Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ермолаева Светлана Сергеевна

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ermolaeva_s.s.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проблемно-эвристического урока

Автор: Ермолаева Светлана Сергеевна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 85 с углублённым изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода

Предмет: русский язык

Программа: Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.   5-9 классы. К учебно-методическому комплексу "Русский язык. 5-9 классы" под редакцией Е.А. Быстровой

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ под ред. Е.А Быстровой.- М.: ООО "Русское слово-учебник", 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Класс: 5        

Раздел программы: Раздел 2. Текст.

Тема урока:  Урок №13. Средства связи предложений в тексте.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Power Point

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации

Время реализации занятия: 45 минут

Цели урока: 

1) углубить понятие об основных признаках текста;

2) изучить способы связи предложений в тексте;

3) сформировать умение находить средства связи предложений в тексте.

Задачи:

  1. Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста  и его микротемы;

4) обучить самостоятельному  и коллективному поиску средств связи предложений в тексте.

  1. Развивающие

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

  1. Воспитательные

      1) показать богатство родного языка;

      2) прививать уважение к языку и его истории;

      3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Методы работы

  1. проблемно-эвристические;
  2. частично-поисковые;
  3. объяснительно-иллюстративные.

Приемы работы:  сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная

Структура урока

Этапы урока

Время

Слайд презентации

I. Приветствие, активизация внимания

1 мин.

Слайд №1

II. Словарно - орфографическая работа.

8 мин.

Слайды №2-4

III. Изучение нового материала (этап включает в себя здоровьесберегающий элемент урока)

20 мин.

(16+4)

Слайды №5-8


Слайды №9-10


Слайды №11-12

IV. Закрепление полученных знаний и отработка умений.  

10 мин.


Слайды №12

V. Итоговый вывод

2 мин.

VI. Домашнее задание.

2 мин.

Слайд №13

VI I. Рефлексия.

2 мин.

Слайд № 14

Слайд № 15

Ход урока

I. Приветствие, активизация внимания (Слайд №1)

II. Словарно - орфографическая работа.   Чтение стихотворения учителем (Слайд №2).

Ты мой сверстник, я твой тоже,

Мы по возрасту похожи.

Я не сразу смог понять,

Это слово как писать.

Мне словарь попался в руки,

Я открыл его от скуки...

И узнал, что буква "т"

Сначала встретилась в "версте".

Так все трудные слова

Станут легче "дважды два"

  1. Какой словарь помог нам объяснить правописание словарного слова "сверстник"?

(этимологический).

  1. Класс записывает новое слово в справочно-словарные тетради "Помощницы", где дома дети составляют с ним 2 предложения (простое и сложное) и по желанию рисуют иллюстрации (это задание привычное для учеников, так как словарная работа проводится на уроках регулярно)
  2. Проблемные вопросы и задания

1) Мы узнали, что слово "сверстник" произошло от слова "верста", а что оно обозначает? Каким словарём мы воспользуемся, чтобы узнать лексическое значение слова? (толковым словарём)

2) Какое слово в русском языке является синонимом к слову "сверстник"? (ровесник)

Какой словарь поможет нам решить эту проблему? ( словарём синонимов)

3) Может ли нам помочь словарь объяснить правописание слова "ровесник"? Каким словарём мы воспользуемся? (этимологическим словарём)

  1. Три группы учеников работают со словарями: в толковом словаре ищут ответ на вопрос №1 (Слайд №3);  в словаре синонимов - на вопрос №2 (Слайд №4); в этимологическом - на вопрос №3

III. Изучение нового материала.  Прочитаем запись и поиграем с предложениями.

(Слайд №5).

Их связывают  одинаковые взгляды на жизнь. Поэтому  я дружу с ребятами из моего класса. Дружба объединяет людей с  похожими  интересами  и увлечениями. И мне легче найти общий язык со сверстниками. Друзьями обычно становятся ровесники.

