Рабочая программа и КТП по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

 

Программа разработана на основе

Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»

Под редакцией М. Б. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского,М: «Просвещение», 2010г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КТП по русскому языку 6 класс276.5 КБ
Microsoft Office document icon zapiska.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________________________

«____» ____________2012года

                                               Станица Ильинская , Новопокровского района, Краснодарского края

________________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 16 МО Новопокровский район

________________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

 ПЛАНИРОВАНИЕ

                                         по русскому языку            

(указать предмет, модуль, курс)

Класс    6  класс____________________________________________________________________________________________

Учитель   Егорова Светлана Николаевна                       

Количество часов: всего   204   часа; в неделю    6  часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Учителя русского языка и литературы  Егоровой Светланой Николаевной, утверждена решением педсовета  от «  » августа 2012 года (протокол  №                  )__________________________________________________________________________________

(указать ФИО  учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

    №

урока

  Содержание

(разделы, темы)

Коли

чество часов

Даты проведения

Оборудование

урока

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

1.09.

Памятка «Твоя тетрадь», демонстрационные таблицы

Повторение изученного в 5 классе

13+2

2

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Р.К.: особенности произношения звуков г, р, ф на Кубани.

1

3.09.

Лента звуков, орфоэпический словарь, демонстрационные таблицы,медиа

3

Орфография. Употребление Ъ и Ь.

1

4. 09.

Демонстрационная таблица, карточки-тесты

4

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

1

5. 09.

Демонстрационная таблица

5

Орфограммы в приставках и корнях

1

6. 09.

Медиа, демонстрационные таблицы, карточки-тесты

6

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

7. 09.

Демонстрационные таблицы

7

Орфограммы в окончаниях слов

1

8. 09.

Раздаточный материал

8

Буквы Е-И в окончаниях глагола

1

10. 09.

Демонстрационная таблица, тренажёр- и\а доска

9

Словосочетание

1

11. 09.

схемы

10

Предложение. Способы выражения сказуемого.

1

12. 09.

медиа

11

Сложное предложение.

1

13. 09.

медиа

12

Обращение. Прямая речь. Диалог.

1

14. 09.

схемы

13

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

1

15. 09.

Раздаточный материал

14

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»

1

17. 09.

15

Анализ диктантов. Работа над ошибками. Р. Р. Текст. Деление текста на части

1

18. 09.

Раздаточный материал

16

Р. Р. Официально-деловой стиль

1

19. 09.

медиа

Лексика. Фразеология. Культура речи

15+3

17

Повторение изученного в 5 классе. Лексическое и грамматическое значение слова.

1

20. 09.

Толковый словарь С.И.Ожегова

18

Р. Р. Собирание материалов к сочинению. Сочинение-описание по  картине А.И. Герасимова «После дождя»

1

21. 09.


19.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Р.К. : диалекты и их отношение к литературному языку

1

22. 09.

Лабораторный лист

20.

Профессионализмы. Р.К.: лексика профессий, распространенных на Кубани

1

24. 09.

Лабораторный лист

21

Р. Р. Подготовка к  сжатому изложению «Собиратель русских слов»

1

25. 09.

22

Р. Р. Сжатое изложение «Собиратель русских слов»

1

26. 09.

23.

Анализ изложений. Работа над ошибками. Жаргонизмы

1

27. 09.

Раздаточный материал

24.

Эмоционально окрашенные слова

1

28. 09.

25.

Устаревшие слова. Неолгизмы. Р.К.: устаревшие слова в литературном языке и говорах

1

29. 09.

Предметные картинки

26.

Исконно русские слова и заимствованные.

1

1.10

Диаграмма заимствования

27.

Фразеология как раздел науки о языке.

1

2. 10

Раздаточный материал

28

Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов.

1

3. 10

тесты

29

Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

1

4. 10

тесты

30.

Использование фразеологизмов в речи. Р.К.: диалектная фразеология на Кубани, её использование  в устной речи, фольклоре, художественной литературе.

1

5. 10

Раздаточный материал

словари

31

Словари

1

6. 10

словари

32

Обобщение по теме «Лексика. Фразеология»

1

8. 10

33

Зачет по теме «Лексика. Фразеология»

1

9. 10

Карточки-задания для зачёта

34

Контрольный диктант по теме «Лексика. Фразеология»

1

10. 10

Словообразование. Орфография. Культура речи

24+5

35.

