Рабочая программа и КТП по русскому языку в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

 

Программа разработана на основе Программы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2010           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Станица Ильинская, Новопокровский район, Краснодарский край


(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1б МО Новопокровский район


(полное наименование образовательного учреждения)

                                                                                                           Утверждено  

                                                                                                 решение педсовета протокол №__

                                                                                    от «    » _____ 20____ года

                                                                                Председатель педсовета

                                                                                              ____________    Горбунова В. И.

                                                                                                подпись руководителя МБОУ

Рабочая программа 2 вида

По   русскому языку______________________________________________

указать предмет, курс, модуль

Ступень обучения (класс)       основное  общее образование,    7 класс

                                             ( начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов  136                                                                 Уровень базовый

                                                                                                           (базовый, профильный)

Учитель Егорова Светлана Николаевна__________________

Программа разработана на основе Программы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2010           

_____

(указать примерную или авторскую программу \ программы, издательство, год издания при наличии)

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа       Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе.  Необходимость переработать авторскую программу  возникла в связи с тем, что программа  «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Б.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение», 2010 г. рассчитана  на 170 часов в год, 5 часов  в неделю, что не соответствует учебному плану МБОУ СОШ №16, где  на изучение русского языка в 7 классе отведено 136 часов в год, 4 часа в неделю.  По причине вносимых в программу изменений уменьшено количество часов на изучение следующих разделов: Повторение пройденного в 5-6 классах до 10 часов. «Причастие» до 27 часов.»Деепричастие» до 11 часов. »Наречие» до 27 часов. «Категория состояния» до 4 часов. «Предлог» до 12 часов. «Союз»до 14 часов. «Частица» до 17 часов.

«Междометие» до 3 часов. «Повторение  систематизация пройденного в 7 классе» до 11 часов.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ № 23 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского  языка в VII классе – 170 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II.                                  Тематическое распределение часов

Содержание

Кол-во часов по программе

Кол-во

Часов рабочей программы

Русский язык как развивающееся явление.

1

1

Повторение пройденного в 5-6 классах.

12+2

8+2

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

25+6

23+4

Деепричастие.

10+2

9+2

Наречие.

28+6

22+5

Категория состояния.

4+2

2+2

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог.

1

11+2

1

10+2

Союз.

16+2

13+1

Частица.

18+4

14+3

Междометие. Звукоподражательные слова

4

3

Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах.

12+2

9+2

Итого:

170

136

                      3.Перечень практических работ

          Виды и формы контроля знаний, умений и  навыков  учащихся 7 класса:

диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты; тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, изложения (выборочное, сжатое)

Виды контроля

 В год

Тестирование

3

Контрольные диктанты

7

Уроки развития речи

23

                       

       

              4.    Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 7 класса.

I. Учащиеся должны знать/ понимать: определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 7 класса учащиеся должны уметь:

производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) тексты.

                           

                        5.  Список рекомендуемой учебно-методической литературы

                           Литература для учащихся

  1. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /  Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М: «Просвещение», 2008.
  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2005.
  3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 7 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
  4. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2006.

                                              Для учителя

  1. «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2008 г
  2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2001.
  3. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Дрофа, 2001.
  5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 6 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/Л. Г. Ларионова. -М.: Просвещение, 2006.

7. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. - М.: Искатель, 1999

                      Дополнительная литература

  1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
  3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  5. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  6.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.– М.:  Международные отношения, 1994.
  7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
  8. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998.
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

                                             

 

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО




(подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи)




Протокол заседания методического

объединения учителей русского языка и литературы

от _____________ № _________

___________________________

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


__________________________

(Расшифровка подписи. Дата )

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________________________

«____» ____________2012 года

                                               Станица Ильинская , Новопокровского района, Краснодарского края

________________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 16 МО Новопокровский район

________________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

 ПЛАНИРОВАНИЕ

                                         по русскому языку            

(указать предмет, модуль, курс)

Класс    7  класс___________________________________________________________________________

Учитель   Егорова Светлана Николаевна                       

Количество часов: всего   136   часов; в неделю    4  часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Учителя русского языка и литературы  Егоровой Светланой Николаевной, утверждена решением педсовета  от «  28» августа 2012 года (протокол  №   1               )____________________________________________________________

(указать ФИО  учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календарные сроки

Наглядные пособия  технические средства

Домашнее задание

Повторение, подготовка к ГИА и ЕГЭ

1

Русский зык как развивающееся явление.