  1. Проблемные вопросы и задания: 

1) Можно ли назвать эту запись текстом? Почему?

2) Какие отличительные признаки текста вы помните?

3) Сравните свои ответы с теорией I на странице учебника 35, § 8 (Слайд №6)

4) Если вы уже знаете, что такое текст, то какова, по вашему мнению, основная цель сегодняшнего урока? Какие задания были бы вам интересны?

5) Продолжим игру. Запишите в тетради предложения в таком порядке, чтобы они образовали единый текст. Не забудьте пропустить строчку для заголовка. (Слайд № 7)

                                         Дружба, или Как мы находим друзей?        

(1) Дружба объединяет людей с  похожими  интересами  и увлечениями. (2) Друзьями обычно становятся ровесники. (3) Их связывают  одинаковые взгляды на жизнь. (4) И мне легче найти общий язык со сверстниками. (5) Поэтому  я дружу с ребятами из моего класса.

6) Какие заголовки у вас получились? Что они выражают? Тему? Идею? Основную мысль? Прокомментируйте заголовок на слайде.

7) Есть ли в вашем тексте деление на абзацы? Всегда ли оно должно быть в тексте? Почему?

8) Снова обратимся к учебнику. (Слайд №8) Выполните задания 1,2 упражнения 44.

По вашему желанию, вы можете дома выполнить творческое задание 3.

  1. Здоровьесберегающий элемент урока - упражнения для позвоночника и зарядка для глаз (Слайды №9-10)

9) Прочитайте теоретический материал V—VII  и перечислите  названные в нем способы и средства связи предложений в тексте (Слайды № 11-12). Дома нужно будет составить обобщающую таблицу в "Помощницах" на тему "Связь предложений в тексте".

 

Пока класс самостоятельно знакомится с новым материалом,  два ученика работают у доски: один выписывает средства связи при последовательной (цепной) связи (с. 38), второй — при параллельной связи (с. 39).

                                                      Возможная запись на доске:

— местоимения

— повтор одного и того же слова

— однокоренные слова

— синонимы

— антонимы

— одинаковые глагольные формы

— одинаковый порядок слов

10)  Сравните свои  наблюдения с теми, что сделали ваши одноклассники на доске.

Все ли средства перечислены? Всё ли названное вам понятно?

 IV. Закрепление полученных знаний и отработка умений.  

Упр. 48. Ученики работают самостоятельно, а затем следует коллективное обсуждение результатов анализа текста. Пятиклассники аргументированно доказывают наличие в тексте последовательной связи предложений. (Слайд №12)

Упр. 49. Выполняется в  устной форме. Ученики находят признаки параллельной связи предложений в тексте.

 V. Итоговый вывод  о способах и средствах связи предложений в тексте формулируют сами ученики.

VI. Домашнее задание. (Слайд № 13)
1. Составить 2 предложения (простое  и  сложное) со словом «сверстник» (иллюстрации по желанию)
2. Составить обобщающую таблицу в "Помощницах" на тему "Связь предложений в тексте".
3. Творческое задание №3, упр. 44 (по желанию)

 VI I. Рефлексия. Осуществляется оценка и самооценка работы пятиклассников на уроке.

Ученикам предлагается дать оценку своей работы на уроке («да» «нет») (Слайд № 14)

  1. Было ли тебе интересно на уроке?______
  2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______
  3. Сумел ли ты применить свои знания?______
  4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____

(Слайд №15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.

Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения...

Урок развития речи. Связь предложений в тексте

Цели урока: Ознакомление с видами связи предложений в тексте; Развитие речевой культуры и словарного запаса обучающихся. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Краткое опи...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Способы связи предложений в тексте"

Урок "Способы связи предложений   в тексте"  адресован учителям, работающим по УМК М.М.Разумовской. Урок разработан в технологии Lesson study. Предлагается  технологическ...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Цепная и параллельная связь предложений в тексте".

Наглядное схематическое представление строения текстов с цепной и параллельной связью предложений....