Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Борзых Наталья Михайловна

Обоснование использования занимательного материала на уроках русского языка как средства развития познавательного интереса у школьника.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области                   Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования                                                               Московский государственный областной гуманитарный институт Факультет повышения квалификации

                   

Выполнила слушатель                                                                   факультета повышения квалификации                                                                                                                              учитель русского языка, литературы и МХК                                            МАОУ «Куровская СОШ №6»                                                                            Борзых Наталья Михайловна

 

Проверил: _____________________

                                               Орехово-Зуево                                                                                                            

                                                     2012 год

                                         Оглавление.

  1. Введение……………………………………………………………………3

II. Основная часть. Содержание понятий познавательный интерес и занимательный материал…………………………………………………………5
       
2.1 Содержание понятия познавательный интерес, развитие     познавательного интереса………………………………………………………...5

    2.2 Характеристика занимательного материала по русскому языку…….6

  1. Головоломки…………………………………………………..7
  2. Загадки…………………………………………………………8
  3. Ребусы………………………………………………………….9
  4. Кроссворды……………………………………………………10
  5. Занимательные игры на уроках русского языка…………….12

        2.3 Классификация занимательного материала по русскому языку ……..13
III.  Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка   (из опыта работы)………………………………………………………………….15

IV. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках русского языка………………………………………….28

V. Заключение………………………………………………………………….......30

VI. Список используемой литературы……………………………………………32

                               I. Введение

“Обучение и воспитание должно развивать разум ребенка,
должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его
не может быть ни достойною, ни счастливою”.
К.Д. Ушинский

Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность. Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала.
         Еще педагоги-классики, такие как Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др. утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру. В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на низком уровне. Теоретический курс русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для  школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета, поэтому необходимо использование на уроках русского языка дополнительных средств, способствующих возникновению познавательного интереса у учащегося. Это и подтверждает актуальность выбора моей темы работы: «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка».
         Цель исследования: обоснование использования занимательного материала на уроках русского языка как средства развития познавательного интереса у школьника.
Задачи:
        проанализировать научную и методическую литературу;
        раскрыть понятие познавательный интерес;
        выявить особенности развития познавательного интереса у учащихся;
        раскрыть содержание понятия занимательный материал;
        подобрать занимательный материал в соответствии с содержанием предмета на уроках русского языка в средней школе;
        установить зависимость между использованием занимательного материала на уроках русского языка и развитием познавательного интереса у учащихся.
         Объект исследования: развитие познавательного интереса у школьника на уроках русского языка.
         Предмет исследования: занимательный материал как средство развития познавательного интереса у школьника на уроках русского языка.
          Гипотеза исследования: предполагаю, что использование занимательных средств способствует развитию познавательного интереса у школьников  на уроках русского языка.
          Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов:
а) теоретические:
- анализ и синтез научной и методической литературы;
б) практические:
- наблюдение;
- использование занимательного материала на уроках.
         Практическая значимость состоит в том, что разработана система заданий, направленная на развитие познавательного интереса у школьника на уроках русского языка.
        Данная работа может быть полезна методистам, учителям русского языка, студентам педагогических заведений.

