Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Чевтаева Ирина Борисовна

 

Тема: "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными. Пунктуация. Синтаксическая синонимия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными. Пунктуация. Синтаксическая синонимия"

1.Планируемые результаты:

Личностные:

  1. воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
  2. овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, , извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста );
  3. обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств.

      Метапредметные:

  1. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  2.  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  3. способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  1. умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с    учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  1. соблюдение в практике речевого общения основных грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

Предметные:

  1. овладение основными нормами русского литературного языка (грамматическими, орфографическими, пунктуационными);
  2. проведение синтаксического анализа предложения, анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  3. понимание коммуникативно-эстетических возможностей грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
  1. Виды деятельности:
  1. рецептивная  деятельность: чтение и полноценное восприятие текста, работа с книгой;
  2. репродуктивная деятельность: воспроизведение материала о видах сложного предложения, о структуре сложноподчиненного  предложения с придаточным определительным, средствах связи в сложноподчиненном предложении, о позиции придаточной части сложноподчиненного предложения по отношению главной;
  3. исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление синтаксических конструкций.
  1. поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
  2. Цели урока: 

обучающий аспект:

  1. находить придаточные определительные в составе сложноподчинённого предложения;
  2. производить синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
  3. различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;
  4. правильно употреблять в речи данные виды предложений;
  5. правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с придаточными определительными;
  6. производить анализ текста;
  7. редактировать и составлять тексты

развивающий аспект:

  1. развивать монологическую речь;
  2. актуализировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;
  3. развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

воспитывающий аспект:

создать условия для формирования уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы обучения: парная , фронтальная, разноуровневое обучение.

Методы обучения: частично-поисковый

Компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая; учебно-познавательная; общекультурная;: Оборудование и наглядность:

  1. Раздаточный материал

                      Рабочие карточки

                2.  Интерактивная доска с заготовкой таблиц, заданий, текстов.

Урок русского языка в 9-м классе на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными. Пунктуация. Синтаксическая синонимия"

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работая в парах, восстановите слепую схему. Обсудите ее в парах, озвучьте полученные результаты.

“Установи соответствия”.

(На партах распечатка частей текстов.)

- Соедините стрелками части рассыпанного текста.

Простые предложения - …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом. 

Сложные предложения - … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. 

Сложносочинённые предложения - …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. 

Сложноподчинённые предложения - … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Бессоюзные предложения - … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

- Спишите примеры, расставьте пропущенные знаки, вставьте пропущенные буквы.

- Составьте устно характеристику каждой синтаксической единицы.

- Сравните все примеры.

- Что общего вы обнаружили между выделенными фрагментами предложений?

“Парная мозговая атака” (работа в парах).

(На доске записаны примеры.)

Св..ще(н,нн)ый сладос..ный обман,

Души в..лшебное св..тило... …(А.С.Пушкин)

Я встр..чаю слугу н..сущего мне утром чашку чаю…(А.С.Пушкин)

Я (не) св..дил глаз с пера батюшкина которое двигалось довольно медле(н,нн)о. (А.С.Пушкин)


Определение темы урока. Целеполагание.

- Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

- Что необходимо изучить по этой теме?

- Итак, тема нашего урока – спп с придаточными определительными.

“Инвентаризация знаний”.

- Какая информация имеется у вас по данной теме, какие ассоциации вызывает тема?

- Свои соображения запишите (индивидуально!) в тетради в столбик (2 минуты).

- Обсудите свои записи в парах, исправьте или добавьте информацию. Аргументируйте.

- Озвучьте полученную информацию. (Записываю сведения на доске.)

Определение – второстепенный член предложения.

Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ, ЧЕЙ.

Определение поясняет имя существительное.

Определение обозначает признак предмета.

Определение подчёркивается волнистой линией.

Определение бывает согласованным и несогласованным.

Эпитет – художественное определение.

Придаточное определительное отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ.

Заполнение таблицы.

- Какие графы мы можем заполнить, не прибегая к материалам учебника?

1. Вид придаточного




2. Вопрос.




3. Контактное слово (часть речи)




4. Средства связи.




5. Возможны  указательные слова.




6. Позиция по отношению к контактному слову




Как вы думаете, почему в 4 графе я ставлю вопросительный знак? Читаем материал параграфа, находим недостающую информацию, дополняем таблицу.

Информация не полная.


Ознакомительное чтение, дополнение таблицы. Заполнение пропусков:

 Дополнительный оттенок ----------------- значения вносят союзные слова ГДЕ, - Дополнительный оттенок значения--------------  вносит союзное слово КОГДА?  Дополнительный целевой оттенок вносит союзное слово ЧТОБЫ?

Придаточные определительные присоединяются не только союзными словами, но также при помощи союзов ------------------------------------------

Первичное закрепление материала.

Выполняют задания разных уровней

Найдите предложения с определительными придаточными, запишите их порядковый номер. Составьте схемы.

В каких предложениях можно определительные придаточные заменить причастными обротами?

Почему такие конструкции называются синонимичными?

,

А. Из предложенных предложений выбрать предложения с определительными придаточными.

1. Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (А.С.Пушкин)

2. Едва злодей узнал Руслана, в нем кровь остыла, взор погас.

3. В это время батюшка нанял для меня француза мосье Бопре которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.

4. В ту же ночь приехал я в Симбирск где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей.

Б. Соедините части рассыпавшихся предложений

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко

которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо.

Облачко обратилось в белую тучу,

которое принял было сперва за отдаленный холмик.


В. Составьте предложения по схемам (упр.101)

Самопроверка с записью на слайде.

Редактирование текста

Прочитайте следующий текст и сделайте вывод о необходимости умения заменять синтаксические конструкции синонимами.

Отредактируйте данный текст, заменив некоторые причастные обороты придаточными.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)

Работа с текстом:

1.  Какова тема текста? О чем( о ком) в нем говорится?

2. Какова основная мысль?

3. Найдите предложения с определительными придаточными, заключите придаточные в скобки.

В дни трагической гибели Пушкина Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина в осиротевшей русской литературе. Это был двадцатидвухлетний корнет квартировавшего в Царском Селе лейб-гвардии гусарского полка М.Ю.Лермонтов, написавший стихи на смерть Пушкина, скорбные, гневные, обличительные.

   Не только презренного иностранца, чья рука не дрогнула выстрелить в Пушкина, обличил он в этих стихах. Он обвинял злобных клеветников, которые преследовали Пушкина при жизни и направляли руку Дантеса.

  В этом стихотворении Лермонтов говорил то, что чувствовал в эти дни каждый, кому дорога была честь и слава России…  

– Напишите сочинение-миниатюру на тему  «Мой Пушкин». Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.

(…,  поэзия которого пользуется огромным влиянием не только в Росси, но и за ее пределами)(которые нам читали бабушки и мамы)(которые учат преодолевать трудности, сохранять чувство собственного достоинства)  


Подведение итогов урока.
































Какой вид предложений мы исследовали сегодня на уроке? Что нового вы узнали о спп с определительным придаточным? Какой конструкцией можно в некоторых случаях заменять спп с определительным придаточным? На каком материале мы исследовали предложения с определительными придаточными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".

Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...