огонь

( ) и багровым заревом лёг на чёрную реку.(Андреев Л.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В два ясных дня согнало с берегов весь снег ( ) и Угрюм-река засияла  под солнцем холодным блеском.(Шишков В.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Миша разделся, бросился в ледяную воду ( ) и саженками поплыл на другую сторону.(Рыбаков А.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

 Дмитрий Алексеевич спустился вниз ( ) и около раздевалки кто-то вдруг твёрдо пропустил пальцы ему под руку и взял за локоть.(Дудинцев В.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Использованная литература

  1. Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2010.
  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.
  3. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО», 2009.
  4. Зайцева О.Н. “Методические рекомендации учителю по подготовке школьников к ЕГЭ”/Русский язык и литература в современной школе. Сборник научно-методических материалов.- М.: МИОО, 2010. 
  5. Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007.
  6. Львова С.И. ЕГЭ 2011-2012. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2012.
  7. Павлова С.А. «Русский язык: рекомендации по подготовке к ЕГЭ». – М.: Дрофа, 2010
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
  9. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2012. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., «Легион», 2012.
  10. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2011.
  11. ЕГЭ: русский язык: контр. измерит. материалы: 2011-2012. – М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.

Определите часть речи   производящего слова

Образовано от ГЛАГОЛА

Образовано от существительного

См. схему № 2

ЭТО ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Есть суффиксы -ан-   -ян-  -ин-

Есть суффиксы -онн- енн-

основа

на   - н  + н

Слово      образовано от ГЛАГОЛА

причастия

Отглагольные прилагательные

ПОЛНОЕ

КРАТКОЕ

на -ованный (ёванный); образовано от глагола соверш. вида

Нет приставок и зависимых слов или есть только приставка -НЕ

Есть приставки, кроме –НЕ;  есть две приставки; есть зависимые слова

Пиши Н

скошена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные упражнения по русскому языку для подготовки к ГИА

Данный материал представляет собой группу упражнений на повторение знаний по основным разделам русского языка. Он может быть использован как для комментированной, так и для самостоятельной работы на у...

Сборник упражнений по русскому языку, 6 класс.

В сборник вошли упражнения:Проверочные упражнения.Упражнения по словообразованию и орфографии.Имя существительное.Имя прилагательное.Местоимения.Глагол.Повторение изученного в 6 классе....

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ Система различных упражнений по русскому языку

Предлагаю вашему вниманию систему различных  упражнений как результат наблюдений над ошибками в работах выпускников, выполнявших задание С на ЕГЭ по русскому языку. При проверке сочинений э...

Д.Э.Розенталь.Сборник упражнений по русскому языку с диктантами

Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы...

Занимательные упражнения по русскому языку

Материал  подходит для дополнительной работы на уроках русского языка...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...