          II.  Содержание понятий познавательный интерес                              

                           и занимательный материал
               
2.1 Содержание понятия познавательный интерес,

                   развитие  познавательного интереса
         В Педагогическом словаре дается следующее определение понятия "познавательный интерес" - это "стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы".
         Многие методисты и психологи считают, что у учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Им они чаще всего объясняют свое отношение к учебному предмету или виду деятельности ("Люблю математику потому, что интересно решать задачи..."). Источниками возникновения познавательного интереса у детей являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеклассная работа. Решающая роль принадлежит обучению в его сочетании с трудом.
         В процессе учебной работы учитель использует разнообразные средства формирования и укрепления познавательного интереса:
а) вдумчиво отбирает новые факты, малоизвестные сведения, вызывая непосредственный интерес учащихся к разным явлениям жизни;
б) помогает осмыслить, перестроить, уточнить житейские представления школьников под влиянием научных объяснений, в результате чего появляется интерес к науке и технике;
в) развивает умственную активность детей, включает их в самостоятельные поиски решения поставленных задач, помогая при этом преодолевать трудности и содействуя эмоциональному подъему;
г) вооружает учащихся необходимыми умениями, помогает оперировать знаниями, творчески использовать их для решения практических вопросов и получения новых знаний;
д) дает возможность школьникам наблюдать за степенью своего продвижения; подводит их к пониманию собственного роста, что вызывает радость познания;
е) стремится обеспечить успех в деятельности каждого ученика;
ж) способствует включению учащихся в активную, трудовую деятельность.
         У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Развитие познавательного интереса – это процесс закономерного изменения личности в результате его стремления к знанию, активного отношения к предметам и явлениям действительности.
         Большое значение ученые уделяют интересу в обучении. Интерес в обучении - это активное познавательное отношение учащихся к учению и труду, его воспитание и методическое использование. Воспитательная работа школы в этом отношении заключается главным образом в создании у учащихся потребности в знаниях. Для этого применяются разнообразные средства активизации обучения, даются задания, требующие самостоятельности и умственного напряжения, мобилизации воли, творческого отношения к делу. Выполнение таких заданий вызывает глубокое удовлетворение учащихся своей деятельностью.
         Таким образом, познавательный интерес - это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим.

       2.2  Характеристика занимательного материала по русскому языку

Занимательный материал - материал, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.
         Рассмотрим более подробно головоломку, кроссворд, загадку, ребус.
В Большом энциклопедическом словаре даются следующие определения понятий:
              1) "головоломка – загадка, задача, требующая для своего решения  

        догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера";
             2) "кроссворд – задача-головоломка, заполнение буквами  

        перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и

         вертикалям получились заданные по значениям слова";
             3) "загадка – жанр народно-поэтического творчества; иносказательное

         поэтическое описание какого-либо предмета или явления,

         испытывающее сообразительность отгадывающего";
             4) "ребус – загадка, в которой разгадываемые слова или выражения

         даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими

знаками".

                        2.2.1 Головоломки
Головоломки бывают: секретный приказ, цифровые слоговицы.
Секретный приказ: 

Примечание. Зачеркните буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ.  (Ответ: Будь врагом лени.)
Цифровые слоговицы 

Примечание. В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов и состоят слова в загадках. Наша слоговица начинается с буквы Б.

                                             
2.2.2 Загадки

Загадки бывают: о природе, о предметах, загадки-складки, загадки-шутки.
Загадки о природе:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь - лесной...(медведь).
Загадки о предметах:

Всех кормит,
А сама не ест (ложка).
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?...(мел).
Загадки-складки: 
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой...(не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь...(медвежью услугу).
Загадки-шутки
 а) Есть ли ноги у газеты, книги?
(наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) верх ногами).
б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (ясно как дважды два четыре).
в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом).

                                     2.2.3 Ребусы

Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.  В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит школьника нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

Правила разгадывания - запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую.

Ответы на ребусы:

  1. Начало, 2. Ребусы, 3. Задача, 4. Доля, 5. Родина, 6. Автор, 7. Домино, 8. Ласка, 9. Слово, 10. Погода, 11. Концерт, 12. Восемь, 13. Семья, 14. Дочка, 15. Ананас, 16. Карта, 17. Груша, 18. Горох, 19. Сорока, 20. Ока

                                2.2.4 Кроссворды

Более подробно остановимся на кроссворде. Кроссворды в системе занимательного материла занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с "самим собой", т. е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т. д. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.
         Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике. Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т.д.; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.
         Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.
         Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствует предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.
         Здесь можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.
         Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.
         Составление кроссвордов – дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной темой урока.
         При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.
         Для поддержания непрерывного интереса к этому виду занимательного материала необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.

При решении и кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова – необходимые условия для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог "собрать" кроссворд, то ему придется "разобрать" данную конструкцию и "собрать" ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то закрепляются знания и умения по информатике, умения работать с различными программами.
         Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, рассыпной, кроссворды с нестандартным заполнением, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный и др.; по оформлению – сканворд, обратный, бесконечный, русский, словарный, чайнворд, фигурный, рисунок, косой, круговой, объемный.

