Рабочая программа "Метод проектов 7 класс"
рабочая программа по русскому языку по теме

Кузнецова Людмила Николаевна

7Б класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_7b_kl.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена  и одобрена на заседании                                         Утверждена руководителем

Кафедры русского языка и литературы                                 образовательного учреждения

Заведующий   кафедрой______________                                           ____________/_______________

                                                                                              /_____________________________/                                                        

«___»_________________20      г.

                                                                                            «___»____________________20      г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Метод проектов» в 7Б классе

Кузнецова

                                        Людмила                               Николаевна,

                                                                                          учитель русского языка

                                                                      и литературы

2012-2013 учебный  год

Пояснительная записка

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях "прагматической педагогики", основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребёнка была идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира. Он считал, что вслед за человечеством ребёнок должен повторить путь познания окружающего мира.

Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем “делания”, в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и, в целом, восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. 

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. 

Цели курса:

  • Создание условий для развития способностей к самообразованию детей.
  •   Освоение Интернет - технологий, используемых для решения творческих образовательных задач.
  •  Включение детей в проектную форму работы, являющуюся основной в старшей школе.
  • Создание условий для адекватной самооценки, рефлексии собственной творческой деятельности.

Методика организации проекта:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
  • обсуждение возникших идей;
  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;
  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
  • интерпретация данных;
  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;
  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.). 

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся): 

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте: 

  • Выбор темы проекта (исследования).
  • Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  • Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  • Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  • Собираем данные. (Ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  • Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  • Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  • Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 17 часов (полугодие) 1 час в неделю.

Тема

Цели и задачи

Количество уроков

Используемые межпредметн. связи.

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

1

Введение в курс. Метод проектов в изучении русского языка и литературы

Определение роли проектной деятельности в изучении русского языка и литературы  

1 час

Информатика, русский язык, литература

2

Классификация школьных проектов

Знакомство с классификацией школьных проектов    

 

1 час

Информатика, русский язык

3

Структура проекта, тема, цели, задачи

Знакомство со структурой проекта, уточнение намеченных целей и задач; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

1 час

 

 

Информатика, русский язык

4

Презентация как составляющая школьного проекта

Обсуждение и организация презентации школьного проекта.  

2 часа

 Информатика, русский язык, литература

5

Актуальность исследования

Перечисление и выбор  актуальных, наиболее значимых тем проектов;

1 час

   

Обществознан., литература, русский язык

6

Разработка гипотезы

Выдвижение гипотезы и предположенияо том, каков будет результат и почему?  

 

1 час    

 

Информатика, русский язык, литература, математика

7

Задачи, предопределённые целью и гипотезой проекта

Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей.

2 часа

 

Информатика, русский язык

8

Сбор и анализ информации

Поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

2 часа

Литература, русский язык

9

Оформление учебных проектов

Обучение правильному оформлению учебных проектов и исследовательских работ.

2 часа

Информатика, русский язык

10

Правильность составления титульного листа и библиографии

Обучение   грамотному оформлению титульного листа и составлению библиографии.

 

1 час

Информатика, русский язык

11

Применение наглядности и технических средств

Знакомство со способами применения в проекте наглядности и технических средств.

1 час

Информатика, русский язык

12

Защита проекта и презентации как составляющих частей проекта

Защита проекта в коллективе. Общая оценка результатов.

 

 

2 часа

Информатика, русский язык, литература

Календарно - тематическое планирование курса «Метод проектов в обучении русскому языку и литературе» в 7Б классе

Наименование темы

Вид занятия

Количество часов

Из них

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Практические занятия

Зачет

Тест

1.

Введение в курс. Метод проектов в изучении русского языка и литературы

Урок-лекция.

1

2.

Классификация школьных проектов

Комбинированный урок.

1

3.

Структура проекта, тема, цели, задачи

Урок-лекция.

1

4.

Презентация как составляющая школьного проекта

Комбинированный урок.

1

5.

Презентация как составляющая школьного проекта

Практическая работа.

1

1

6.

Актуальность исследования

Комбинированный урок.

1

7.

Разработка гипотезы

Практическая работа.

1

1

8.

Задачи, предопределённые целью и гипотезой проекта

Урок-лекция.

1

9.

Задачи, предопределённые целью и гипотезой проекта

Комбинированный урок. Практическая работа.

1

1

10.

Сбор и анализ информации

Урок-лекция.

1

11.

Сбор и анализ информации

Комбинированный урок. Практическая работа.

1

1

12.

Оформление учебных проектов

Урок-лекция.

1

13.

Оформление учебных проектов

Комбинированный урок. Практическая работа.

1

1

14.

Правильность составления титульного листа и библиографии

Урок-лекция.

1

1

15.

Применение наглядности и технических средств

Комбинированный урок.

1

1

16.

Защита проекта и презентации как составляющих частей проекта

Зачётная работа.

1

1

17.

Защита проекта и презентации как составляющих частей проекта

Зачётная работа.

1

1

Итого

17

6

2

1

Литература

  • Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  • Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД (Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.
  • Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.
  •  Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 2-е изд.,

перераб. — М.: «Русская Редакция», 2003. — 368с.  ISBN 5–7502–0251–8

Программа Intel® «Обучение для будущего» разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий (www.ict.org) и переведена на русский язык для скорейшей подготовки учителей общеобразовательных школ к эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

  • Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. - М.: Просвещение, 1994. - 159с.
  • Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.
  • Пахомова Н.Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  • Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта.//Учитель. 2000 г.№ 1, 4.
  • Интернет-ресурсы

www.childfest.ru        

-сайт фестиваля «Умник»

www.issl.dnttm.ru 

-сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

http://www.fio.samara.ru/works/19/Koroleva/I-7.htm -  сайт, посвященный методу проектов в образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проекта по географии для "Школы будущего десятиклассника" "Оценка туристических ресурсов Владимирской области""

Проект "Оценка туристических ресурсов Владимирской области" реализуется в рамках школьного лагеря "Школа будущего десятиклассника", расчитан на 5 часов. Цель курса: помочь школьникам с выбором профори...

Проект "Толерантность. Познай себя". Рабочая программа проекта.

Программа проекта, рассчитанная на 1 учебный час в неделю, конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам, последовательность и изучение материалов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проекта «Неизвестная Англия» для 10 класса на 2015-2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проекта «Неизвестная Англия» для 10 класса на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа (проект) "Индивидуальный проект"

Рабочая программа по курсу "Индивидуальный проект" для 10-11 классов....