Повторение изученного в 5 классе

1

11. 10

медиа

36

Однокоренные слова и формы слов.

1

12. 10

Демонстрационная таблица

37.

Состав слова. Р.К.: морфологические диалектизмы в русском языке

1

13.10.

Демонстрационная таблица

38

Р.Р. Описание помещения

1

15. 10

39.

Основные способы образования слов в русском языке. Р.К.: ошибки в употреблении приставок и суффиксов на Кубани

1

16. 10

и\а доска (тренажёр, презентация)

40.

Неморфологические способы образования слов

1

17. 10

и\а доска (тренажёр, презентация)

41.

Составление словообразовательной цепочки.

1

18. 10

и\а доска (тренажёр, презентация)

42.

Этимология слова.

1

19. 10

Этимологический словарь

43.

Этимологические словари

1

20. 10

Этимологический словарь

44

Р. Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

22. 10

45

Р. Р. Сочинение-описание помещения

1

23. 10

46.

Буквы  О и А в корне   -кос-  -кас-

1

24. 10

Демонстрационная таблица

47.

Отработка правописного навыка корней  -кос-  -кас-

1

25. 10

Демонстрационная таблица

48.

Буквы О и А в корне  -гор- -гар-

1

26. 10

Раздаточный материал

49.

Отработка правописного навыка корней –гор- -гар-

1

27. 10

Раздаточный материал

50.

Буквы Ы-И после приставок

1

29. 10

Демонстрационная таблица

51.

Гласные в приставках пре- и при-

1

30. 10

медиа

52.

Различение  приставок  пре- и при-

1

31. 10

тесты

53.

Правописание приставок пре- и при-, слившихся с корнем

1

1. 11.

словари

54

Отработка правописного навыка  приставок пре-  и при--

1

2. 11.

55

Р. Р. Выборочное  изложение  «Обитель  смотрителя».

1

3. 11.

56

Обучающий диктант « В горах» Л.Г. Ларионовой(Сб. упр. для 6кл)

1

12. 11.

57.

Анализ изложений. Работа над ошибками. Соединительные О и Е в сложных словах

1

13. 11.

медиа

словари

58.

Сложносокращенные слова

1

14. 11.

Демонстрационная таблица

59

Р. Р. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

1

15. 11.

репродукция

60.

Морфемный и словообразовательный разбор. Р.К.: словообразовательные диалектизмы и культурв речи учащихся

1

16. 11.

Демонстрационная таблица

61.

Обобщение по теме «Словообразование»

1

17.11.

Карточки-задания

62.

Контрольный диктант по теме  «Словообразование».

1

19. 11.

63.

Анализ диктантов. Работа над ошибками.

1

20. 11.

Карточки-задания

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

21+3

64.

Повторение изученного  в 5 классе. Р.К.: большая буква в кубанских топонимах

1

21. 11.

Раздаточный материал

65.

Синтаксическая роль существительного

1

22. 11.

Раздаточный материал

66

Р. Р. Письмо другу

1

23. 11.

Раздаточный материал

67.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Разносклоняемые имена существительные

1

24. 11.

Демонстрационная таблица

68.

Буква Е в суффиксе   -ЕН- существительных на  -МЯ

1

26. 11.

медиа

69

Р. Р. Публичное  выступление  на  тему « Что  в  имени  моём?»

1

27. 11.

тесты

70.

Несклоняемые имена существительные

1

28. 11.

и\а доска (тренажёр)

71.

Род несклоняемых существительных

1

29. 11.

Раздаточный материал

72.

Согласование несклоняемых существительных с прилагательным и глаголом.

1

30.11.

Раздаточный материал

73.

Имена существительные общего рода. Р.К.: кубанские диалектные особенности в употреблении рода имен существительных

1

1.12

Демонстрационная таблица

74.

Морфологический разбор существительного

1

3.12.

и\а доска (тренажёр)

75

Р. Р. Сочинение  по  личным  впечатлениям. «Первый раз…»

1

4.12.

76.

 Анализ сочинений. Работа над ошибками. Не с существительными

1

5.12.

И\а доска (презентация, тренажёр)

77.