   2.2.5 Занимательные игры на уроках русского языка

Как известно, на уроках русского языка широко могут использоваться игры. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня.
По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации. Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр.
         В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это игры на сообразительность, "хитрые" задачи, игры в слова, словесное и картинное лото, колеса приставок и суффиксов, лестницы слов, а также материалы для викторин и олимпиад, задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц, заданий на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов, паронимов, на многозначность слов.
         Таким образом, применение кроссвордов, языковых игр и т. д. не может стать основной формой работы, но использование их в учебном процессе вполне целесообразно.

2.3 Классификация занимательного материала по русскому языку 
         Итак, проанализировав литературу, я составила классификацию занимательного материала и пришла к выводу о том, что он достаточно разнообразен. Его использование на уроках русского языка очень важно. При этом можно применять с каждым разом все новые и новые задания тем самым обогащать речь учащихся, развивать у них познавательный интерес к предмету "Русский язык", индивидуальные склонности, самостоятельную деятельность, потребность самообразования (приучение пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, углубление знания о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений).


Богатство занимательных заданий настолько велико, что поможет даже слабому ученику появлению и проявлению желания заниматься русским языком, тогда повысится успеваемость школьника, а это будет являться огромным достижением в работе любого учителя. Ведь для него важен результат выполняемой деятельности.

III.  Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (из опыта работы).

Одна из основных причин  того, что учащиеся  средней  школы  теряют

интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается, на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского  языка,  не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства,  все  тоны  и

оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких,

не все делаем для того, чтобы ученики  дивились  "драгоценности  нашего языка".

Каковы же пути,  позволяющие  воспитывать    у  учащихся  любовь  к

русскому языку как к предмету? Таких путей много, но одним из них, я считаю,  является  применение элементов  занимательности  на  уроках  русского  языка  при   изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Особенно это важно в начале изучения  курса  в  5-9  классах.  Если

учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

С учащимися 5 класса я начинаю 1 урок с  беседы  о  русском  языке.

Кроме высказываний о русском языке Л.  Успенского,  К.Г.  Паустовского, которые приведены в учебнике 5 класса, я  использую  высказывания  М.В. Ломоносова, И.С. Тургенева.

Учащиеся  под  моим  руководством  изготовили  альбом,  в   котором

красочно  оформлены  высказывания  о  русском   языке   многих   видных

государственных деятелей, писателей, помещены их портреты.

Но это только начало. Дальше успех  будет  зависеть  от  того,  как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от  урока  к  уроку,  от класса  к  классу.  Большое  значение  имеет  живое,  научно-популярное

объяснение нового материала; такое объяснение, при котором  неизвестные учащимся факты  преподносятся  в  виде  интересного  рассказа,  который   убеждает школьников в том, что овладеть языком - значит,  действительно повысить культуру речи, понять  тайну  языка,  научиться  говорить  еще точнее и ярче. В тех случаях, когда материал  в  какой-то  мере  знаком ученикам, его необходимо дополнить такими сведениями, о которых  ребята и не подозревали. Например,  при  изучении  рода  имен  существительных

 можно  рассказать  пятиклассникам  о  том,  что  не  во   всех   языках существительные имеют три рода. Есть языки, в которых  только  2  рода;

 есть языки, в которых существительные    вообще  не  распределяются  по

  родам. В настоящее время нам  непонятно,  почему  одно  слово  мужского рода, другое женского или     среднего.

В древние времена категория рода была объяснима. Предлагаю ученикам

"изобрести" какое-нибудь  слово.  "Перевернем"  существительное  лампа,

получим      не существующее в языке слово "апмал". Определяем его  род

-мужской.  Почему?  Потому  что  в  современном   русском   языке   род

существительных   чаще   всего   определяется   по   окончаниям.    Все существительные на твердый согласный мужского рода.

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные

формы  обучения:  игры,  упражнения,  состязания,  конкурсы,  диктанты-молчанки, сигнальные карточки,  игры-путешествия,  викторины,  загадки, шутки.

