Урок русского языка в 11 классе по теме "Вводные слова и словосочетания"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Урок построени по технологии критического мышления и призван систематизировать знания учащихся по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_vvodnye.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе по  теме «Вводные слова и словосочетания»

Тип урока: Урок формирования новых знаний с использованием технологии критического мышления

Цели урока:

  1. знакомство с вводными словами;
  2. развитие устной и письменной речи, пунктуационных умений;
  3. привитие практических навыков нахождения вводных слов в устной и письменной речи.

Учебно-материальное обеспечение урока:

  1. таблицы с вводными словами;
  2. индивидуальные карточки с практическими заданиями;
  3. учебник «Русский язык 10-11»  Н. Г. Гольцова ,И.В. Шамшин . Русское слово  2007 г.

Стадия вызова

С таким явлением как вводные слова и словосочетания мы с вами познакомились в курсе 8 класса. Давайте вспомним, что это такое. В центре листа напишите словосочетание «вводные слова». А теперь запишите, что вы знаете о них,  (каждый учащийся записывает в своей тетради все, что он помнит из  курса 8 класса). А теперь объединитесь в группы, обсудите   и подготовьте небольшое выступление на тему «Вводные словосочетания и предложения»

Объяснение нового материала

Самостоятельное чтение учащимися теоретической части учебника  с использованием инсерта. ( Инсерт – от английского слова insert – «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить». Это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

«V» – знал(а)        

«+» – новое        

«–» – вызывает сомнения)   (с. 296- 297.)

 Стадия рефлексии (или размышления)

Учитель. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо, что оказалось новым, с чем вы не согласны (если да, то почему?), что вызвало сомнения? Как вы можете доказать свою точку зрения?

Выступления групп. Комментирование и,  в случае необходимости, повторное объяснение  нового материала учителем.

Работа в группах.

Прочитайте в группах тексты, найдите в них предложения с вводными словосочетаниями и расставьте знаки препинания:

К своему стыду я не читаю серьезной литературы, предпочитая ей детективы и между нами говоря любовные романы. Во-первых я кажется не всегда верно улавливаю замысел автора, зато умею хорошо следить за перипетиями сюжета криминального рассказа. Во-вторых меня решительно не интересуют описания выдуманных переживаний героев, поэтому я по обыкновению пропускаю почти половину книги. По-видимому я как раз из тех людей, которым мягко выражаясь не следует читать "серьезную" литературу. Вдобавок эта литература на мой взгляд часто пишется людьми не вполне реализовавшими себя в практической деятельности иначе говоря безработными, а детективы создаются бывшими и настоящими сотрудниками компетентных органов, которые согласитесь доказали свое право разбираться в сути описываемого ими. Разумеется с точки зрения стиля эти романы к прискорбию как будто списаны один с другого, но зато сюжеты способны без всякого сомнения взволновать даже заслуженного филолога.
К примеру не могут не увлекать романы о буднях сотрудников милиции. По мнению литературоведов эти книги якобы лишены художественных достоинств. Стало быть чтение такого произведения не развивает в сущности наш интеллект, но поверьте удовольствие от процесса соучастия в расследовании кровавого преступления по существу добавляет столько адреналина, что интеллект повышается как бы сам по себе. Бывает читатель раньше героев романа догадывается, кто по замыслу автора совершает преступление. Может быть именно эта иллюзия твоего превосходства над участвующими в действии милиционерами дает тебе между прочим ощущение причастности к романному сюжету, тогда как к сожалению никто даже виртуально не может представить себя одним из героев постмодернистского романа.
 
Далее любой читающий детектив знает, что зло в конечном счете будет наказано и само собой разумеется справедливость восторжествует. Таким образом эти книги дают возможность надеяться на торжество добра и по-моему уже одно это достаточно веское основание для публикации таких в сущности никому не мешающих произведений. Может быть многие со мной и не согласятся, но согласитесь все мы знаем людей, не осиливших ни разу "Войны и мира" и вряд ли помнящих содержание романа "Обломов", но честно говоря даже мои знакомые профессора и академики частенько проводят свой досуг, листая новенький детективчик.

Закрепление материала

  1. Тренировочная работа с карточками

Подведение итогов

  1. Беседа по вопросам:

Какие слова и словосочетания называются вводными?

Какие группы вводных слов по значению вы можете назвать?

Какие пунктуационные правила мы должны использовать при наличии в предложении вводных слов?

Какие слова не являются вводными и не обособляются?

  1. Домашнее задание (на усмотрение учителя)  у. 419-421  - в зависимости  от уровня знаний  учащихся

Приложение

1. Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова

Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.

 Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен?

 Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.

 Кажется ваша история там наделала много шуму.

 Первые мореплаватели покидая сушу ориентировались по очертаниям берегов по форме облаков и конечно по звездам.

2. Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова

 Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд.

 Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр.

 Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.

 Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.

 С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку, 9 класс. Способы связи слов в словосочетании

Презентация по теме "Способы связи слов в словосрчетании"...