Слитное и раздельное написание Не с существительными

1

6.12.

И\а доска (презентация, тренажёр)

78.

Обучающий диктант

1

7.12.

79.

Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и-ЩИК

1

8.12.

и\а доска (тренажёр)

80.

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и -ИК

1

10.12.

и\а доска (тренажёр)

81.

Отработка правописного навыка суффиксов имён  существительных

1

11.12.

Раздаточный материал

82.

О-Ё после шипящих в суффиксах существительных

1

12.12.

инструкция

83

Отработка правописного навыка О-Е после шипящих

1

13.12.

Раздаточный материал

84.

Урок-практикум. Правописание имён существительных

1

14.12.

Лабораторный лист

85.

Обобщение по теме «Имя существительное»

1

15.12.

Лабораторный лист

86.

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное»

1

17.12.

87.

Анализ контрольных диктантов. Работа над ошибками.

1

18.12.

Карточки-задания

Имя прилагательное

21+5

88.

Повторение изученного в 5 классе

1

19.12.

медиа

89.

Р. Р. Описание природы по упр.280

1

20.12.

репродукция

90.

Степени сравнения имен прилагательных

1

21.12.

Демонстрационная таблица

91

Образование степеней  сравнения имен прилагательных

1

22.12.

медиа

92.

Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные.Р.К.: особенности образования сравнительной степени прилагательных в говорах и городском просторечии

1

24.12.

Раздаточный материал

93.

Относительные прилагательные

1

25.12.

медиа

94

Различение качественных и относительных прилагательных

1

26.12.

медиа

95.

Р. Р. Подготовка к выборочному изложению  по повести  А.С. Пушкина «Метель»

1

27.12.

96.

Р. Р, Выборочное изложение по повести  А.С. Пушкина «Метель»

1

28.12.

словари

97.

Анализ изложений. Работа над ошибками. Притяжательные прилагательные

1

12.01.

медиа

98.

Правописание притяжательных  прилагательных

1

14.01.

медиа

99.

Морфологический разбор имени прилагательного

1

15.01.

и\а доска (тренажёр)

100.

Не с прилагательными

1

16.01.

Раздаточный материал

101.

Слитное и раздельное написание Не с прилагательными

1

17.01.

и\а доска (тренажёр)

102.

Буквы О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

1

18.01.

и\а доска (тренажёр)

103.

Р. Р. Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»

1

19.01.

репродукция

104.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Н и НН в суффиксах прилагательных

1

21.01.

Раздаточный материал

105.

Отработка правописного навыка Н и НН в суффиксах прилагательных

1

22.01.

и\а доска (тренажёр)

106.

Урок-практикум «Н и НН в суффиксах прилагательных»

1

23.01.

и\а доска (тренажёр)

107.

Различение на письме суффиксов прилагательных-к- и –ск-

1

24.01.

медиа

108.

 Отработка правописного навыка суффиксов прилагательных-к- и –ск-

1

25.01.

и\а доска (тренажёр)

109.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

1

26.01.

и\а доска (тренажёр)

110.

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

1

28.01.

Раздаточный материал

111.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

29.01.

112.

Анализ диктантов. Работа над ошибками

1

30.01.

113.

Р.Р. Устное выступление о произведениях народного промысла

1

31.01.

Репродукция

Имя числительное

14+3

114.

Имя числительное как часть речи

1

1.02.

Демонстрационная таблица

115.

Простые и составные числительные. Р.К.: диалектные особенности произношения числительных 3,4,5,7,8,9

1

2.02.

медиа

116.

Ь на конце и в середине числительных

1

4.02.

Демонстрационная таблица

117.

Правописание числительных

1

5.02.

Медиа

 словари

118.

Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа

1

6.02.

медиа

119.

Р. Р. Подготовка к выборочному  изложению по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

1

7.02.

120.

Р. Р. Выборочное изложение по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

1

8.02.

121.

Анализ изложений. Работа над ошибками. Дробные числительные

1

9.02.

И\а доска (тренажёр)

122.

Собирательные числительные

1

11.02.

И\а доска (тренажёр)

123.

Употребление собирательных числительных. Р.К.: диалектные формы собирательных числительных; использование слов ОБОЕ, ОБОИ в роли числительных, их оценка

1

12.02.