В 5 классе для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» я  использую  красочные  рисунки,  изображение  разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.

         Что за рыжий огонек

         Прячет хвостик за пенек?

         Выходи - я не боюсь,

         Я морковкой поделюсь.

Ребята отвечают: "Это белка". Я показываю рисунок,  где  изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто?

         Сидит Пахом на коне верхом,

         Книжку читает, а грамоты не знает.

         Что это? "Очки".

Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить  любовь

к языку можно при помощи использования в  учебной  работе  произведений

устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.

Загадки - распространенная и  любимая  детьми  форма      народного

творчества.  Отгадывание  загадок   не   только   развлечение,   но   и проверка сообразительности. Загадка      развивает ум, смекалку,  будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает  у  ребенка  умение  сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при  проверке  и закреплении  изученного   материала,   а   также   при   объяснении   и самостоятельной  работе.  Часто  я  использую  загадки  для   словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки.

При изучении  темы "Сложные  имена  существительные"  использую  загадки   для   словарных диктантов.

         Чудо-дворник перед нами

         Загребущими руками

         За одну минуту сгреб

         Преогромнейший сугроб.  "Это снегоочиститель".

         Есть у нас в квартире робот,

         У него огромный хобот.

         Любит робот чистоту

         И гудит, как лайнер "ТУ".  "Пылесос".

         Черная речка под землей

         Сотни километров течет.    "Нефтепровод".

Изучая тему "Правописание падежных окончаний имен существительных" я использую загадки , которые учащиеся записывают  полностью,  а  также отгадывают их, выделяют окончания существительных.

В поле родился,     на заводе варился, на столе растворился. "Сахар".

Сидит на ложке, свесив ножки.   "Лапша".

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.   "Алфавит".

К теме "Правописание суффиксов имен  существительных"  я  подобрала

такие загадки:

   Красненький котеночек по жердочке бежит.  "Огонь".

   Мальчик  с пальчик, одежка беленькая, а шапочка красненькая.  "Гриб".

   Белый зайчик прыгает по   черному    полю.  "Мел и доска".

   Пять мальчиков - пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик.

   "Перчатки".

   В золотой клубочек спрятался дубочек.  "Желудь".

         Не барашек и не кот,

         Носит шубу круглый год.

         Шуба серая - для лета,

         Для зимы - другого цвета.  "Заяц".

К теме "Буква О после шипящих  в  суффиксах  имен  существительных" подходят такие загадки:

         Под соснами, под елками

         Бежит мешок с иголками.  "Еж".

         Цветной  теремок    шириною    с вершок.

         Сестры в тереме живут,

         Отгадай, как их зовут.  "Спички".

К теме "Частица НЕ  с  именами  существительными"  подобраны  такие загадки:

         Круглая, а не месяц, желтая, а не солнце!

         Сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь. "Репа".

         Что же это за девица?

         Не швея, не мастерица,

         Ничего не шьет,

         А в иголках круглый год.  "Ель".

         Не девица, а в зеркало глядится,

         Не старуха, а голова серебрится. "Ива".

         Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не   лошадь.

         "Осел".

К теме "Имя прилагательное. Разряды  имен  прилагательных,  краткие

прилагательные" мною подобраны загадки:

     Бархатные лапки, на лапках царапки.  "Кошка".

     В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? "Рябина".

     Красна, сладка,     душиста, растет низко, к земле близко. "Земляника".

При   изучении   темы   "Имя   существительное"     и   темы   "Имя

прилагательное"  я  провожу  выборочные   диктанты   с   использованием карточек.  Читаю  текст,  ребята   выписывают   только   словосочетания существительное  +  прилагательное.  Проверку  провожу  так:  один   из

учеников читает выписанные словосочетания, а  все  остальные  поднимают карточки с буквой, обозначающей падеж. При такой проверке сразу  видно, кто из учащихся затрудняется в определении падежей  существительных,  а поэтому допускает ошибки  в  окончаниях.  Такая  работа  проводится  по проверке усвоения  склонения  существительных,  правописания  суффиксов прилагательных.

