Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Причастие".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный урок содержит материал по повторению и обобщению основных понятий о причастии.  Важными  элементами урока является характеристика причастия  по плану, что вырабатывает у учащихся умение правильно строить связный рассказ; выборочный диктант необходим для распознавания этой глагольной формы. Для характеристики кратких страдательных причастий использована  связь с художественной литературой(примеры из фольклора), в качестве игрового элемента есть задание-соревнование.Некоторые задания направлены на повторение правил правописания причастий.  Роль причастий в речи отражает работа с отрывком из романа А.С. Пушкина "Дубровский".В урок включена физкультминутка, связанная с темой урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok._6_klass.odt26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок  в 6 классе

Тема: «Причастие»

                                                                                Учитель русского языка и литературы ГБОУ №683

                                                        Кононович Жанна Михайловна

         

Цели: Систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Развитие речи: Составление связного рассказа на грамматическую тему, определение темы высказывания. Значение причастия в речи.

 Здоровьесберегающие технологии

Ход урока

           1.Организационный момент

         

           2.Объявление темы и целей урока

  1. Сегодня на уроке мы повторим причастие и орфограммы в причастии, обособление причастного оборота на письме запятыми, будем строить связный рассказ на грамматическую тему, повторим грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия.

           

           3.Чтение и запись эпиграфа в тетрадь с доски

            Прочитаем четверостишие-загадку Чеснокова о причастии:

Вот свойство обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

                               П.Чесноков

           Как вы понимаете смысл этой загадки?

           Эту загадку запишем в качестве эпиграфа к нашей теме.

         

           4.Словарная работа

           Как принято у нас, начинаем урок со знакомства со словами и их лексическим    значением.

           Запишем слова, которые относятся к разделу «Словарь корней».

  1. Состязание — состязаться, стяжать(достигнуть чего-либо), тяжба(перен.- спорное дело)

Устно составьте с данными словами предложения.

5.Опрос домашнего задания

Индивидуальная работа по карточкам(3 уч-ся)

По плану(у каждого учащегося есть напечатанный план) составляем связный рассказ на грамматическую тему: «Причастие».

Слушаем 2-3 рассказа, определяем того, кому действительно составить рассказ правильно и  в соответствии с  планом. Благодарим аплодисментами.

План

1. Понятие о причастии.

2. Грамматическое значение.

3. Морфологические признаки.

4. Синтаксические признаки.

5. Действительные и страдательные причастия.

6. Роль причастий в речи.

 

Проверяем работающих по карточкам(слайд №1). В проверке участвует весь класс.

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы, объяснить написание:

      (стр. прич., 1 спр.)

ПЕРЕДАВА...МАЯ НАУЧНАЯ ИФОРМАЦИЯ,

        (им. прилаг.)                                (сов. вид)

ТЕЛЕВИЗИО...ЫЕ КАМЕРЫ, УСТАНОВЛЕ...ЫЕ НА АППАРАТЕ,

     (несов. вид)        

НЕКОШЕ...АЯ ТРАВА.

Карточка №2

Расставить пропущенные знаки препинания, объяснить постановку.

ВОЗЛЕ ПОЛЯНОК УСЕЯННЫХ БРУСНИКОЙ; ДЕРЕВЬЯ ОДЕТЫЕ В НАРЯДНЫЙ УБОР; ПЫЛАЮЩИЕ ЗОЛОТОМ ВЕРШИНЫ БЕРЁЗ.

Карточка №3

Раскрыть скобки, объяснить раздельное и слитное написание НЕ .

(НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА; ГЛАСНЫЕ, (НЕ)ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ; РЕШЕНИЕ (НЕ)ПЕРЕДУМАНО; ЕЩЁ (НЕ)ПРОЧИТАННАЯ КНИГА,

Вопросы для работающих по карточкам:

-  Чем является НЕ при слитном написании с причастием?(приставкой)

-  Чем при раздельном?(частицей)

-  От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастием, которое входит в причастный оборот?( от зависимого слова) А если одиночное причастие?

Физкультминутка (3 мин.)

 

Устали? Немного отдохнём. Всем надо встать рядом с партой, постараться не мешать друг другу.

-Если причастие страдательное, наклоняемся вправо.

-Если действительное — влево.

-Если в краткой форме, приседаем.

Успевающий, примятый,одевающая, одеваемая, покрыт, дувший, возвышавшийся, выполнено, сорванная, изрытая, прочитана, сидящую, брошенного, спавший, нарисованы, усеянный, цветущий, увлекаемый, вымыт, облетевший.

6. Выборочный диктант

Чтение текста учителем.

Задание: выписать причастия, определить действительное оно или страдательное, надписать надо над словом заглавными буквами Д и С.

ТЕКСТ

Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Берёзы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву.

- О чём этот текст?(тема- лес осенью)

- Определите тип речи и стиль речи.

7.Проверка  выборочного диктанта(слайд №2)

ТЕКСТ

                                        С                                                                  С

Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка

 вела к морю.                                    С

Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса.

                             Д

  1.  На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

                                                                               Д

Берёзы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце.

                                             С

Очень красивы клёны, одетые в багряную листву.

8. Практическая часть.

а)Прочитайте предложения выразительно, дайте характеристику всех причастий(предложения взяты из фольклора)-(слайд №3):

1. Я колобок, колобок, по амбару метён,

    По сусекам скребён, на сметане мешён,

    В печку сажён, на окошке стужён.

2. Не пойман — не вор.

3. Что написано пером, того не вырубишь топором.

4. Сказано — сделано.

-Запишем эти причастия на доске и в тетради.

-Вспомните правило правописания(одна буква-н только в кратких страдательных причастиях).

- Назовите синтаксическую функцию.

б) Творческое задание-соревнование: «Кто быстрее!»
Каждый ряд получает листок с причастием. Добавить по одному слову, чтобы на последней парте получилось предложение.

1ряд- освещённый, 2 – покрытых, 3- перелетающая

-
 Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а теперь послушайте, как писатели используют причастия в своих произведениях.

Читаю отрывок из романа А.С. Пушкина.

Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины. Берёзки, которые при нём был только посажены около забора. Выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

-  Откуда взят отрывок?(роман «Дубровский)

-  Для чего автор использует причастия?

-  Какова роль причастий в речи?

9. Подведение итогов(слайд №4):

- Что называется причастием?

- Что обозначают действительные причастия?

- Что обозначают страдательные причастия? Приведите примеры.

- Какое правило правописания вспомнили?

- Какую роль играют причастия в речи?

   

Выставление оценок,  краткий комментарий.

10. Домашнее задание(слайд №5):

Подготовьтесь к контрольному диктанту по причастию, повторите все параграфы, придумайте и напишите интересную грамматическую сказку о причастии, можно использовать иллюстрации, включите в вашу творческую работу все грамматические и морфологические признаки этой глагольной формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"

Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....

Контрольный урок по русскому языку. Лабораторная работа по теме: "Причастие".

Данный урок позволяет проверить уровень усвоение материала по теме: " Причастие". Необычная форма урока активизирует деятельность учащихся. Позволяет формировать групповой вид деятельности....

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"...

тест по русскому языку 7 класс по теме "Причастие"

Данный тест по теме "Причастие" применяется на уроке русского языка как итоговая работа, можно применить его как проверочную работу....

Урок русского языка и презентация по теме "Причастие" 7 класс

Урок-игра "Обобщение и систематизация знаний по теме "Причастие". 7-й класс...

Контрольная работа по русскому языку 7 класс по теме "Причастие"

Контрольная работа по русскому языку 7 класс по теме "Причастие"...