124.

Порядковые числительные

1

13.02.

медиа

125.

Склонение порядковых числительных

1

14.02.

И\а доска (тренажёр)

126.

Морфологический разбор имени числительного

1

15.02.

Раздаточный материал

127.

Публицистическое выступление на тему «Берегите природу!»

1

16.02.

128.

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

1

18.02.

Демонстрационная таблица

129.

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

1

19.02.

130.

Анализ диктантов. Работа над ошибками

1

20.02.

Индивидуальные карточки

Местоимение

22+5

131.

Местоимение как часть речи

1

21. 02

Демонстрационная таблица

132.

Разряды местоимений.

1

22. 02

Демонстрационная таблица

133.

Личные местоимения

1

23. 02

И\а доска (тренажёр),

134.

Возвратное местоимение себя

1

25. 02

Демонстрационная таблица

135.

Р. Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица

1

26. 02

136.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Вопросительные местоимения

1

27. 02

Демонстрационная таблица

137.

Относительные местоимения

1

28. 02

медиа

138.

Роль относительных местоимений в предложении

1

1.03

медиа

139.

Неопределённые местоимения

1

2. 03

медиа

140.

Правописание неопределённых местоимений

1

4. 03

И\а доска (тренажёр),

141.

Отрицательные местоимения

1

5. 03

142.

НЕ и НИ  в отрицательных местоимениях

1

6. 03

И\а доска (тренажёр),

143.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

1

7. 03

И\а доска (тренажёр),

144.

Притяжательные местоимения

1

8. 03

145.

Употребление притяжательных местоимений

1

9. 03

Карточки-задания

146.

Р. Р. Подготовка к сочинению-рассуждению по упр. 410

1

11. 03

147.

Р. Р. Сочинение-рассуждение по упр. 410

1

12. 03

148.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Указательные местоимения

1

13. 03

149.

Склонение указательных местоимений.

1

14. 03

И\а доска (тренажёр)

150.

Определительные местоимения

1

15. 03

151.

Употребление определительных местоимений

1

16. 03

Карточки-задания

152.

Морфологический разбор местоимения

1

18. 03

И\а доска (тренажёр)

153.

Р. Р. Подготовка к сочинению «Рассказ старого учебника»

1

19. 03

154.

Р. Р. Сочинение «Рассказ старого учебника»

1

20. 03

155.

Анализ сочинений. Обобщающий урок по теме «Местоимение»

1

21. 03

Карточки-задания

156.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

22. 03

157.

Анализ диктантов. Работа над ошибками

1

23. 03

Карточки-задания

Глагол

26+8

158.

Повторение изученного в 5 классе

1

3.04

Предметные картинки, демонстрационная таблица, раздаточный материал

159.

Неопределённая форма глагола.

1

4.04.

160.

Спряжение глагола.

1

5.04.

тесты

161.

Р. Р. Подготовка к сочинению-рассказу с обрамлением по упр.439

1

6.04.

162.

Р. Р. Сочинение-рассказ с обрамлением по упр.439

1

8.04.

163.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Разноспрягаемые глаголы

1

9.04.

Демонстрационная таблица

164

Употребление разноспрягаемых глаголов

1

10.04.

Раздаточный материал

165.

Глаголы переходные и непереходные

1

11.04.

Медиа

166.

Возвратные глаголы

1

12.04.

медиа

167.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

13.04.

Демонстрационная таблица

168.

Р. Р. Подготовка к контрольному изложению «Витькина гайка»

1

15.04.

169.

Р. Р. Контрольное изложение «Витькина гайка»

1

16.04.

170.

Анализ изложений. Работа над ошибками. Условное наклонение

1

17.04.

Демонстрационная таблица

171.

Употребление условного наклонения

1

18.04.

Демонстрационная таблица

172.

Р. Р. Сочинение  по  воображению.

1

19.04.

173.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Повелительное наклонение

1

20.04.

Демонстрационная таблица

174.

Буквы Ь и И в глаголах повелительного наклонения

1

22.04.

И\а доска (тренажёр)

175.

Различение форм повелительного наклонения и будущего времени изъявительного наклонения

1

23.04.

И\а доска (тренажёр)

176.

Отработка правописного навыка в формах повелительного наклонения глагола.

1

24.04.

