Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Цыс Татьяна Александровна

 

Цели:

Обучающие:

1. Умение   определять  род  имени  существительного.

2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существительными.                                                                                                                                         3. Применение   знаний  в необычной учебной ситуации.

 

          Развивающие:

  • Развитие  творческих способностей  учащихся;
  •  Правильное  использование  слов с учетом речевой ситуации.

Воспитательные:

  • Воспитание  интереса к  русскому языку,  астрономии, математике.                                                                                                Расширение  кругозора учащихся.
  • Умение защитить себя и своих близких, применив знания в области русского языка.
  •  Воспитание  эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imyon_sushchestvitelnyh_microsoft_office_word.docx33.23 КБ
Файл rod_imen.pptx295.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Род имён существительных».

                 учитель русского языка и литературы  Цыс Т.А.

Цели:

Обучающие:

1. Умение   определять  род  имени  существительного.

2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существительными.                                                                                                                                         3. Применение   знаний  в необычной учебной ситуации.

          Развивающие: 

  1. Развитие  творческих способностей  учащихся;
  2.  Правильное  использование  слов с учетом речевой ситуации.

Воспитательные: 

  1. Воспитание  интереса к  русскому языку,  астрономии, математике.                                                                                                Расширение  кругозора учащихся.
  2. Умение защитить себя и своих близких, применив знания в области русского языка.
  3.  Воспитание  эстетического вкуса.

Оборудование: плакат “Космическая морфология”, фрагмент из мультфильма, путеводные листы, реквизит для инсценировки, аудиозаписи…

  1. Презентация /мультимедиа/
  2. Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.

На доске  слова:                                                                                                                         - Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.

- Кто напомнит нам правило подготовки к письму?

  1. Я тетрадь свою открою
  2. И наклонно положу,
  3. Я, друзья, от вас не скрою -
  4. Ручку я вот так держу!
  5. Сяду прямо, не согнусь,
  6. За работу я возьмусь!
  7. (Дети повторяют все движения ученика.)

Запишите  в тетради:

Двенадцатое марта.

Классная работа.

- А тему урока вы сами позже сформулируете.

2. Слово учителя. 

Много  слов в языке – сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, то получится неисчислимое количество.

Как разобраться и управиться с такой армией слов и их форм?

К счастью, есть у слов строгий командир – МОРФОЛОГИЯ.

Подаст, к примеру, команду: “Части речи, становитесь!” - вмиг все слова построятся в чёткие ряды. А если подаст команду: “Самостоятельные части речи, стройтесь”…

- Кто окажется в ряду? /Ответы учащихся/

-Мы продолжаем путешествие по “Вселенной” русского языка.

Сегодня нам предстоит отправиться на планету “Существительное”, где действующим лицом будет род.

На планете мы должны повторить сведения о роде и исследовать: “Зачем существительному род? И нужен ли он вообще”?

/Свет выключается, звучит музыка, на экране: звёздное небо, космический корабль, планеты…/

Итак! Мы с вами на планете. Жители этой планеты тесно контактируют с планетами “Прилагательное”, “Местоимение”, “Глагол”, “Числительное”.

-А Прилагательное? Глагол?..
- Зачем существительному род?
-А как вы определили? К какой планете обратились?
-Давайте обратимся к роду…

Инсценировка.

Учитель:                                                                                                                                                        

-Уважаемый род, вы здесь?

/род появляется/

-Зачем вы нужны имени существительному?

Род:

-А разве есть хоть одно существительное без Рода?

Без меня существительное не сможет обозначать предмет, т.е. перестанет быть существительным. Стоит какой-нибудь падежной форме “сбежать” и лишиться Рода, как она тотчас же превращается в наречие: Было бегом, да стало бегом.

И всегда, как только выделяется или создаётся новый предмет, его обозначают именем существительным в одной из форм рода…

Ребята, я обращаюсь к вам за помощью…

На нашу планету напало полчище разбойников, которые хотят уничтожить нас. Спасти, помочь нам можете только вы .  /Читает  программу спасения- путеводные листы/

Итак, я представляю Программу спасения. В маршрутных листах у вас изложен план спасения. Вы должны его выполнить. Планета будет спасена. За каждое выполненное задание вы получаете баллы. Нужно набрать их как можно больше, чтобы спасти планету.

