компетентностный подход к изучению культуры речи на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Онищенко Лилия Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_8.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход к обучению культуре речи на уроках русского языка.

 Онищенко Лилия Владимировна,  

МБОУ СОШ №4 г-к Анапа,

 учитель русского языка и литературы  

Адрес: г-к Анапа, ул. Владимирская 66,кв 6.

Электронный адрес: lilia.salamandra@yandex.ru

Современное обучение русскому языку предполагает усиление практической направленности, требует компетентностного подхода, при котором формируется всесторонне развитая личность, обладающая теоретическим мышлением, языковой интуицией, владеющая культурой речевого общения и поведения.

На уроках русского языка учащиеся, решая задачи жизненного характера на основе компетентностного подхода, формируют и развивают коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

Коммуникативная  компетенция- это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи  языка и истории народа, владение нормами русского  речевого этикета, культурой межнационального общения.

Сегодня мы нуждаемся в речевой личности, т.е. человеке, который в любой ситуации может чётко и грамотно сообщить необходимые сведения, обстоятельно ответить на вопрос, корректно вести спор, грамотно строить диалог. Это необходимо, чтобы войти в жизнь образованным и уверенным в себе человеком. Этому служит культура речи. И здесь компетентностные задания являются перспективными, т.к. при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

Современные учебники русского языка соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, так УМК под редакцией С.И.Львовой, по которому я работаю, обеспечивает интенсивное  развитие речевых, интеллектуальных, творческих способностей  школьников, овладение общеучебными  умениям, «Культура речи» вынесена в отдельный  раздел.

 Какие же компетентностные задания мы можем предложить учащимся при изучении культуры речи? Уже в 5 классе, работая над проблемными вопросами,  школьники учатся объяснять понятия «культура речи», «норма»; оценивать примеры с позиции «правильно» - «неправильно», пользоваться соответствующими словарями.

Большое внимание уделяется  редактированию  ошибок в  письменной речи, анализу звучащей речи, проведению мини-исследований, творческим работам, проектной деятельности.

Проиллюстрировать различные виды компетентностных заданий можно на примере изучения речевого этикета.

Учащимся предлагается составить диалоги и инсценировать их, работая в парах:

-придумайте и разыграйте сценку «В кабинете врача»,  построенную по всем правилам современного русского речевого этикета;

-разыграйте сценку «В автобусе». Проследите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться этикетными словами для выражения просьбы.

-работая парами, инсценируйте  разные варианты  диалогов в следующих ситуациях:

А)  пригласите одноклассника в гости;

Б) постарайтесь отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть одноклассника;

В) попросите одноклассника дать почитать вам книгу;

Г) вам преподнесли подарок, который не очень обрадовал вас;

Д) попросите вернуть книгу (диск, кассету), которую у вас взяли давно.

Для проведения лингвистических мини-исследований можно предложить  следующие  задания:

-проанализируйте роль слов и выражений «так сказать», «как бы», «ну вот», «типа того», «прикинь»,  «конкретно»  и т.п. в речи современной молодежи. Опишите ситуацию, когда таких слов было  употреблено много, но без пользы  для взаимопонимания,  что и привело к казусу.

Например:

Портной примеряет брюки клиенту.

-Не длинны?

-Ну, короче…Типа того…

Мастер укорачивает:

-А теперь?

-Ну, короче…Конкретно…

Мастер снова укорачивает. Они уже едва закрывают колени, но  желание клиента-закон.

-Сейчас как?

-Ну, короче… Прикинь…

-Так бы и сказали, что вам нужны шорты…

-Работа в группе. Расскажите о собственных наблюдениях над речью детей и взрослых, о метких и уместных высказываниях. Заведите тетрадь «Жемчужины речевого мастерства».

Творческие задания формируют коммуникативную компетенцию (умение создавать высказывание, текст определённого стиля, типа, жанра). Это сочинения-миниатюры,  рассказы (Придумайте рассказ, в котором  слова «благодарю», «спасибо» были бы употреблены с горькой иронией). Можно предложить  учащимся написать приглашение, оформив его как  sms-сообщение  или  оригинальное поздравление к празднику, юбилею.

Проектное  задание развивает индивидуальность, творческую инициативу, познавательные навыки,  критическое мышление,  навыки самостоятельного движения в информационном поле. Интересные темы может выбрать как учитель, так и сам учащийся:

-Культура речи и современная жизнь.

-Этические нормы речевой  культуры.

-Невербальные средства общения.

-Русский язык в молодежной субкультуре.

-Язык  как культурный код народа.

-Соблюдение правил речевого этикета в споре, дискуссии.

-Владение речевым  этикетом - это важно?

Таким образом, при изучении культуры речи компетентностные задания являются одним из способов  повышения эффективности предметного содержания.

 Язык помогает нам познавать мир и   совершенствовать себя, чтобы стать успешным человеком, полезным обществу и стране. Прекрасно сказал об этом известный современный лингвист  Л.И.Скворцов: «В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации и Интернета, распространения видеотехники  и других достижений современной цивилизации, глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательны для всякого образованного человека и патриота».

 Литература:

  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Павлова Л.Г, Кашаева Е.Ю. / Ростов н/Д: Феникс,2005.-256 с.
  2. А.М. Головизин  Русский язык .9 класс. Условия успешной коммуникации: элективный курс / авт.-сост. А.М.Головизин. / Волгоград: Учитель,2008. -95с.
  3. Львова   С.И.  «Позвольте пригласить вас…», или  Речевой этикет. / М.:Дрофа,2004
  4. Мурашов А.А., Русецкий В.Ф. Культура русской речи. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля. / М.:Просвещение,2006 – 239с.
  5. Т.И.Павлова, Т.В.Белоусова  Компетентностные задания по русскому языку 5-11 классы. Методический конструктор.  Учебное пособие. / тм Легион Ростов-на-Дону,2012 -72с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Методическая разработка "Обучение культуре речи на уроках русского языка"

Методическая разработка на тему: «Обучение культуре речи на уроках русского языка» имеет теоретический характер и практическую направленность. Цель данной работы: способствовать формированию...

Синтаксис и культура речи. Обобщающий урок русского языка в 11 классе.

На первое место выходят уроки обобщающего характера, объединенные в блоки и имеющие практическую направленность. Немаловажную роль играют уроки, содержащие вопросы культуры речи....

Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать...

Презентация "Обучение культуре речи на уроках русского языка"

Методическая разработка на тему: «Обучение культуре речи на уроках русского языка» имеет теоретический характер и практическую направленность. Цель данной работы: способствовать формированию у школьни...

Презентация "Работа по культуре речи на уроках русского языка"

Лекционный материал на тему6 "Работа по культуре речи на уроках русского языка"...