Викторина по русскому языку для учащихся 6 класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Григорьева Ирина Николаевна

Данная викторина повышает интерес у учащихся к урокам русского языка, повышает их культуру речи и обогащает сдоварный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_._vikt.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 

  1. развивать речь и творческие способности учащихся.
  2. прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.
  3. обучить командной игре, умению вести спор, дискуссию.
  4. воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Оборудование: доска, мел, бумага, ручки, карточки с заданиями, таблички с названиями команд, жетоны, черный ящик, ключ, коса, лук.

Оформление доски: 

число, название викторины,

алфавит,

слова «цена, очерк, тетрадка» для шарады.

Ход викторины

1. Орг.момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в мир русского языка. Вам предстоит пройти нелегкие испытания, проверить свои знания в таких разделах русского языка, как морфология, фонетика и словообразование, орфография и орфоэпия, лексика и фразеология. Готовы? Тогда вперед!

Для начала я разделю вас на 3 команды (по рядам). За каждое задание вы будете получать жетоны, по которым мы и будем подводить итоги.

2. Жеребьевка

Учитель: Давайте определим порядок выступления команд. Та команда, которая быстрее других отгадает загадку-шараду, будет первой отвечать на мои вопросы, вторая – второй.

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(о-цен-к-а)

  1. Разминка

Это задание можно считать интеллектуальной разминкой перед более сложными конкурсными испытаниями.

Участникам (по одному из каждой команды) предлагается по 9 толкований понятий, имеющих отношение к школьной жизни. Подсказкой для участников может служить алфавитный принцип расположения ответов на вопросы.

Выигрышные очки определяются по совокупности отгаданных слов.

А

Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке

алфавит, азбука

Б

Карточки с вопросами для экзамена

билеты

В

Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа

вопрос

Г

Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением

глобус

Д

Управление факультетом в высшем учебном заведении

деканат

Е

Самая низкая учебная отметка

единица

Ж

Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика

журнал

З

Звуковой сигнал, извещающий о начале и окончании уроков

звонок

И

Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать, понять

интерес

К

Деревянная палочка, внутри которой – смесь глины с графитом

карандаш

Л

Планка для вычерчивания прямых линий или измерения длины

линейка

М

Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске

мел

Н

Один из принципов обучения, основанный на показе

наглядность

О

Принятая в учебной системе оценка знаний

отметка

П

Высшее учебное звание преподавателя высшего учебного заведения

профессор

Р

График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков

расписание

С

Период сдачи экзаменов в ВУЗах, техникумах, специальных училищах

сессия

Т

Листы в обложке

тетрадь

У

Учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельному предмету

урок

Ф

Школьный предмет, изучающий свойства и строение материи, формы ее движения и изменения

физика

Х

Учебное пособие – сборник избранных произведений или отрывков из них

хрестоматия

Ц

Инструмент для вычерчивания окружностей, дуг, измерения и переноса размеров на чертежи

циркуль

Ч

Красящая жидкость для писания

чернила

Ш

Для нерадивых учащихся – бумажка с записями для подглядывания во время экзамена

шпаргалка

Э

Проверочное испытание по какому-либо предмету

экзамен

Ю

Спортсмен-юноша, участник соревнований в своей возрастной группе

юниор

Я

Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге

ямб

  1. Задание на карточках

Поставить ударение

Вставить пропущенные буквы

Аристократия

Бюрократия

Ветеринария

Г…реть

З…рево

Прик…снуться

Водопровод

Нефтепровод

Газопровод

Под…ем

В…юга

Нян…чить

Артиллерия

Симметрия

Феерия

С…беру

Сж…гать

Зам…реть

Каталог

Квартал

Диспансер

Знач…к

Ж…лудь

Девч…нка

Христианин

Красивее

Кухонный

Ц…клон

Спиц…

Ц…пленок

Время на выполнение – 3 минуты. Выигрышные очки определяются по совокупности правильно записанных слов.

  1. Блиц-тур.

По одному участнику от каждой команды должны ответить на 7 вопросов. Время на обдумывание – 3-5 секунд.

1 команда

2 команда

3 команда

Сколько корней в слове «пароход»?

2

Сколько корней в слове «соображать»?

1

Сколько корней в слове «землемер»?

2

Назовите вопросы творительного падежа

кем?чем?

Назовите вопросы винительного падежа

кого?что?

Назовите вопросы дательного падежа

кому?чему?

В слове «сверхинте-ресный» «сверх-» приставка или корень?

Приставка

В слове «юго-западный» «юго-» приставка или корень?

Корень

В слове «межпредметный» «меж-» приставка или корень?

Приставка

От какого слова образовано слово «заново»?

новый

От какого слова образовано слово «охотник»?

От какого слова образовано слово «темнота»?

темный

«Шестилетний» - это числительное или прилагательное?

прилагат.

«Тройка» - это существительное или числительное?

существит.

«Удвоить» - это глагол или числительное?

глагол

Образуйте существительное от числительного «пять»

пятерка

утроить

Образуйте прилагательное от числительного «один»

одинокий

  1. Перевертыши

Смысл задания – отгадать фразы, зашифрованные с помощью антонимов, например: Кроссовки щей объелись – Сапоги каши просят.

Жетон получает команда, которая быстрее других ответит правильно.

Зайцам симпатизировать – дома не сидеть. (Волков бояться – в лес не ходить).

Последний пельмень не кучкой. (Первый блин комом).

Дылда-дочь от мамы смылась. (Крошка-сын к отцу пришел).

У орла один раз нечистый украл кружочек колбасы. (Вороне где-то бог послал кусочек сыра).

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит).

7. Фразеологические загадки

Учитель: Я буду читать фразеологические определения какого-либо понятия для каждой команды в соответствии с жеребьевкой. Досрочный правильный ответ оценивается двумя жетонами; правильный ответ, данный после прочтения всех определений – одним. Если команда дает неправильный досрочный ответ, то ответить может другая команда.

Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять. (голова).

Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает мысли – она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом. (каша)

М.Ю. Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке»; а вообще-то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь. (уши)

Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные. Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем. Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят счет. А вот куры почему-то предпочитают их не клевать.(деньги)

Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота. (время)

Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они – главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса. (глаза)

Его любимый праздник – масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он наплакал. (кот)

Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей.(язык)

В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин большой пройдоха или удачливый человек. Они опускаются, когда жизнь полна проблем. Если они чужие, то с их помощью удобно загребать жар. Одну из них предлагают в комплекте с сердцем. (руки)

Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться. Если становиться скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек их никогда не обидит. А если человек сердит, то окружающих интересует, какая из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления слонов, (муха)

  1. Черный ящик

Внимание! Черный ящик! Вы знаете, что омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Я назову первое слово, а вы должны угадать, что лежит в ящике.

Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же его прикосновении. (В ящике – девичья коса)

Вода была очень холодной и чистой, недаром родник носил такое красивое название – Хрустальный ключ. (В ящике – ключ от замка)

Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером. (В ящике – репчатый лук)

  1. Дополнительное задание

Придумать и записать рассказ, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву.

10. Подведение итогов

Подсчет жетонов.

Определение команды победителей.

Награждение.