Главным источником знаний будет у нас учебник  /П. 94, стр.202 -203/

-Определите  тему урока, запишите в тетрадь.

3.Словарно-орфографическая работа / слайд /
(определить лексическое значение слов и их род)

ЭХО
ЭКРАН
ЭКСПОРТ
ЭПИГРАММА
ЭКСПЕРИМЕНТ

Отраженный звук

Вертикальная поверхность для демонстрации фильмов

Вывоз товаров за границу

Короткое стихотворение сатирического содержания

Научный опыт

- Ребята, давайте вспомним, на какие разряды делятся существительные?

-Запишите  слова и определить разряд /одушевлённые и неодушевлённые/

Карандаш, золото, дерево, человек, велосипед, девочка, отец.

4. Игра  «Продолжите ряд».

живые существа: девочка:

неживые существа: камень:

явления природы: гроза:

признак как предмет: белизна:

действие как предмет: бег,

5) Морфемный разбор слова избушка, лунный. /У доски/

6) Работа над предложениями.

-Прочитайте выразительно это стихотворение.    Спишите, укажите  род существительных.  

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.


- Кто-то, может быть, уже догадался, чем отличается это стихотворение от других? (В этом стихотворении много существительных).
- Какова особенность таких предложений при синтаксическом разборе? (В них содержится только подлежащее).

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из двадцати двух  слов стихотворения – четырнадцать  существительных, шесть прилагательных, два служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

7. Учащиеся отправляются на планету “Существительное” /музыка…/ и Операция спасения /класс разбит на экипажи/

Работа с учебником /  упр. 500 /устно/, упр.501/письменно у доски/, 503 /работа с текстом устно/ , с.202.

6. Музыкальная пауза.

7.   Программированное задание, самое ответственное, от него многое будет зависеть: Спасете ли вы планету?

/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/в тетради записывают в три столбика/

Мужской род

Женский род

Средний род

1,6,10,11

3,4,7,12

2,5,8,9

/Слова на слайде/

1.Рояль 
2.Полотенце 
3.Простыня  
4.Конфета
5.Солнце
6.Корабль
7.Фамилия
8.Село
9.Впечатление
10.Путь
11.Тюль
12.Радость      

8. Творческая работа.                                                                                                                     Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень вдруг чудесным образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные.                                                              - Допиши сказку, расскажи, какие слова “выросли” из корня ХВАТ.

9. Задание “Оцени себя сам” /раздаточный материал/

 

М

Ж

Ср

 

М

Ж

Ср

Слон

 

 

 

Сосна

 

 

 

Ручка

 

 

 

Шапка

 

 

 

Полотно

 

 

 

Солнце

 

 

 

Зрелище

 

 

 

Тигр

 

 

 

Водопад

 

 

 

Тетрадь

 

 

 

Кепка

 

 

 

Неприятность

 

 

 

Зубр

 

 

 

Ворон

 

 

 

10. Выборочное списывание с заданием.                                                                                         -Запишите  слова только среднего рода.                                                                                          Гнев, ярость, бешенство, дорога, путь, направление, вид, картина, зрелище, инструкция, руководство, устав, заглавие, заголовок, шапка.

Зачитайте слова, которые выписали.  Вы отлично справились с работой.

 11. Существительные общего рода  /слайд/

Представление общего рода (чтение стихотворения, подставить слова по смыслу растяпа, неряха, жадина)

В доме- грязь, черна рубаха,

А зовут его….

Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку…

И кричат мальчишке дети:

«Эх и …ты, Петя!»

Круглый год у нас потери:

Календарь на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь … это - я!

12. Тестирование  /Подготовка к ГИА/

-У вас на столах лежат  карточки буквами  а, б, в. Проверяем, поднимая правильную карточку.

1.Определи род имени существительного: ШАМПУНЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

2. Определи род имени существительного: КАРТОФЕЛЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

3. Определи род имени существительного: МАШИНА

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

4.Определи род имени существительного: ТЮЛЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

5.Определи род имени существительного: ПОЛЕ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

6. Определи род имени существительного: ПЕЧЕНЬЕ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

7. Определи род имени существительного: КРОВАТЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

8. Определи род имени существительного: СНЕГИРЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

9) Определи род имени существительного: СОЛНЦЕ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

10) Определи род имени существительного: РОЯЛЬ

а) мужской род

б) женский род

в) средний род

13. Домашнее задание. П.94, упр. 505.