Часто провожу различные грамматические игры. С удовольствием ребята

играют в "Четвертый лишний": среди названных слов надо  найти  "лишнее"

существительное или прилагательное и объяснить, чем оно  отличается  от остальных. Диктую слова:

         плащ                печь

         нож                 мышь

         рожь                тишь

         врач                камыш

Учащиеся легко справляются с заданием.

После   изучения   темы   "Качественные   и   относительные   имена прилагательные" тоже использую игру "Четвертый лишний". Читаю слова:

         красный             летний

         добрый              стеклянный

         сахарный               синий

         зеленый             сельский

Ребята находят "лишние"  слова и объясняют их правописание.

При изучении темы  "Сложные  прилагательные"  провожу  игру  "Одним словом". Ученики получили задание заменить  определения  из  нескольких слов  одним  прилагательным:   "завод,   на   котором   строят   машины

-машиностроительный завод". В игре  применяется  элемент  соревнования,

отмечается, кто скорее  выполнит задание.

При повторении правописания прилагательных с суффиксами - ск, -к  я

проводила игру "Кто лучше знает города". Ученики записывали в тетрадях в один столбик названия городов, а в другой  -  образованные от них прилагательные.

                   Куровское – куровской

         Пятигорск - пятигорский

         Кисловодск - кисловодский

         Ставрополь - ставропольский и т.д.

По  этой  же  теме  провожу   игру   "Кто   лучше   знает   карту?" Учащиеся в один столбик записывают названия известных государств,  а  в другой - образованные от них прилагательные.

         Польша - польский

         Франция - французский

         Англия - английский и т.д.

Также провожу игры с целью развития  наблюдательности  у  учащихся.

При закреплении  темы  "Качественные  и  относительные прилагательные" применяю игру "Кто наблюдательнее?" Ребята записывают  в  свои  тетради названия предметов, находящихся в классе.  В  один  столбик  записывают существительные  с  качественными  прилагательными,  а  в  другой  -  с относительными. Победители записали около 30 сочетаний  существительное + прилагательное.

 Игра "Кто наблюдательнее?" развивает внимание учащихся, улучшает их

речь. При повторении суффиксов прилагательных и существительных провожу игру "Сложи слово". Ученики  готовят  дома  чистые  полоски  бумаги.  В

классе на больших полосках записали корни слов: хозяйство, государство, общество,  полотно,  кожа,  машина, шерсть, песок, торжество,   на  маленьких  полосках   записали суффиксы и окончания: енн-ый, ан-ый, ян-ый, ин-ый.  Ученики  с  удовольствием  составляли слова из  двух       полосок.  

Ребята  также  охотно  пишут  диктант  - молчанку. Я показываю  картинки  с  изображением  разных  предметов,  а учащиеся записывают  слова:  гараж,  морковь,  лестница,  карандаш,  еж, сторож, бассейн и т.д.

При изучении темы "Фонетика" также провожу игры.

 1. Кто быстрее и больше  запишет     слов, в которых  букв  больше, чем    звуков: конь, мель, печь.

2. Кто придумает больше слов на букву а, в, о и т.д.

3. "Сквозная  буква".  Предлагаю  ученикам  считать  одну  из  букв сквозной, т.е. стоящей на  определенном  месте,  придумать  и  записать такие слова:

река, песня, лесной и т.д.

Можно задать вопросы-шутки:

1. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).

2. Что стоит посередине земли? (Буква М).

3. Что находится в начале книги? (Буква К).

При повторении темы  "Синонимы  и  антонимы"  предлагаю  игру  "Кто

больше?" За 5 минут учащиеся должны записать антонимические пары:

1. обозначающие время: рано - поздно, утро-вечер, день-ночь;

2. обозначающие пространство: далекий - близкий, высокий – низкий;

3. обозначающие чувства, настроение человека: веселый - грустный, добрый - злой, здоровый - больной.

Выигрывает тот, кто первым запишет наибольшее количество антонимов.

При изучении темы "Фразеологизмы" предлагаю загадки:

         Дружнее  этих двух ребят

         На свете не найдешь.