И\а доска (тренажёр)

177.

Обучающий диктант

1

25.04.

Карточки-задания

178.

Р. Р. Рассказ по сюжету с изменением лица

1

26.04.

179.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Употребление наклонений в художественной литературе.

1

27.04.

медиа

180.

Употребление наклонений в разговорной речи

1

29.04.

Раздаточный материал

181.

Безличные глаголы

1

30.04.

Раздаточный материал

182.

Синтаксическая роль безличных глаголов

1

1.05.

Раздаточный материал

183.

Морфологический разбор глагола

1

2.05.

Раздаточный материал

184.

Р. Р. Рассказ на основе услышанного

1

3.05.

185.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

4. 05.

Раздаточный материал

186.

Урок-практикум по орфографии глагола

1

6. 05.

И\а доска (тренажёр), лабораторный лист

187.

Обобщение по теме «Глагол»

1

7. 05.

медиа

188.

Зачёт по теме «Глагол»

1

8. 05.

лабораторный лист

189.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

9. 05.

медиа

190.

Анализ диктантов. Работа над ошибками

1

10. 05.

191.

Р. Р. Cочинение по сюжетным рисункам

1

11. 05.

Повторение и систематизация изученного в 6 классе

11+2

192.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Разделы науки о языке

1

13. 05.

193.

Орфография.

1

14. 05.

И\а доска (тренажёр)

194

Орфографический разбор. Зачёт

1

15. 05.

И\а доска (тренажёр)

195.

Пунктуация и пунктуационный разбор

1

16. 05.

И\а доска (тренажёр)

196.

Р. Р. Подготовка к сочинению на выбранную тему

1

17. 05.

197.

Р. Р. Сочинение на выбранную тему

1

18. 05.

198.

Лексика и фразеология

1

20. 05.

И\а доска (тренажёр)

199.

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

1

21. 05.

И\а доска (тренажёр)

200.

Морфология. Морфологический разбор

1

22. 05.

И\а доска (тренажёр)

201.

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

23. 05.

И\а доска (тренажёр)

202.

Итоговый контрольный диктант

1

24. 05.

203

Анализ диктантов. Работа над ошибками.

1

25. 05.

Карточки-задания

204.

Подведение итогов года

1

27.05.

Итого:

204

Зачёты

2

Контрольные диктанты

9

Изложения

5

Сочинения

14



Предварительный просмотр:

                                             

                Станица Ильинская , Новопокровского района, Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 16 МО Новопокровский район

(полное наименование образовательного учреждения)

                                                                                                         Утверждено

                                                                                                         решение педсовета протокол №

                                                                                                         от «  » августа 2012 года

                                                                                                         Председатель педсовета

                                                                                                         ______________

 

                     

                      РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА 2 вида

                                     

  По             русскому языку____________________________________________

                                                        указать предмет, курс, модуль

Ступень обучения (класс)_ основное  общее образование, 6  класс

                                                      начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов

Количество часов_204____                                       Уровень  базовый________

базовый,профильный

Учитель Егорова Светлана Николаевна___________________________

Программа разработана на основе

Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»

Под редакцией М. Б. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского,М: «Просвещение», 2010г.                             _________________________________

(указать государственную программу/ программы, издательство,год издания

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2010 г., рассчитанной на 170 часов в год (Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /  Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М: «Просвещение», 2008 г.)    Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы  Егоровой С. Н.. и рассчитана на реализацию за 204 часа в год, 6 часов в неделю.

        Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  5. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  6. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VI класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

         В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

       Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе.  Необходимость расширить авторскую программу  возникла в связи с тем, что программа  «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Б.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение», 2008 г. рассчитана  на 170 часов в год, 5 часов  в неделю, что не соответствует учебному плану МБОУ СОШ №16, где  на изучение русского языка в 6 классе отведено 204 часа в год, 6 часов в неделю.  По причине вносимых в программу изменений увеличено количество часов на изучение следующих разделов:

«Лексика и фразеология. Культура речи» до 15 часов; «Имя существительное» до 21 часа;  «Имя прилагательное» до 21 часа; «Имя числительное» до 14 часов;  «Местоимение» до 22 часов; «Глагол» до 26 часов.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное время отводится повторению, обобщению и систематизации знаний по русскому языку, повышению орфографической  и пунктуационной грамотности, культуры речи. Содержание  работы по повторению спланировано конкретно в рабочей программе.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся  при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, орфографического, морфологического, синтаксического и пунктуационного разбора.

