Подготовка к сочинению по юмористическим картинкам с использованием ИКТ
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Васина Ирина Анатольевна

Подготовка к юмористическому сочинению по сюжетным картинкам с использованием ИКТ. Цели урока: 

обучающие: закрепить представление учащихся о средствах создания юмористического повествования; обучить приёмам сочинения-рассказа по сюжетным картинкам

развивающие:развивать образное мышление учащихся; умение определять тему и идею художественного произведения

воспитательная: воспитывать интерес к языку через работу с текстами художественных произведений.

 Урок включает в себя речевую разминку (стихотворение О.Григорьева "Дачник"), работу по теме урока с использованием презентации, просмотр фрагментов кинофильма "Ночь перед Рождеством" по повести Н.В.Гоголя, работу с художественными текстами юмористического содержания, рефлексию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_razvitiya_rechi.zip21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассказу по юмористическим картинкам

(с использованием ИКТ)

класс: 6

Цели урока:

обучающие:

  1. закрепить представление учащихся о средствах создания юмористического повествования;
  2. обучение приемам сочинения-рассказа по сюжетным картинкам

развивающие:

  1. развивать образное мышление учащихся;
  2. развивать умение определять тему и идею художественного произведения

воспитательная:

  1. воспитывать интерес к русскому языку и литературе через работу с текстами художественных произведений.

Оборудование: проектор,ноутбук,  презентация, фрагменты фильма «Ночь перед Рождеством» по повести Н.В.Гоголя, выставка книг юмористического содержания.

Ход урока

  1. Речевая разминка.  Мотивация к действию.

Слайд 1 -приветствие

Слайд 2 — текст стихотворения О Григорьева

  1. Чтение стихотворения О.Григорьева «Дачник»

Дачник взял кошелёк и корзину,

В лес пошёл покупать малину.

Вернулся домой, не принёс ничего!

Ягоды есть, продавцов никого!

  1. Какова тема стихотворения?
  2. Можно ли это стихотворение назвать юмористическим? Почему?
  3. Какие слова следует выделить интонационно, чтобы показать нелепость ситуации?
  4. Прочитайте выразительно.
  5. Какое средство использует поэт для создания комического эффекта?
  6. Возможна ли такая ситуация в реальной жизни?

  1. Работа по теме урока

  1. Определение темы и целей урока учащимися.

Сегодня мы будем учиться писать сочинение по сюжетным картинкам.

- Как вы думаете, почему в качестве речевой разминки мы использовали юмористическое стихотворение?

  1. - Значит, какое сочинение мы будем писать?

- Что нам нужно вспомнить, чтобы написать юмористический рассказ?

Слайд 3 — тема и цели урока

  1. Опрос по теме

  1. Что такое юмор?
  2. Назовите известные вам юмористические произведения.
  3. Какие средства создания комического используют в своих произведениях писатели и поэты?

Неожиданную завязку, развязку,

необычность ситуаций, поступков,

«говорящие фамилии», каламбур

  1. Просмотр фрагмента фильма «Ночь перед Рождеством» по  повести Н.В.Гоголя  

На партах  у школьников — отрывки из повести Н.В.Гоголя : ...Между тем торжествующая супруга развязала мешок и заглянула в него. Но, верно, старые глаза её...

-  Определите, какое выразительное средство использует автор для создания комического эффекта?

  1. Неожиданная развязка

Учитель: В основе юмористических произведений может лежать забавная ситуация, в которую неожиданно попадают герои.

  1. Просмотр фрагмента фильма

Работа с отрывками из повести:  ...Чёрт между тем не на шутку разнежился у Солохи...

  1. Определите, в какой ситуации оказались  следующие герои повести?

Герои оказываются в ситуации,        

когда они вынуждены совершать    

не соответствующие их положению

поступки.

  1. У Ю.Коваля есть повесть «Приключения Васи Куролесова».
  2. Можете вы по названию данного произведения определить его характер? Что вам в этом помогает?
  1. Смешные фамилии
  1. Работа с сюжетными картинками учебника.
  1. Можно ли по данным картинкам написать законченный рассказ ?

Нет, рисунки не дают полного

представленияо происходящих

событиях. На них  не показано

    с чего начинались и чем            

закончились события.                

  1. Какой момент развития действия изображен на рисунках?

Слайд 4 — определение кульминации

  1. Рассматривая картинки, мы можем сказать, почему банка упала и разбилась?

Можем только предположить

  1. Как это могло произойти? Кто в этом виноват?
  2. Что вы можете сказать о поведении кота по этим рисункам?
  3. Как вы думаете, чем закончилась история?
  4. Вспомните тексты, с которыми мы работали. С какой целью включает автор в повествование диалог?

Сделать повествование более живым,

лучше представить своих героев.      

     

Вывод: Чтобы написать интересный рассказ по данным картинкам, необходимо придумать начало (завязку), рассказать о действиях героев по рисункам, включить в повествование диалог,  показать, чем закончилась история ( развязка).

  1. Задание на дом.

Слайд 5

  1. Рефлексия урока

Слайд 6 (спасибо за урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...

Использование речевых клише при подготовке к сочинению по литературе в формате ЕГЭ

При подготовке к ЕГЭ по литературе учащиеся испытывают определенные трудности при написании сочинений как по заданным конкретным прозаическим эпизодам или поэтическим отрывкам и целым стихотворениям, ...

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.Место урок...

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни.

Данный материал поможет провести урок развития речи в 5 классе....

Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ .Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения.

Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ был проведен для учителей школы.Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения является эффективной формой работы учащихся....