Лексические средства русского языка в произведениях А.С.Пушкина
статья по русскому языку по теме

Галлямова Наталья Владимировна

Материал данной статьи поможет учителю и учащимся при подготовке к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_pushkine.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические средства русского языка в произведениях А.С.Пушкина

(Галлямова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №2 г.Бугульмы Республики Татарстан)

Русский народ – творец своего могучего языка, свободолюбивый, неукротимый в своём движении всё дальше и дальше на просторы будущего, другие народы увлекающий за собой. Великим народным поэтом является А.С.Пушкин. Душа, которая содержится в произведениях Пушкина, это и есть содержание души народа, в которой есть место всему: радости, горести, восхищению. Поэт писал о природе, о народе. У него была необычайно добрая душа, вот поэтому народ и любит произведения Александра Сергеевича Пушкина до сих пор. Его стихотворения, сказки, поэмы, повести написаны прекрасным русским литературным языком.

 В произведениях А.С.Пушкина мало художественно-изобразительных средств, однако нельзя не отметить удивительную точность его эпитетов: мятежная юность (в «Евгении Онегине»), свинцовые волны зимней реки (в «Капитанской дочке») и т.д. Метафоры немногочисленны, но очень выразительны:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

(отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Румяной зарею

Покрылся восток.

В селе за рекою

Потух огонек…

(отрывок из стихотворения «Вишня»)

Средства выразительности, воздействуя на наше воображение, помогают представить и картины природы, и героев, а также получить наслаждение от прочитанных строк.

         Оправданное художественными целями смешение разных по стилистической окраске средств языка наблюдаем в сцене «Корчма на Литовской границе» («Борис Годунов»). Здесь и просторечие (брюхо, сукины дети, присуседился, недалече и др.), и пословицы, и присказки. Особенно сочна, образна и колоритна речь Варлама, которая варьируется в зависимости от обстоятельств: «Варлам. Эй, товарищ! Да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а нужна молодка; дело, брат, дело! у всякого свой обычай; а у нас с отцом Михаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим». Благодаря этим лексическим средствам  читатель лучше может представить героя и эпоху, в которой он жил.

В поэме «Руслан и Людмила» изображаемый поэтом сказочный мир характеризуется  как мир необыкновенный, фантастический:

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Представить этот волшебный мир помогают средства художественной выразительности. С помощью эпитетов «неведомых дорожках», «невиданных», «из вод ясных» автор воссоздаёт атмосферу чуда, тайны. Поэт выбирает эпитеты, встречающиеся в народных сказках, что подчеркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества. А.С.Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато.

        В сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в.: снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белешенька, издалечка, тяжелешенько. Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную, и главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…». Именно лексические средства помогают сделать эти соответствующие выводы.

В сказках Пушкина довольно часто применяются народные поговорки, пословицы, выражения, которые украшают текст, делая его образным и выразительным:

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

(«Сказка о царе Салтане».)

 

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ли корысти?..

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

В сказках много слов разговорного языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора»), которые придают произведениям народный характер.  Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…

(«Сказка о царе Салтане»)

Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

(«Сказка о золотом петушке»)

Эти лексические средства украшают сказки, помогают представить героев, понять их характеры и поступки. Широко применяется народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»), что делает  сказки Пушкина похожими на русские народные.

В «Сказке о царе Салтане» поэт выступает как борец за просторечье языка. Речь героев звучит ласково, она полна слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:

«…белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает…»

 В романе в стихах «Евгений Онегин» на фоне литературной речи выделяется разговорным характером речь няни:

– И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. -

«Да как же ты венчалась, няня?»

– Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха…

Использование слов разговорного стиля помогает лучше понять характер няни, представить ее образ.

 Произведения А.С.Пушкина можно считать поистине народными. Немаловажную роль в этом сыграли  и  лексические средства русского языка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Бинарный урок по литературе и музыке «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве» (По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)

Интегрированный урок -  особый тип урока, на котором изучается - взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (напр., математики и информатики); такие уроки целесообразно проводить в те...

Лексические образные средства русского языка.

Перечислены основные лексические образные средства, приведены примеры....

Научная работа "Лексические средства создания пейзажа в произведениях И.А. Бунина"

В данной работе рассмотрены тексты И.А. Бунина, проанализированы средства создания пейзажа. Можно использовать материал для изучения средств выразительности....