1

1.09.

С. 5,   вопросы.   Упр. 7



2

Повторение пройденного в 5-6 классах.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

10



1




3.09.





Таблица.




Упр. 8    С. 7, вопросы.

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

6.09.

Таблица.

Упр. 11

Тренинг.

4

Лексика и фразеология.

1

7.09.

Упр. 14

5

Фонетика и орфография.

1

8.09.

Упр. 18). Упр. 21

6

Словообразование и орфография. Разбор слова по составу.

1

10.09.

Таблица.

Упр. 26 С.14,вопросы. Упр. 30    

Тренинг.

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слов.

1

13.09.

Таблица.

Упр.34.  Упр. 40,. Упр.41

Тренинг.

8

Р/р. Текст.

1

14.09.

Упр. 45

9

Р/р. Стили русского литературного языка.

1


15.09.

Упр.51.

Тест.

Стили речи

10

Контрольный диктант.

1

17.09.




11

 Морфология.

Причастие.

Анализ контрольного диктанта

Причастие как часть речи.


23+4


1





20.09.





Таблица.





§ 9.   Упр. 56   Упр. 57  

12

Р.Р. Публицистический

стиль.

1

21.09.

§ 10.   Упр. 59  

13

Склонение причастий.

1

22.09.

Таблица.

§11. Упр. 67

Тренинг.

14-15

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

2

24.09.

27. 09.

Таблица.

§12.

Упр. 70         Подготовить связный рассказ о   роли   причастия   в словосочетании

Тренинг.

16

.Р/р. Описание внешности человека.

1

28.09.

Сочинение-описание «Литературный   портрет друга

17

Действительные и страдательные причастия.

1

29.09.

§ 14. Упр. 83

18

Краткие страдательные причастия.

1

1.10.

§15.

Упр. 89

19

Действительные причастия настоящего времени. Гласные  суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

4.10

Таблица.

§16.

Упр. 94,93

20

Действительные причастия прошедшего времени.

1

5.10.

§17. Упр. 99 Стр. 26-44, выучить словарные слова

21

Страдательные причастия настоящего времени.

1

6.10.

§ 18. Упр. 101

Тест.

22

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

8.10.

Таблица.

§18. Упр.104

23

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

11.10

§19. Упр. 108

24

Р/р. Изложение.

1

12.10.

§ 9-19, повторить

25

Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

1

13.10.

Таблица.

§20. Упр. 112

26

27

Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

2

15.10.18.10.

Таблица.

§21.

Упр. 118

Тест.

28

Н и НН в кратких причастиях.

1

19.10.

Таблица.

§22. Упр. 124

29-30

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2

20.10.

22.10.

Таблица.

§24. Упр. 136

Тест.

31

Р.Р. Выборочное изложение(упр.130)

1


25.10

32

Морфологический разбор причастия.

1

26.10.

Таблица.

§23. Упр.131

33

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

27.10.

 §25. Упр. 142

34

 Устное словесное рисование. Р/р. Сочинение «Мой знакомый».

1

29.10.

§21-24, повторить

35

Повторение изученного о причастии.

1

1.11

Таблица.

Упр. 158

36

Контрольный диктант.

1

2.11

Повторить изученные орфограммы и словарные слова

37

Анализ контрольного диктанта

1

3.11.

Составить словарный диктант «Мои ошибки».



38

Деепричастие.


Понятие о деепричастии

9+2


1



12.11.




§26.Упр. 161

39

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

15.11.

Таблица.

§27.Упр. 166

Тренинг.

40

НЕ с деепричастиями.

1

16.11.

Таблица.

§28. Упр. 173

Тест.

41

Деепричастия несовершенного вида.

1

17.11.

§29.

Упр. 175,

42

Деепричастия совершенного вида.

1

19.11.

§30. Упр. 180

43

44

Р.Р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь».

2

22.11.

23.11.

Репродукция картины.

Написать сочинение.

45

Морфологический разбор деепричастия

1

24.11.

§31. Упр. 188.

Тренинг.

46

Повторение по теме «Деепричастие»

1

26.11.

Таблица.

§ 26-31, повторить

47


Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

1


29.11.



48

Анализ контрольного диктанта.

1

30.11.

Упр.193



49

Наречие.


Наречие как часть речи.

22+5


1




1.12.



§32. Упр. 199.

50

Смысловые группы наречий.

1

3.12.

Таблица.

§33. Упр.205,

208

Тренинг.

51-52

P.p.

Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова

«Первый снег».

2

6.12.

7.12.

Репродукция

картины

Сочинение

53

Степени сравнения наречий

1

8.12.

§34. Упр. 214.

Тест.

54

Морфологический разбор наречия.

1

10.12.

Таблица.

§35. Упр. 216.

55-56

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е

2

13.12.

14.12.

Таблица.

§36. Упр. 220,

223, 222

57-58

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

2

15.12.

17.12.

Таблица.

§37. Упр. 228,

229

Тест.

59-60

Н и НН в наречиях на -о и -е.

2

20.12.

21.12.

Таблица.

§38. Упр. 235,

236, 234

61

Р/р. Сочинение-описание.

1

22.12.

Сочинение

62

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

24.12.

§40. Упр. 243.

63

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С

1

27.12.

Таблица.

§41. Упр. 247.

Тест.

64-65

Дефис между частями слова в наречиях

2

28.12.

12.01.

Таблица.

§42. Упр. 253,

254

Тест.

66-67

Слитное и раздельно написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

14.01.

17.01.

§43. Упр. 261,

262

68

Р/р.Подробное изложение.

1

18.01.

Дописать изложение

69

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

19.01.

§44. Упр. 263, 265

70-71

Повторение по теме

« Наречие».

2

21.01.

24.01.

Упр. 271, 272, 273.

Тренинг.

72

Р.Р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова

«Друзья».

1

25.01.

Репродукция картины.

Дописать сочинение.

73

Тестирование по теме

«Наречие».

1

26.01.

Стр.121,контрольные вопросы.

Тест.

74

Контрольный диктант по теме «Наречие».

1

28.01.

75

Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие».

1

31.01.

Упр. 268


76

Категория состояния.


Категория состояния как часть речи.

2+2


1



1.02.



§45. Упр. 277, 275, 279.

77

Морфологический разбор категории состояния.

      1

2.02.

§46. Упр. 280.

78-79

Р.Р.Выборочное изложение

« Обыкновенная земля».

2

4.02.

7.02.

Упр.283 (устно)

Способы сжатия текста.

80

Самостоятельные и служебные части речи.

1

8.02.

Таблица.

§47. Упр. 284.


81

Предлог.

 Предлог  как часть речи.

8+2

1


9.02.


§48. Упр. 287.

82

Употребление предлогов.

1

11.02.

§ 49. Упр. 294

83

Непроизводные и производные предлоги.

1

14.02.

Таблица.

§ 50. Упр. 302, 297

Тест.

84

Простые и составные предлоги.

1

15.02.

Таблица.

§51. Упр. 304

Тренинг.

85

Морфологический разбор предлога.

1

16.02.

Таблица.

§52. Упр. 305

86-87

Р/р. Контрольное сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

2

18.02.

21.02

Репродукция картины.

88

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1

22.02.

Таблица.

§ 53. Упр. 308,

310, 309

Тест.

89

Повторение по теме

«Предлог».

1

23.02.

Подготовиться к тестированию.

90

Тестирование  по теме

«Предлог».

1

25.02.

Тест.


91

Союз.

Союз как част речи.

13+1

1


28.02.

§ 54. Упр. 315

92

Простые и составные союзы.

1

1.03.

Таблица.

§ 55. Упр. 318

93

Сочинительные и подчинительные союзы.

1

2.03.

§56. Упр. 321

Тренинг.

94-95

Запятая перед союзами в сложном предложении.

2

4.03.

7.03.

Таблица.

§ 57. Упр. 323,

325

95

Сочинительные союзы.

1

8.03.

Таблица.

§58.

Упр.    328, 330

96

Подчинительные союзы.

1

9.03.

Таблица.

§59.

Упр. 337, 338

97

Морфологический разбор союза.

1

11.03.

Таблица.

Упр. 342

98-99

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

2

14.03.

15.03.

Таблица.

§ 61. Упр. 345,

346, 349

Тест.

100

Р/р.  Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.

1

16.03.

Упр. 350

Стили речи.

101

Обобщение сведений о предлогах и союзах.

1

18.03.

§54-61.

Упр.    355    

Тест.

102

Контрольный диктант по темам «Союзы», «Предлоги

1

21.03.

103

Анализ контрольного диктанта по темам «Союзы», «Предлоги».

1

22.03.


Упр.356.


104

Частица.

Частица как часть речи.

14+3

1

23.03.

§62.

Упр. 359

105

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

4.04.