       С целью подготовки учащихся 6 классов к ЕГЭ продумана система практических и  контрольных работ, включающих частично задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности.

В целях  формирования таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения 36  часов отведено на развитие речи.

          Курс также включает региональный компонент, позволяющий анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормативного литературного языка и диалектной речи, формирующий умение отличать диалектные единицы фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического  уровней от литературных, находить в собственной речи и речи других учащихся акцентологические, орфоэпические, словообразовательные, грамматические, лексические ошибки, вызванные влиянием кубанских говоров, и исправлять их.

                                  Тематическое распределение часов

                Разделы, темы



                      6 класс

                Количество часов

Программа под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М.Шанского, М.:»Просвещение», 2010г.

Рабочая программа

I

II

III

IV

V

1.

2.

3.

4.

5.

V I






Русский язык – один из развитых языков мира.

Повторение пройденного в 5 классе

Лексика и фразеология. Культура речи.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.

Повторение и систематизация пройденного


ИТОГО:

1

8+2

10+3

24+4


18+3

18+3

12+2

19+3

24+6

8+2


170


1

13+2

15+3

24+5


21+3

21+5

14+3

22+5

26+8

11+2


204

                                       2.  Содержание тем учебного курса

Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч)

Повторение пройденного в 5 классе (13 ч + 2 ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Р.К.: особенности произношения звуков г, р, ф на Кубани.

Лексика и фразеология. Культура речи (15 ч + 3 ч)

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Р.К. : диалекты и их отношение к литературному языку

Р.К.: лексика профессий, распространенных на Кубани

 Р.К.: устаревшие слова в литературном языке и говорах

Р.К.: диалектная фразеология на Кубани, её использование  в устной речи, фольклоре, художественной литературе.

Словообразование. Орфография. Культура речи. (24 ч+ 5 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Р.К.: морфологические диалектизмы в русском языке

Р.К.: ошибки в употреблении приставок и суффиксов на Кубани

Р.К.: словообразовательные диалектизмы и культурв речи учащихся

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (21 ч + 3 ч)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Р.К.: большая буква в кубанских топонимах

Р.К.: кубанские диалектные особенности в употреблении рода имен существительных

Имя прилагательное (21 ч + 5ч)

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных  (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Р.К.: особенности образования сравнительной степени прилагательных в говорах и городском просторечии

Имя числительное (14 ч + 3 ч)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

 Р.К.: диалектные особенности произношения числительных 3,4,5,7,8,9

Р.К.: диалектные формы собирательных числительных; использование слов ОБОЕ, ОБОИ в роли числительных, их оценка

Местоимение (22 ч + 5 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол (26 ч + 8ч)

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы Ь и И в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (11 ч + 2 ч)

Сочинение на выбранную тему

           

                      3.Перечень практических работ

          Виды и формы контроля знаний, умений и  навыков  учащихся 6 класса:

диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты; тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, изложения (выборочное, сжатое).

Виды контроля

 В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

зачёты

2

1

--

--

1

Контрольные диктанты

9

2

2

3

2

Изложения

5

1

2

1

1

Сочинения

14

2

3

4

5

                       

       

              4.    Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 6 класса.

I. Учащиеся должны знать/ понимать: определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) тексты.

                           

                        5.  Список рекомендуемой учебно-методической литературы

                           Литература для учащихся

  1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /  Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М: «Просвещение», 2008.
  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 6 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2005.
  3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 6 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
  4. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 6 класс /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2006.

                                                   

                                                 

                                                          Для учителя

  1. «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2008 г
  2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2001.
  3. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 класс/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Дрофа, 2001.
  5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 6 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 6 класс/Л. Г. Ларионова. -М.: Просвещение, 2006.

7. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 6 класс / С. Н. Пименова. - М.: Искатель, 1999

                                                         

 

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО




(подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи)




Протокол заседания методического

объединения учителей русского языка и литературы

от _____________ № _________

___________________________

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


__________________________

(Расшифровка подписи. Дата )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов

  Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...