Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них"
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме

Курицына Лора Евгеньевна

Урок представляет собой занимательное путешествие в парижский Музей художников - импрессионистов. Заочная экскурсия, надеюсь, вам понравится...laugh

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Я поведу тебя в музей..."36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Я поведу тебя в музей…»

( Обобщающий урок по теме « Вводные слова и знаки препинания при

 них».)

 Цель урока:

Обучающая-

Обобщить знания об употреблении  вводных слов  в предложении; 

закрепить умение выделять знаками препинания вводные слова в предложении.

Воспитательная-

     Формировать ассоциативное мышление, культуру речевого общения;

воспитать осознанное отношение  к искусству художников -  импрессионистов

Здоровьесберегающая-

Профилактика  нарушений  зрения в ходе проведения зрительной гимнастики и осанки через режим смены динамических поз.

Форма проведения: Заочная экскурсия в музей художников импрессионистов с применением ИКТ ( Презентация)

Оборудование:

-Выставка  детских работ, написанных в стиле  художников – импрессионистов;

-Толковые словари   под  редакцией  Ожегова, В.И. Даля

-Мультимедийная презентация

- Репродукции картин художников – импрессионистов -   Огюста Ренуара,    Эдгара Дега, Клода Моне

-Альбомы и энциклопедии  живописи, представленные на выставке

Ход урока

1.Организационный момент урока: Учитель говорит о теме урока, сообщает обучающимся цель урока. 

Слово учителя:

Увы! Земной не долог путь, 

И все ж во власти человека,

Творя великое, шагнуть

За рамки собственного века.

Здравствуйте, ребята! Сегодня  мы совершим с вами интереснейшую экскурсию в  Музей  д’Орсе  .  Музей  д’Орсе в Париже  – один из моих самых любимых музеев, потому что в музее д’Орсе (или Орсе) находятся картины  замечательных художников- импрессионистов -  Огюста Ренуара,  Эдуарда  Мане,  Эдгара Дега.

Мы шагнем из 21  века в далекое  прошлое. Наша экскурсия в музей  будет заочной, но  от этого она, я уверена,  будет не менее  интересной.  Обратите внимание на экран. Перед вами слова, которые сегодня очень помогут вам в сегодняшней работе.

Словарная работа

По толковым словарям дать определение слов: импрессионизм, палитра, шедевр, пленэр, эскиз, колорит, этюд.

(задание выполняется  в парах; толкование слов  зачитывается вслух) 

Устный опрос

  1. Дайте определение: Какие слова называются вводными?
  2. Вводные слова имеют несколько значений. Назовите их.
  1. Как вводные слова выделяются на письме? Какие знаки препинания используются для выделения на письме вводных слов?

Работа с текстом

( Учитель представляет гостя, который расскажет о музее  подробно)

-Ребята, я хочу представить Вам нашего гостя, который прибыл к нам из прекрасной страны – Франции. ( Выходит мальчик, обучающийся этого же класса, который работает с презентацией. Учащийся работает с текстом, который  заранее отпечатан)

Обучающийся:

-Бонжур, друзья! Мое имя -  Клер.  Я сотрудник Музея  д*Орсэ. Сегодня я покажу вам свое любимое место в Париже –это настоящая сокровищница искусства великих мастеров.

( Тексты заранее отпечатаны и есть  у каждого обучающегося)

 К счастью, этот музей не такой большой, как Лувр, который кажется просто необъятным для однодневного восприятия.                                                                                                  Впервые попав в этот музей, я, бесспорно,  был поражен, с каким количеством работ великих художников я еще не знаком.  Конечно, музей и сам по себе очень своеобразный.  Во – первых, он находится в здании одного из парижских вокзалов, закрытого еще в конце 30-х годов. Во – вторых, он расположен практически на берегу реки Сены. Остается только удивляться смелости властей, архитекторов и дизайнеров, сумевших превратить это здание в полноценный музей. Кому еще, как не французам, могло прийти в голову преобразовать заброшенный вокзал в мировой художественный музей? Пожалуй, только выставочный зал первого этажа с огромными часами напоминает, чем было это помещение до того, как стать обителью искусства. Здание, кстати, прекрасно смотрится с воды или с другого берега Сены. Отведите достаточно времени, если хотите насладиться сполна полотнами Моне и Мане, Дега, Ренуара, Ван Гога и многих, многих других.

Задания по тексту:

1.Найдите предложения с вводными словами, поставьте в них недостающие знаки препинания( у обучающихся в текстах знаки препинания не расставлены).