§     63.      Сочинение-миниатюра «Если бы я был...»

106

Смысловые частицы.

1

5.04.

§64. Упр. 369,

372

107

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

6.04.

Таблица.

§65.

Упр. 378,381.

Тест.


108

Морфологический разбор частиц.

1

8.04.

Таблица.

§66.

Упр. 384

Практикум

109-110

Р.Р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

2

11.04.

12.04.

Репродукция картины.

Дописать сочинение.

111

Отрицательные частицы.

1

13.04.

Таблица.

§67, упр.385, 391

112-113

Различение частицы и приставки НЕ.

2

15.04.

18.04.

§68, упр.395.

Упр. 389

Тест.

114

Р/р. Контрольное сочинение (упр.402)

1

19.04.

115-116

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ - НИ.

2

20.04.

22.04

Таблица.

§69. Упр.406,

405

117

Обобщение и систематизация по теме «Частица»

1

25.04.

Таблица.

Упр.414

118

Тестирование по теме «Частица».

1

26.04.

Тест.

119

Контрольный диктант по теме «Частица».

1

27.04.

120

Анализ контрольного диктанта по теме «Частица».

1

29.04.

Таблица.

§ 62-68, повторить. Составить предложения с сочетаниями НЕ ОДИН - НИ ОДИН, НЕ РАЗ -НИ РАЗ


121

Междометие.

Междометие. как часть речи.

3

1



2.05.


§70, упр.416

122-123

Дефис в междометиях. Знаки препинания при

междометиях.

2


3.05.

4.05.

§71, упр.419, 421, 420




124

Повторение пройденного  в 7 классе.

 Разделы науки о языке.

9+2



1




6.05.




Таблица.




Упр.422

125-126

Р.Р. Контрольное сочинение «Удивительное- рядом».

2

9.05.

10.05.

Упр.426.

127

Фонетика.

1

11.05

Таблица.

Упр.430.

128

Контрольный диктант за курс 7 класса.

1

13.05.

129

Анализ контрольного диктанта за курс 7 класса.

1


16.05.

130

Лексика и фразеология.

1

17.05.

Упр. 434

131

Морфемика. Словообразование.

1

18.05.

Упр.439.

Практикум

132

Морфология. Морфологические признаки частей речи.

1


20.05.

Таблица.

Упр.441

Практикум

133

Синтаксическая роль частей речи.

1

23.05.

Упр.444

Тест.

134

Орфография. Дефис в словах.

1

24.05.

Упр.450

Тест.

135

Синтаксис. Запятые между однородными членами, при причастном и деепричастном оборотах.

1

25.05.

Таблица.

Упр.458.

Тест.

136

Пунктуация. Знаки препинания в простом и сложном предложении, в предложениях с обособленными членами.

1

27.05.

Таблица.

Упр.463

Практикум

Итого:

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Русский язык как развивающееся явление  (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ  (12 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (116 +22 ч)

Причастие  (25 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным  оборотом.

III.        Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида  и их образование.

Не с деепричастиями.

II.        Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III.        Рассказ по картине.

                                       Наречие  (28 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.

II.        Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и  антонимы.

III.        Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4 ч + 2 ч)

I.        Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II.        Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог  (11 ч + 2 ч)

I.        Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.        Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.        Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз  (16 ч + 2 ч)

I.        Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II.        Умение пользоваться  в речи союзами-синонимами.

III.        Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица  (18 ч + 4 ч)

I.        Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.        Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.        Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова  (4 ч)

I.        Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.        Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (12 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II.        К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями    и    навыками:

  1. производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  2. составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  3. соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.

2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

4. CD-ROM: Русский язык, 7 класс / Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. – Фирма «1С», 2008.

Технические средства обучения

  1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Колонки (рабочее место учителя).
  3. Проектор.
  4. Интерактивная доска.

Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

Раздел VI. Список литературы

Основная литература

  1. Богданова Г.А Уроки русского языка в 7 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2008.
  3. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А..   Русский язык.  Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов:  «Лицей», 2000.
  5. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.- М.: «Вако», 2006 .
  6. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
  7. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 7 класс. – М.: «Образование», 2007.

Дополнительная учебная  литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 2001.
  2. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
  3. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 7 класс – М.:  « Сфера», 2006.
  4.  Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
  5. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006.
  6. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
  7. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
  8. Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"  5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень

Рабочая  программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственногостандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Програ...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 8 класс. Базовый уровень

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Ру...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 9 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и про­граммы по русскому языку к учебник...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...