Н и НН в прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

урок русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_i_nn_v_prilagatelnyh.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сначала мы вместе восхитимся вашими знаниями по теме  «Правописание одной и двух букв н в именах прилагательных и причастиях. Затем потренируем мозги различными интересными упражнениями. И наконец, вытащим из тайников вашей памяти кое-что ценное. А что, вы узнаете в процессе нашей с вами работы.

        У нас на уроке сегодня гости. И вот, что они говорят:

Хоть мы умны не по годам,

Не все нам ясно и понятно

И сколько н писать в ин, ан, ян

Нас мучит всех невероятно.

Давайте поможем нашим гостям разобраться с этим правилом. Но как мы можем это сделать? Мы вместе, рука об руку пройдем этот нелегкий, но интересный путь.

(на доске записано предложение:  Кухонные полотенца на Руси расшивались вручную.)

Найдите слово, в котором мы встретили  эту орфограмму.

Вспомните, с чего начинается работа над этим правилом?

(дети отвечают: с определения части речи)

Как ни верти и ни мудри,

Но с этими буквами при встрече

Сперва внимательно смотри,

Какая встретилась часть речи.

Вы это уже знаете. Теперь, надеюсь, это запомнят наши гости.

Давайте поиграем в игру «4 лишнее» и поупражняемся вместе с гостями.

Исключите 4 лишнее

А) клюквенный, куриный, сметанный, аппетитно.

Б) зеленый, лимонный, ржаной, курник.

В)масляный, соломенный, порционный, творожник.

Какие слова оказались лишними? А теперь объясните ваш выбор. Назовите признаки прилагательного.

Выпишите эти  прилагательные в столбик, рядом запишите слова, от которых они образованы, выполните словообразовательный разбор. Для начала необходимо выделить корень.

Зачем это необходимо делать? (чтобы выделить суффикс)

Это второй этап работы над этой орфограммой.

Какие суффиксы всегда обеспечивают одну букву н? (ан, ян,ин)

Для прилагательных

Давно записано в ученых книжках,

Когда ан, ян, ин, то н одно

И больше никаких излишков.

Какие суффиксы дают 2 буквы н? (онн, енн)

Вам скажет каждый джентльмен

2 буквы н порой пиши в словах,

Где онн и енн и только ветреный с одной.

А как же мои любимые лимонные дольки, блинный торт? Как быть с ними? ( одна буква н от основы, другая – в суффиксе)

(на доске записаны прилагательные лимонный, блинный)

Запомните, друзья:

Лимон имеет н одно,

Но если сок у нас лимонный,

В основе н и суффикс н,

И получается 2 н.

Ни в деревянной шкатулочке с резной каемочкой, ни в глиняном горшочке с синими цветочками, ни в серебряном ларце схоронены-спрятаны н и нн. Они здесь, в этом алгоритме. Учите и пользуйтесь, но осторожно, осознанно и обдуманно. И 5 вам уготовано.

А теперь поможем нашим друзьям заполнить таблицу, распределяя в нужный столбик  словосочетания.

Ин, ан, ян

Н+н

Онн,енн

Смета..ый соус, клюкве..ый сироп, крыжове..ое варенье, лимо..ые дольки,перепели..ные яйца, гуси..ный паштет.

На какую тему можно создать текст, используя прилагательные, которые мы анализируем  на уроке?

Кулинария – область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи.

Слово пришло к нам из латинского языка.

Сulina-кухня.

Каждый кулинар в первую очередь должен уметь приготовить блюда, без которых не может обойтись ни один человек.

Догадайтесь, какое блюдо скрывается за этим нехитрым рецептом?

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (каша)

Где в языке отражается важность этого блюда? Где говорится о том, каша была любимым русским блюдом, без которого не проходило ни одно застолье?

В пословицах и поговорках.

Например, что означают эти пословицы?

«С ним каши не сваришь.» (о ненадежном человеке)

« Башмак каши просит.» ( о рваной подошве)

« Кто кашу заварил, тот ее и расхлебывай.» ( о поступках, требующих исправления)

Какие каши знали на Руси? (работаем у доски)

Каша из овса- овсяная каша

Каша из ячменя – ячменная каша

Каша из манки – манная каша

Каша из пшена – пшенная каша

Каша из проса – просяная каша

(выделите суффиксы)

В посуде из какого  материала можно подавать кашу?(из стекла, из олова, из дерева)

Чтобы ответить на этот вопрос, составьте простое распространенное предложение.

Кашу обычно подают в стеклянных, оловянных и деревянных мисках.

Выделите суффиксы в прилагательных , сколько н написали?

(выделяют суффиксы, говорят, что это исключения)

Молодцы!!! Кашу сварили,  а теперь давайте немножечко отдохнем.

Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с одной и двумя буквами н. если вы согласны с моим утверждением, то киваем головами вниз, не согласны – по сторонам.

  1. В пословице « Острый язык – дарование, а длинный – наказание» имеется прилагательное  с двумя буквами н.
  2. В пословице « Старинная пословица не на ветер молвится» есть прилагательное с одной буквой н.
  3. В пословице и глиняная чаша мила имеется прилагательное с двумя буквами н.
  4. ( физкультминутка выполняется с суджоками)

Какое блюдо в русской кухне считается традиционно обеденным и тоже может подаваться в глиняном горшочке?

Ай да суп!

Глубоко -  не мелко

Корабли в тарелках;

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка,

Картошка, и крупы немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

Рецептов супов много , а мы вместе с вами и нашими гостями сварим щи на свином бульоне и сделаем все, чтобы было вкусно-вкусно. Гости , присоединяйтесь.

  1. Составьте рецепт щей из следующих ингредиентов, используя глаголы повелительного наклонения. Для облегчения задачи я даю вам глаголы в неопределенной форме.

Сви..ой бульон

порезать

Сладкая морковь

обжарить

Свежая белокача..ая капуста

опустить

Свежая зелень

добавить

Пря..ые специи

подавать

Репчатый лук

посолить

Румя..ый ржа..ой хлеб

Пожелать приятного аппетита

измельчить

С чего начинаем готовить щи? (работа у доски)

Порежьте свежую белокачанную капусту. Измельчите и обжарьте сладкую морковь и репчатый лук. Все это опустите в свиной бульон. Добавьте свежую зелень и пряные специи. Посолите. Подавайте к столу с румяным ржаным хлебом. Приятного аппетита!

(обсуждение написания прилагательных, в которых пишется одна буква н и относится она к основе)

Вспомните другие подобные прилагательные.

(синий, зеленый, дельфиний, юный)

  1. А теперь выполните самостоятельно 5 задание, вставьте пропущенные буквы, а потом мы вместе проверим и оценим ваши знания.

Итак, кулинарные традиции Руси очень богаты. Обратимся к тексту.(читаем вслух). Для того, чтобы облегчить понимание текста, необходимо расставить знаки препинания.

Кулинарные пристрастия Руси отразились в старинных сказках пословицах и поговорках. Румяные наливные яблочки ржаные и пшеничные караваи крупяные каши все живет в русском фольклоре.

        Подлинным творцом этого изобилия является народ. Здесь отразились его истинные традиции гостеприимство и добродушие.

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

Составьте схемы однородных предложений.

( пока класс работает с текстом, один человек рисует схемы у доски, проверяем)

О чем говорится в тексте? Назовите его тему.

Какая лексика помогла нам и нашим гостям определить тему?

Итоги урока:

  1. С какой орфограммой вы сегодня работали?
  2. Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.
  3. Над какими орфограммами вам пришлось работать в течение урока?
  4. Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились?( лексика, словообразование, синтаксис)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...