2. Найдите в тексте односоставные предложения

3.Найдите в тексте предложения, осложненные обособленными определениями, выделенными причастными оборотами.

4. Работая со словарем, объясните разницу лексического значения слов  архитектор и дизайнер

5. Найдите в тексте действительное причастие прошедшего времени

Устный опрос

  1. Дайте определение: Какие слова называются вводными?
  2. Вводные слова имеют несколько значений. Назовите их.

Как вводные слова выделяются на письме? Какие знаки препинания используются для выделения на письме вводных слов?

  Работа по карточкам с дифференцированным заданием.

  1. выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
  2. найти вводное слово;
  3. списать и расставить знаки препинания

Предложения для анализа возможны  из  данного текста первого текста

Или:   Живопись без сомнения делает человека добрее  благороднее красивее. К сожалению есть люди  которых  живопись никак и ничем не увлекает   не волнует. ( Знаки препинания не расставлены)

 А теперь поиграем. Необходимо как можно больше назвать вводных слов с разными значениями. ( Игра “Кто больше?”)

  1. – уверенности; сомнения, предположения;
  2. - различных чувств;
  3. - источника сообщения;
  4. - порядка мыслей, их связи;
  5. - замечания о способах оформления мыслей.

Тест.

1. Вводные слова - это:

А) слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;

Б) слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.

2.Какое значение имеет вводное слово действительно:

А) порядок мыслей;

Б) различные чувства;

В) большая степень уверенности;

Г) меньшая степень уверенности;

Д) источник сообщения.

3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:

А) к удивлению;

Б) возможно;

В) конечно;

Г) по-моему;

Д) итак.

4. Являются ли вводные слова членами предложения:

А) да;

Б) нет.

5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:

А) Мне кажется, что скоро пойдёт снег.

Б) Кажется, скоро пойдёт снег.

В) Он не такой, каким кажется.

6. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:

А) Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.

Б) Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище.

В) Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище.

Обратимся к учебнику

- А сейчас, ребята, я прошу Вас открыть учебники на стр. 176, обратимся к параграфу № 60

-Перед вами  « Таблица вводных слов  и вводных сочетаний слов по значению»

Работа с таблицей

Динамическая пауза

 А сейчас давайте прикоснемся  непосредственно к самим произведения известных художников. 15 апреля 1874 г. в Париже на бульваре Капуцинок состоялась выставка 30 молодых художников, картины которых были отвергнуты официальным жюри Салона. Центральным произведением этой выставки явилась картина Клода Моне "Впечатление. Восход солнца». Новое поколение художников хотело перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, поэтому они вышли из студий на открытый воздух (пленэр), чтобы наблюдать изображаемые объекты в их привычной среде и  при естественном освещении. Они прекрасно понимали, что снег не просто белый, трава зеленая, тени черные, а все это состоит из множества цветных точек, и только человеческий глаз, сливая их воедино, создает целостное цветовое полотно.

( На  экране появляются  картины: Клода Моне "Впечатление. Восход солнца».   Огюст Ренуар "Лягушатник" Эдгар  Дега « Репетиция». )

Проверка домашнего задания, которое было дано с опережением

(Что я знаю об Эдгаре Дега…( Огюсте Ренуаре, Клоде Моне) Интересные факты биографии. Задание групповое  выполняется каждой группой в течение 2 -3 минут)

Учитель

 Ребята, мне очень хочется спросить вас о том, какое же впечатление оказали эти полотна на вас. Пожалуйста,  продолжите мое предложение, используя вводные слова. (Пожалуй, конечно, несомненно, разумеется, возможно)

Картины художников- импрессионистов –это…

( Мини –сочинения, основанные на собственном впечатлении)

".

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

1)Теоретический материал на стр. 175 -182 теоретический материал.

2) Выполнить творческое задание: составить экскурсионную карту, выбрав одну из картин художника -  импрессиониста, и подготовить рассказ о картине, используя вводные слова.( Задание выполняется на альбомном листе, с фотографией экскурсовода. В роли экскурсовода выступает каждый учащийся)

Рефлексия (подведение итогов урока)

– Составьте текст, используя следующие слова:

“На уроке я, во-первых, познакомился…
Во-вторых, научились…
В-третьих,…
Наконец, сегодняшний урок для меня…”

Выставление оценок учащимся

1. Поднимите красную карточку, если вы работали на оценку «5»

2. Поднимите желтую карточку, если вы работали на оценку « 4»

3. Поднимите синюю карточку, если вы работаете на оценку « 3»

4. Поднимите зеленую карточку, если вы, к сожалению, сегодня не работали.