         О них обычно говорят:

         "Водой не разольешь".

Предлагаю шуточный вопрос: что можно сделать с обыкновенным  носом? (Задирать нос, вешать нос, не видеть дальше  носа,  остаться  с  носом, совать нос не в свои дела).

Игру "Кто больше?" использую при изучении темы "Сложные слова".  На

доске записываю корни, являющиеся первой частью сложных слов: вод, лес, кино, радио, фото. Задание учащимся: за  установленное  время  записать

наибольшее количество сложных слов с этими     корнями.

При  изучении  темы  "Словообразование"  провожу  игру   "Семафор".

Учащиеся записывают под диктовку   пословицы и поговорки. Встречаясь  с

определенной орфограммой, поднимают карточку с нужной буквой. Если весь

класс  ответил  правильно,  я  поднимаю  карточку  с  зеленым  кружком.

"Семафор" открыт, можно продолжать движение  (т.е.  писать  дальше);  в

случае ошибки показываю карточку с красным кружочком: "семафор" закрыт.

Допустившие ошибку объясняют орфограмму, выделяют  ту  часть  слова,  в

которой встретилась эта орфограмма. Работа продолжается.

Применение карточек активизирует работу учащихся, дает  возможность

в течение урока осуществлять постоянный контроль  за  каждым  учеником.

Игра "Найди  родственное  слово".  На  доске  написаны  слова:  водоем,

проводы, половодье, разводить,  водопад,  проводник,  водитель,  завод, наводнение.  Класс  делится  на  2  команды.  Учащиеся  первой  команды

выписывают слова с корнем, имеющим значение "вода";  вторая  команда  –

слова с корнем, имеющим  значение  "водить".  Корни  выделяются,  устно объясняется значение слова, выигрывает та  команда,  которая  правильно выпишет все слова одного корня и объяснит их.

 Игра "Хоть я безударная гласная, с ошибкой никак не согласна я".  К

доске выходят представители от двух рядов, третий  ряд  судит.  Называю

 два сочетания Каждый ученик должен написать по  одному  словосочетанию,

выделить корень,  подобрать  родственное  слово.  Ребята  записывают  в тетради: Расколоть дрова. Раскалить железо. Разредить посевы. Разрядить

ружье. Палить из пушки. Полить огород. Скрипеть дверью. Скрепить листы.

Выигрывает  ряд,     допустивший  меньше  ошибок.  Цель   данной   игры –закрепить навык проверки безударных гласных.

Для общего развития полезна игра "Я начну, а ты продолжи",  которая

опирается на материал для внеклассного чтения. Начинаю читать известные

учащимся стихотворения, а они по  очереди  продолжают  их.  В  тетрадях

записываются  слова  с  определенной  орфограммой.  Отвечающий  говорит

правило, приводит примеры. Побеждает ряд, допустивший меньше ошибок.

Такую же работу провожу при изучении синтаксиса.  Читаю  цитату  из

произведения, ученики должны определить  название  произведения  и  его

автора, начертить схему предложения, указать  знаки  препинания.  Можно

здесь ввести и элемент  соревнования:  представители  от  каждого  ряда

вычерчивают на доске схемы предложений и обозначают в них пунктограммы.

Выигрывает тот ряд, чей представитель лучше выполнит это задание.

"Найди нужную схему". Всем ученикам  раздаю  карточки,  на  которых

записаны предложения. Ученик читает свое предложение  вслух  и  находит

среди заранее начерченных на доске схем ту, которая  соответствует  его

предложению.  Читаю  три  предложения,  из   которых   два   одинаковой

структуры, а третье – другой (лишнее). Ученики должны  начертить  схему предложений   одинаковой   структуры,   а   затем   записать   "лишнее"

предложение, указать, какое оно, объяснить знаки препинания.

При  изучении  темы  "Назывные  предложения"  провожу  игру   "Свои

предложения". За десять  минут  учащиеся  должны   записать  как  можно

больше назывных предложений, например,  Утро.  Зимний  день.  Мой  дом. Школа. После записи один ученик читает       свои  предложения,  а  другие

вычеркивают однотипные. Выигрывает тот, у кого осталось больше  "своих" предложений.