14. Возвращение на Землю. /Музыка…/

Учащиеся подсчитывают баллы. Сами выставляют себе оценку в маршрутных листах, оценивая свой труд,

-Как вы считаете, планета спасена?/да/

- Ребята, пожалуйста, сдайте свои маршрутки с результатами.

Подведение итога урока.                                                                                                                                                             

- Мы возвратились на Землю, и теперь должны приготовить отчёт под девизом: “Повторение – мать учения”
- Повторим, когда пишется мягкий знак на конце шипящих у существительных
- Подумайте, как можно назвать одним словом:

1) Час суток, от вечера до утра /ночь/
2) Маленький ребёнок
/малыш/
3) Человек с высшим образованием, который лечит больных
/врач/
4) Суп со свёклой
/борщ/
5) Растение из молотых зёрен
 /пшеница/


- Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи.

-изменяются ли существительные по родам? /нет/

- какие существительные относятся  к общему роду?  /примеры/

(забияка, рева, злюка, соня, егоза, непоседа, работяга, обжора)

(С помощью существительных можно  назвать предметы, нарисовать картины  природы, портреты…)

15. Рефлексия. 

Я доволен своей работой на уроке, потому что…

Я недоволен собой на уроке, потому что…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

глагол существительное прилагательное местоимение наречие числительное

Слайд 2

Род имен существительных. Цели: 1. Умение определять род имени существительного. 2. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с именами существительными. 3. Применение знаний в необычной учебной ситуации. 4. Воспитание интереса к русскому языку, астрономии, математике.

Слайд 3

Задачи: Обобщить имеющиеся знания учащихся о роде имён существительных . Закрепить материал на практике. Поддерживать интерес к русскому языку.

Слайд 4

Правило правильной посадки учащегося на уроке. Я тетрадь свою открою И наклонно положу, Я, друзья, от вас не скрою - Ручку я вот так держу! Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! (Дети повторяют все движения учителя.)

Слайд 5

Алгоритм Женский род запомню я И скажу: “Она — моя”. И запомню род мужской И опять скажу: “Он — мой”. Средний род:”Оно - моё”. Это правило - моё!

Слайд 6

отражённый звук научный опыт вывоз товаров за границу вертикальная поверхность для демонстрации фильмов короткое стихотворение сатирического содержания эхо экран экспорт эпиграмма эксперимент

Слайд 7

Словарно-орфографическая работа (определить лексическое значение слов и их род) Э ’ Х О Э КРА ’ Н Э ’ КСП О РТ Э П И ГРА ’ ММ А Э КСП Е Р И МЕ ’ НТ

Слайд 8

Игра «Продолжи ряд». живые существа: девочка, неживые существа: камень, явления природы: гроза, признак как предмет: белизна, действие как предмет: бег,

Слайд 9

Прочитайте выразительно стихотворение. Спишите, укажите род существительных. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. А. А. Фет

Слайд 10

Физминутка

Слайд 11

Программированное задание. рояль 1 В таблицу занесите цифры, соответствующие словам. полотенце 2 простыня 3 конфета 4 солнце 5 корабль 6 фамилия 7 село 8 впечатление 9 путь 10 тюль 11 радость 12 Мужской род Женский род Средний род

Слайд 12

Существительные общего рода . р аботяга м олодчина в ояка з абияка злюка п лакса н епоседа в ыскочка с ирота н еряха

Слайд 13

ЗАПОМНИ Эти слова называются словами общего рода , и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте. Какой мальчик злюка! Какая девочка злюка!

Слайд 14

Всегда ли легко определить род? Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода , но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде : сгущённое кофе с молоком». Ж.р мозоль вуаль туфля М.р. тюль лебедь шампунь Ср.р. какао повидло

Слайд 15

Домашняя работа П. 94. Упр.505, с. 203.

Слайд 16

Спасибо за урок Рефлексия Я доволен своей работой на уроке, потому что… Я затруднялся , потому что……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...