Спасибо за внимание, урок окончен…

Методическая разработка урока по русскому языку

Тема урока: « Я поведу тебя в музей…»

( Обобщающий урок по теме « Вводные слова и знаки препинания при  них».) 

Участник: Учитель русского  языка и литературы первой квалификационной категории МОУ гимназии №4  Курицыной Ларисы Евгеньевны

  Конкурсная тема:

- Реализация  современных  педагогических   технологий на уроках русского языка

Цель урока:

Обучающая-

Обобщить знания об употреблении  вводных слов  в предложении; 

закрепить умение выделять знаками препинания вводные слова в предложении.

Воспитательная-

     Формировать ассоциативное мышление, культуру речевого общения;

воспитать осознанное отношение  к искусству художников -  импрессионистов

Здоровьесберегающая-

Профилактика  нарушений  зрения в ходе проведения зрительной гимнастики и осанки через режим смены динамических поз.

Актуальность и значимость методической разработки для педагогической практики

Структура урока  по данной  теме вполне традиционна. Изучение новой темы начинается с подробного объяснения учителем нового материала. Затем учащиеся коллективно пытаются анализировать предложения, в составе которых есть вводные слова. Вводные конструкции не входят в структуру предложения и не являются его частью. С выполнения этого упражнения должна начинаться работа над темой «Вводные слова и предложения». Сопоставляя, например, конструкции  и разбирая их, учащиеся приходят к выводу, что в предложении могут быть слова, которые не связаны синтаксическими связями с его членами, не являются членами предложения, а служат для оценки содержания высказывания. Целесообразно при этом прокомментировать термин «вводное» (слово, предложение): он указывает на то, что слова и их сочетания не являются элементом структуры предложения, а «вводятся» в него для выражения отношения говорящего к сообщаемому. Основное правило: вводное слово или словосочетание выделяется запятыми с двух сторон. Сопоставление конструкций с вводными словами и предложений без них должно также обнаружить их интонационные различия. Вводные слова и предложения всегда интонационно выделены: они произносятся, как правило, с понижением тона и отделяются паузами от членов предложения.
Поскольку одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных, то в качестве членов предложения, необходимо научить восьмиклассников их разграничивать.
Далее учащиеся самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом учебника. Учащимся первой группы предлагается составить развернутый план параграфа. Ученики должны прийти к следующим выводам:

Вводные слова и предложения:

  1. Выражают отношение говорящего к сообщению;
  2. Не являются членами предложения;
  3. Могут выражать различную степень уверенности, чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах выражения мыслей (Таблица 1);
  4. Выделяются интонацией, а на письме – выделительными знаками препинания.

Пояснительная записка

Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств учащихся в процессе воспитания и обучения:

  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;        
  2. воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности;
  3. формирование способности к объективной самооценке – рефлексии.

Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса – ученик, его познавательная и творческая деятельность.

 Основным способом реализации социально-личностного типа образования является использование педагогических технологий проблемного, развивающего, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспитания, технологии коллективной творческой деятельности,  групповые, игровые технологии, получивший широкое распространение метод проектов, компьютерные технологии и др. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим,  воспитывающим,  развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня.   В своей педагогической деятельности активно использую технологии проблемного обучения, элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии, тестовые методики. В своей работе постоянно использую групповые технологии в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.

Использую на своих уроках и игровые технологии (в частности, дидактические игры).   Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Современный урок требует обязательного использования информационно-коммуникационных технологий. В практике моей работы – активное использование обучающих, тестирующих мультимедийных программ по русскому языку и литературе: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». В данной разработке используется теоретический материал  по МХК. Яркими, интересными, запоминающимися становятся и уроки  русского языка с применением компьютера. Учителя нашей гимназии активно используют собственные программы и презентации. Все чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои учащиеся.  Хотя это были первые пробы, некоторые  презентации получились на высоком уровне с включением музыкальных произведений, фрагментов из фильмов. Не у всех все получилось, но ребята приобрели опыт. И в этом учебном году мы продолжим эту работу. Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время:

- во вступительном слове учителя или учащихся;

- на этапе предъявления учебной информации;

- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

- на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

- во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;

- при подготовке к ЕГЭ.

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения,  контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Урок русского языка в 9 кл. по теме "Разделительные знаки препинания в ССП"

   Урок является третьим в изучении сложносочинённого предложения и вторым в изучении темы «Разделительные знаки препинания между частями ССП».     В результате из...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Междометия и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях и знаки препинания при них.

Предложена информация, дидактика и задания по теме для самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения....