Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
    Урок русского языка. 5 класс

    Иванова Надежда Борисовна

    Урок русского языка в 5 классе по ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_fgos.doc96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет – русский язык

    5 класс

    Учебник – Русский язык. 5 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа,2012

    Тема урока «Имя существительное как часть речи»

    Тип урока: урок актуализации знаний и умений, урок повторения (обобщения и систематизации знаний).

    Цели и задачи:

    1. обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
    2. совершенствовать навыки морфологического разбора;
    3. повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
    4. способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
    5. способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
    6. содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

    Оборудование:  кроссворд «Спрятанное слово», фотографии с видами Белгорода, карточки  с  заданиями, толковый, орфографический  словари, словарь синонимов, ИКТ.

    Технологическая карта урока:

    Этап урока

    Учитель

    Ученики

    Универсальные учебные действия ученика

    I. Организационная часть

     Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

    Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности.

    М.К.: понимание, в чем состоит суть общения.

    II. Беседа с классом о стране под названием «Речь и её части»

    Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, по необходимости корректирует план работы на урок.

     Отвечают на вопросы  вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

    Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция;

    К: планирование учебного

    сотрудничества.


    III. Объявление темы и целей урока


     В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное как часть речи». Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).

     На экране показывает опорную схему «Имя существительное как часть речи».


    Записывают   тему урока в тетрадях, вспоминают все,  что знают об имени существительном как части речи. Повторяют по опорной схеме.

    Формулируют тему и цель урока.

    Фиксируют возникшее затруднение.


    П: формулирование проблемы;

     Р: целеполагание;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

    IV. Игра «Спрятанное слово»

    Для чего необходимы имена существительные?

    Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести (8 заданий).

     Какие словари помогли вам подготовить данное задание?

     Какое «спрятанное» слово получилось?

     Какое оно имеет отношение к существительному?

    Пытаются формулировать ответ  (дают названия различным предметам), называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают кроссворд. Называют словари, определяют слово «сущность».

    Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).

    П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника.


    V. Проверка домашнего задания: защита рисунков (мини-проектов)


    Того, к кому мы идем в гости, нужно обязательно знать в лицо.

     В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось?

    Предъявляет образец, на основании которого необходимо защитить свой проект.

     


    На основе образца защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы,  аргументируют ответы.


    П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Р: планирование, прогнозирование;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    VI Определение роли существительных в речи

    Организует работу по выявлению роли существительных в речи.

    Дается стихотворение:

    Море. Солнце.

    Песок. Ветерок.

    Чайка летает.

    Волна играет.

    Купанье. Веселье.

    Смех. Умиротворенье.

    Выпишите имена существительные. Для чего они необходимы в данном стихотворении?

    Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух.

    Выписывают имена существительные в тетрадях.

    Дают ответы, пытаются  исключить   существительные по разным признакам.

    Правильный ответ:  чайка – одушевленное.

    П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки;

     Р: коррекция;

    К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


    VII. Работа с текстами из стихотворений С.Есенина (учебник, упр.719 с.256) на умение различать одушевленные и неодушевленные существительные, находить в художественных текстах олицетворение.


    Организует работу на доске и в  тетрадях.







    Читают отрывки из стихотворений С.Есенина, выписывают в тетради имена существительные, находят примеры олицетворения.

    Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают вслух.


    Р: контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

    Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    VIII.Физкультпауза

    Помогает физоргам провести физкультпаузу, акцентирует внимание на важности здоровьесберегающих технологий во время учебных занятий.

    Два ученика проводят гимнастику для опорно-двигательного аппарата и органов зрения. Остальные выполняют упражнения за ними.

    Л: социальная мотивация.

    М.К.: навыки сотрудничества.

    IX. Творческая групповая работа: составление коллективного сочинения «Наш город». Определение синтаксической роли существительных


    Делит обучающихся на группы, задает вопросы, дает задания.

     Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные А какие еще есть существительные? В чем между ними разница? Перед вами несколько фотографий с видами нашего города. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные и определять их синтаксическую роль.



    Выбирают задания, самостоятельно выполняют задания по выбору. Каждая группа работает со своими фотографиями. Ученики сами оценивают результат работы.

    Сочинение записывается в тетрадях, существительные подчеркиваются как члены предложения.  Делаются выводы.

    П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки;

     Р: коррекция;

     К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    X. Игра «Четвертый лишний»


















    Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

     Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

    а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

    Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

    Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

     С какой целью мы выполняли данное задание?


    Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.














    П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника.




    XI. Выполнение  

     морфологического разбора имени существительного

     У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.

     Разбор слова «Белгород» (Предложение взято из коллективного сочинения «У Белгорода славная история»). Выводит на экран план-схему «Морфологический разбор имени существительного».



    Повторяют последовательность морфологического разбора имени существительного по учебнику (стр.263), по плану-схеме на экране. Выполняют морфологический разбор слова «Белгород» по форме из предложения «у Белгорода».

     

    П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:

    Р: коррекция;

     К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    XII.Итог урока. Кубик Блума.

    Объясняет задание: на гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

    Ученик бросает кубик. Ученики формулируют вопрос по учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

    Л: самоопределение, учебная мотивация, границы собственного знания;

    М.П.: инициативность и самостоятельность;

    М.К.: речевая деятельность;

    М.П.: выполнение логических операций.

    XIII. Домашнее задание.

    Все задания, которые вы выполнили, помогут вам сделать домашнюю работу:

    1.Написать сочинение-миниатюру на тему «Чем меня удивило имя существительное?»

    2.Выполнить в учебнике упр.750 стр.266.

    Комментирует задания и отмечает, что у каждого есть выбор.

    Слушают и выбирают задания.

    М.П.: работа с информацией, учебными моделями.

    XIV.Рефлексия

    Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

    Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

    П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

     Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

     К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

     Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).