Такую же игру можно проводить и  при  повторении  темы  "Однородные

члены предложения". За  10  минут  учащиеся  составляют  предложения  с однородными  членами.  Ученик  читает   свои   предложения,   остальные

вычеркивают с такими же однородными членами.   Выигрывает тот,  у  кого

осталось     больше "своих" предложений.

Указанными  играми  нельзя  злоупотреблять.  Разумеется,   это   не

единственный метод закрепления знаний и выработки умений и  навыков.  В

работе приходится использовать различные методы и приемы.

     I. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Учащиеся записывают  диктуемые  слова     не  в  том  порядке,   в   каком   они

предлагаются,  а  по  группам,  в   соответствии   с   орфографическими

особенностями слова. Учащимся даю слова  с  непроверяемыми  безударными

 гласными: пещера,  планета,  лимон,  комар,  драгун,  тоска,  тетрадь,   капитан; предлагаю записать их столбиками. В один  столбик  слова  с  безударной гласной А, во второй – с Е, в  третий  –  с  И,  в  четвертый  –  с  О. Получается запись:

                  планета           тетрадь        гигант         комар

                   драгун            пещера        лимон         тоска

                   капитан

     II. Подбор однокоренных слов - других частей речи.

При  изучении  удвоенных  согласных  предлагаю  записать  слова   и подобрать родственные  слова  другой  части  речи.  Группа,  групповой, группировать;   класс,   классный,    классифицировать;    иллюстрация, иллюстрированный, иллюстрировать.

  III. Сопоставление и запись слов с "противоположными" орфограммами.

    Записываем слова в два столбика:

         артиллерия           кавалерия

         территория             коридор

             трасса                    трос

              аллея                  галерея

           антенна                гостиная

  IV. Заполнение орфографических таблиц.

Предлагаю заполнить таблицы,  пользуясь  орфографическим  словарем,

словами с непроверяемыми гласными

            а                         о                     е              и

         абзац            морозный         сержант    сигнал

При закреплении  определенной  темы  провожу  словарный  диктант  с

комплексным заданием. Вопросы могут       быть разными, например:

  1. Как определить, к какой части речи относится слово?

  2. Почему слова краснота и красный, обозначающие цвет, относятся  к

    разным частям речи?

  3. Почему два правила "Правописание гласных о-е после шипящих и ц в

    окончаниях  существительных"  и  "Правописание     гласных  о-е    

    после шипящих и ц в окончаниях прилагательных" можно объединить

    в одно?

   4. Что общего у существительных, прилагательных, глаголов?

   5. Назвать слова с одной орфограммой, двумя, тремя.

Собственный рассказ, очерк, стихотворение – это творчество, но в каком – то ракурсе это и игра – игра в писателя, критика, поэта, игра, ориентированная на осознание ответственности за свое творчество. Так, после пройденного материала по словообразованию, ребятам 5 класса было предложено написать сказку или рассказ о частях слова. И были очень интересные работы. Самой любимой формой повторения и обобщения изученного ребята называют деловую игру, которая проводится по аналогии телеигры «Что? Где? Когда?» или в другой форме. На таком уроке класс делится на 4-5 групп – микроклассов.  В каждом выбирается «учитель», координирующий работу «класс», учитывающий степень участия каждого и имеющий право решающего голоса при выставлении итоговых отметок. Учитель на таком уроке – эксперт, определяющий правильность выполнения задания и дающий командам текущую оценку.

Очень живо и интересно проходят уроки – путешествия в страну Языкознание. После изучения нескольких тем по разделам языкознания отправляемся с пятиклассниками путешествовать, причем на разных видах  транспорта (на поезде, пароходе, автобусе, самолете). 

Для повышения познавательной активности учащихся на уроках необходимо добиться максимального участия в познании нового, в добыче знаний самими учащимися. С этой целью я провожу уроки-викторины, уроки–КВН, диспуты, дискуссии, уроки – концерты. На каждом уроке стараюсь применять материалы краеведческого характера. Большое познавательное и воспитательное значение имеют тексты и отдельные предложения для грамматического разбора, освещающие жизнь страны, области, района, поселка. Так, к примеру, сочинения  «На нашей улице утром»,» «Город, в котором мы живем», «Почему наша улица названа так», «Замечательный человек в нашем городе» пробуждают чувства причастности маленького автора ко всему, что происходит вокруг. Ребята в течение недели готовятся к сочинению. Перед классом ставится задача: написать сочинение неотстраненно, заинтересованно, с позиций гражданина, патриота. И поэтому при подготовке к сочинению я заранее даю план или вопросы по заданным темам.

Например:

  1. Почему так названа улица (город), какова история названия?
  2. Чем интересна улица: на ней жили выдающиеся люди, этого места коснулись  исторические события?

Чтобы лучше узнать  историю того места, где живут ребята, полнее ответить на эти вопросы, ребята  работают в библиотеке с краеведческой  литературой, посещают школьный музей, встречаются и беседуют со старожилами,  используют ресурсы Интернета. Работы учащихся разнообразны по жанру: это экскурсии по улице, где в роли гида выступает сам автор. Сочинение пишется и от лица молодого журналиста, который берет интервью у старожилов,  интересных людей, публицистическая статья, зарисовки, описания, рассказы. Одно из основных требований к сочинению – это выражение учеником своих суждений, собственных мыслей.

Современная методика преподавания стремится к всестороннему духовному развитию учащихся, к развитию у них образного и логического мышления.

IV. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках русского языка

Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Я разработала различные мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как для ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.

В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Учителя – филологи знают, что многие темы “растянуты” на несколько лет обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.

Приведу пример презентации “Работа со словарными словами”

Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию. Презентацию я разработала для применения в практической работе со словарными словами. Она построена таким образом:

  1. сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,
  2. проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,
  3. появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,
  4. затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),
  5. делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,
  6. подбирают к слову однокоренные слова,
  7. подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),
  8. следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,
  9. выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,
  10. составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Названные приемы и методы я  использую  в своей работе.

Вся разнообразная работа на уроках русского языка дает  возможность

привить учащимся любовь к своему родному языку и постичь его тайны, что

 так необходимо каждому в жизни.


                                             
V. Заключение
         Таким образом, познавательный интерес – это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим.
         Занимательный материал может быть самым разнообразным, поэтому педагог должен обязательно на каждом уроке русского языка использовать игры, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, тем самым прививать познавательный интерес к этому предмету.
         Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение русскому языку из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Главную роль здесь сыграет занимательный материал, представляющий собой сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребенка в мир познания родного языка.
         Такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении задания, поиск путей для решения задания, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность и пр., при применении в процессе обучения разнообразных занимательных средств формируются гораздо быстрее. Особенно следует отметить систематическое применение занимательного материала на уроках русского языка. Это заставляет учащихся погрузиться в процесс обучения, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные способности.
         Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.
         Во время обучения формируется интерес у учащихся к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует воображение учащихся.

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Поэтому если на каждом уроке русского языка будет использован разнообразный занимательный материал, то будет развиваться познавательный интерес к данному предмету (родному языку) и, может быть, в будущем повысится даже уровень культуры речи людей.


              VI. Список используемой литературы.


1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: ВАКО, 2003. – 495 с.
2. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия; СПб.: Изд-во Норинт, 2000. – 1456 с.
3. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 526 с.
4. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
5. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. – Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000. – 192 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 348 с.
7. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, I том. – 775 с.
8. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. – 767 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

10. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. - М. - Просвещение, 1986. - 83 с. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках английского языка

Эта работа является описанием опыта работы по теме "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов на уроках английского языка". В данной работе описаны различные виды игр, такие ка...

Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)

Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Информационно-коммуникационные технологии  как  средство развития  познавательного  интереса  учащихся на уроках  русского  языка  и литературы ...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Статья "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках английского языка"

Успеваемость школьников зачастую оставляет желать лучшего. Во многом низкие результаты в учебе объясняются отсутствием мотивации к процессу изучения предмета. В данной статье мы рассмотрим некоторые в...